Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Юрий Бельков: «Советский народ создавал прекрасные автомобили»
Ольга Мялова
День изобретения автомобиля Юрий Бельков по праву может добавить в копилку своих персональных праздников.
Ведь Юрий Петрович в Оренбурге известен не только как атаман городского Оренбургского казачьего общества «Славянское», меценат и активный общественный деятель, президент Оренбургской региональной общественной организации «Спортивная федерация «Универсальный бой», но и как председатель клуба антикварных автомобилей «Ретро». Его старинные «форды», «эмки», «победы», «москвичи» — неизменные участники Парада Победы, Дня города и, пожалуй, всех ярких городских мероприятий. А кроме того, они очень пригодились кинорежиссёру Станиславу Говорухину во время съёмок фильма по роману Дудинцева «Не хлебом единым»… Впрочем, обо всём по порядку.
— Юрий Петрович, как и когда появился ваш автоклуб «Ретро»?
— Клуб в Оренбурге был основан ещё в 1972 году. Но, по большей части, каждый занимался своими автомобилями у себя дома. А когда первый председатель клуба Павел Турчин трагически погиб, начался разброд, многие стали распродавать машины. А тут ещё разруха началась после распада СССР… В общем, многие раритеты тогда ушли из области. Но я все свои смог сохранить. Такая уж у меня привычка – приобретать и ничего потом не продавать. У меня, например, два автомобиля «ЗиМ» («ГАЗ-12») (1955 и 1959 годов выпуска). Казалось бы, один «ЗиМ» можно было бы продать и на эти деньги провести ремонт, развивать клуб дальше. Но я так думаю, что продать-то всегда можно, а вот купить – уже не получится.
В 1989 году я создал производственный кооператив по ремонту автомобилей «Удел». В 1994 году на его базе и появился возрождённый клуб антикварных автомобилей «Ретро».
Соседство с автосервисом помогает содержать и восстанавливать старинные автомобили. Тем же «зимам» – более 60 лет, уже и дорогостоящая когда-то обшивка парадным сукном подгнила – время-то идёт… Но благодаря ремонту машины на ходу.
И это только один плюс нашего клуба. Второй в том, что к нам часто, особенно на летних каникулах, приходят школьники и с большим интересом «крутят гайки». Много хорошего и полезного ребятишки для себя извлекают. Может быть, кто-то и профессию для себя найдёт.
— Сколько сейчас автомобилей в вашем клубе?
— Сейчас у нас более 60 автомобилей. Среди них «ГАЗ-67» (1950 г. выпуска), «ГАЗ М-20» (1954), «Вандерер» (1939), «Форд-4» (1940), «Форд-Эфель» (1933), «Опель-Кадет» (1937), «ГАЗ М-1» (1938) и многие другие. Большинство из них пока на реконструкции, но больше 25 – на ходу.
С ними мы участвуем во многих городских мероприятиях, будь это праздники, организованные администрацией города, мероприятия МЧС или ГАИ. Когда выставляем наши машины на Парад Победы, у многих ветеранов — слёзы на глазах. Слышим, как они друг другу говорят: «О, а на этой машине я воевал!», «А я на вот такой зерно возил!», «А я на той после войны строительством занимался»… Это очень трогает.
— Какой автомобиль можно назвать жемчужиной Вашей ретроколлекции?
— Лично для меня это «ГАЗ-67». Кстати, этот вездеход, который в народе называли «козликом», был любимой машиной маршала Жукова. Проходимость у него непревзойдённая!
А вообще, они все хороши. Настоящая реклама советского автопрома, который даже на фоне не самых благоприятных экономических условий умел создавать прекрасные автомобили, занимавшие ведущие и призовые места по всему миру. Особенно «Победа», которая была создана в честь победы нашего народа над гитлеровской Германией. Или возьмите «ГАЗ М-1» 30-х годов выпуска. Тормозная система – один в один с современной. Представляете? Автомобилю 80 лет, а мы сейчас берём для него запчасти от современного «УАЗика» или «Волги», и всё подходит! Ну а саму «Волгу» иностранцы не зря называли «трактором во фраке». Внешне она нарядная, зато внутри всё сделано мощно и добротно. Пусть коптит, дымит, зато пройдёт по любому бездорожью. Надёжная машина!
— А откуда Вы вообще берёте старинные автомобили?
— Покупаем, собираем – бывает, что и по объявлениям. Как и другие старинные вещи в нашем Музее истории Оренбургского казачества (в нём сегодня больше пяти тысяч экспонатов). Люди очень многое находят у себя на чердаках, в сундуках, в гаражах. Уверен, что оренбургские автолюбители хранят у себя ещё достаточно старинных автомобилей как память об отцах, дедах или прадедах.
— Три года назад Ваши ретромодели участвовали в съёмках фильма «Не хлебом единым…» известного кинорежиссёра Станислава Говорухина. Поделитесь, пожалуйста, впечатлением об этом сотрудничестве.
— Станислав Сергеевич нашёл нас через сайт клуба. До этого он обращался к московским владельцам автомобилей старых марок, но они за аренду своих машин требовали очень большие суммы. А потом он узнал, что в Оренбуржье, куда выехала киногруппа на съёмки, действует клуб «Ретро». Свои услуги мы ему предложили бесплатно. Нам было приятно ему помочь.
Чем так притягивают фильмы Говорухина? Он старается максимально приблизиться к действительности. Мельчайшие детали должны соответствовать той эпохе, о которой рассказывает фильм. Помните старинные здания в фильме «Место встречи изменить нельзя?»… А на съёмках фильма «Не хлебом единым…» (они проходили в Москве, затем – в Новотроицке) меня больше всего поразило то, что он попросил разжечь старую доменную печь. Казалось бы, вовсю работают современные! Но нет, ему нужна была достоверность. Много было возни с этой печью, все ругались, но просьбу выполнили. И автомобили тоже должны были соответствовать – не только снаружи, но и изнутри, по всем техническим показателям.
Станислав Сергеевич Говорухин – человек, безусловно, выдающийся. При всём своём авторитете держится вполне демократично. На съёмках мы не раз играли с ним в бильярд, состязались в шахматы… К сожалению, жизнь у него складывалась не очень счастливо. Сын погиб – в Афгане воевал, потерял ногу… А ведь такой человек мог бы и найти способ, чтобы не посылать сына на службу. Но он всё делает как положено и славой своей никогда не пользуется.
Одним словом, порядочный и уважаемый человек, работать с которым за честь. Кстати, нам это ещё предстоит. В августе поедем со своими машинами в Таллинн на съёмки его фильма «Конец прекрасной эпохи».
Юрий Петрович Бельков родился в 1948 году в Переволоцком районе Оренбургской области. В советское время прошёл трудовой путь от рабочего Оренбургской дистанции пути до главного инженера одного из оборонных предприятий, заочно получив специальность «инженера-строителя».В 2003 году Юрий Бельков со своей командой приобрёл здания развалившегося деревообрабатывающего цеха, который преобразовал в торговый комплекс «Славянский базар», где сегодня работают более пяти тысяч человек. В 2005 году здесь было создано казачье общество «Славянское», атаманом которого был избран Юрий Бельков. За плечами «Славянского» немало добрых дел, среди которых – сооружение стелы почётному гражданину города Оренбурга митрополиту Леонтию, открытие музея Оренбургского казачества, проведение областного Пушкинского праздника в селе Ташла Тюльганского района и многое другое.
День 29 января 1886 считается днём рождения первого в мире бензинового автомобиля, так как именно тогда Бенц получил патент №37435 на своё изобретение. Это был трёхколёсный двухместный экипаж на высоких оспицованных колёсах, на который Бенц поставил свой новый четырёхтактный бензиновый мотор с водяным охлаждением мощностью всего 0,9 л.с.Однако остаётся только удивляться современникам, которые совсем не обратили внимания на величайшее изобретение века. Ни этому трёхколёсному автомобилю, ни его последователям не удалось прорваться на рынки Германии и Франции.