Новости

Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.

14 ноября

14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.

14 ноября

С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.

13 ноября

Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.

13 ноября

Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.

13 ноября




«Не привыкайте к чудесам…»

-----
Слово «чудо» на церковнославянском языке означает «знамение». А знамение — это знак, который нуждается в толковании. Как относиться к чудесам, что нужно знать, чтобы отличить истинное чудо от ложного? Ведь апостол Иоанн Богослов сказал: «Не всякому духу верьте».
Слово «чудо» на церковнославянском языке означает «знамение». А знамение — это знак, который нуждается в толковании. Как относиться к чудесам, что нужно знать, чтобы отличить истинное чудо от ложного? Ведь апостол Иоанн Богослов сказал: «Не всякому духу верьте».

Как предлагает Церковь действовать в случаях, если вы столкнулись с необъяснимым явлением? Комментирует иеромонах Макарий (Маркиш), клирик Свято-Введенского монастыря (г. Иваново).
— В XIX веке в России действовали жёсткие правила об освидетельствовании икон: в случае мироточения икона опечатывалась, помещалась в алтарь, при освидетельствовании было обязательным не менее трёх свидетелей, один из которых — в священном сане (желательно благочинный округа). Только так икону могли признать чудотворной. Неканонические изображения вовсе не рассматривались. Есть ли сейчас подобные правила?
— Сейчас мы не можем опереться на формальные правила прошлого. Но дух этих правил — трезвение, бдительность в восприятии чудесных явлений — абсолютно не переменился.
Человеку свойственно думать, что, приближаясь к чуду, он приближается к Богу. Можно растащить на кусочки камень святого Серафима Саровского, но нельзя считать их гарантией помощи. Есть грань между молитвой с верой, что Бог услышит, и требованием, чтобы было так, как просишь. Разница в том, за кем в молитве остаётся последнее слово: да будет воля Твоя или моя?
Главный критерий позиции Церкви в отношении чудес неизменен — верность Евангелию. Все истинные чудеса не несут ничего нового, чего не было бы в Евангелии, в церковном наследии. Ложные чудеса отталкивают нас от полноты Церкви, от послушания священноначалию, от евангельской истины. Ложные чудеса несут разлад, расколы вместо евангельского духа любви, мира, братолюбия.
— Если мы столкнулись с непонятным явлением: замироточила икона или случилось ещё что-то необъяснимое, как понять, истинное чудо или нет?
— Для таких случаев есть чёткая святоотеческая рекомендация: с ходу не отвергать и не принимать. Потому что если мы с ходу отвергнем истинное чудо, наша душа и воля могут окостенеть к принятию Духа Божия. Если же примем ложное чудо — можем впасть в обольщение. Поэтому надо учиться различать и ждать плодов. Не торопиться, не горячиться. Основным критерием здесь остаётся соборный вывод священноначалия, а не наше личное мнение. Поговорите с духовником, с благочинным, с епископом. Соборное мнение Церкви может быть разного уровня: это может быть архиерейский собор, это может быть обоснованное суждение клириков данного конкретного благочиния, которое пока на церковном уровне никто не оспорил. Здесь важен сам принцип соборности.
— А если духовник благословляет, например, поехать «к святыньке», а мнение других приходских священников отличается от мнения духовника?
— Случается, конечно, что кто-то из местного духовенства ошибается в своих оценках какого-либо явления и начинает распространять свои взгляды среди прихожан. А те, в свою очередь, считают себя обязанными ложно понятым «послушанием духовнику». Здесь следует опираться на Определение Священного синода 28-29 декабря 1998 года, где говорится: «Напомнить православной пастве о том, что советы духовника не должны противоречить Священному Писанию, Священному Преданию, учению святых отцов и каноническим установлениям Православной Церкви: в случае же расхождения таковых советов с указанными установлениями предпочтение должно отдаваться последним».
В вопросах таинственных и запутанных надо опираться на мудрость Церкви, на её опыт. А что значит — опереться на опыт Церкви? Почитайте, что говорят об этом святые отцы, и этот духовный труд, вдумчивое чтение, будет работой вашей души в деле учёбы по различению духов.
— А может ли Церковь ошибаться в подобных вопросах?
— Конечно, у некоторых возникают сомнения: что, если Церковь не права, а наш «старец» прав? Что, если именно он — единственный подлинный святой, а все остальные – вероотступники. Что, если наше чудо — подлинное откровение Божие, а все его критики заблуждаются? Бывали ведь случаи, когда отменялись решения целых соборов, когда Церковь исправляла допущенные в прошлом ошибки.
Что ответить на такие мысли, какими доводами утешить мятежную душу?
Церковь не живёт логическими доводами, она живёт Христом. Логическим доводам есть место в церковной жизни, и очень важное место — но не самое важное. И приведённые сомнения демонстрируют этот фундаментальный факт. Если можно было бы свести христианство к логическим доводам, в нём не было бы места Самому Христу — Богу, Который стал Человеком и принял смерть за людей. «Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, для Эллинов же безумие» (1 Кор. 1, 23). Сомневающимся скажу: ищите Христа. Ищите внимательно и неотступно. Видите ли вы Его в фальшивых «иконах», в скандальных историях ложных «чудес», в истериках и экзальтации «благодатных матушек», в бессвязных прокламациях расколоучителей? Встаньте сами перед Его Лицом и спросите Его: «Господи, где Ты?» — и если вы не верите Его Церкви, то пусть Его ответ станет для вас последней мерой истины. Ведь ответ вам так или иначе держать перед Христом.
— Известно, что прославление многих чудотворных икон шло в России «снизу». Например, в истории чудесного обретения Казанской иконы Божией Матери в 1579 году говорится, что девочке Матроне, которой во сне явилась Божия Матерь и повелела сообщить архиепископу, чтобы извлекли из земли Её образ, никто не поверил. И только после того, как девочка с матерью нашли икону в месте, где указала Богородица, образ торжественно перенесли в храм. В чём смысл отражённого в церковном предании некоего разногласия церковной власти и «простых людей»?
— В истории Церкви бывало, когда священноначалие (в лице тех или иных его представителей) оказывалось неправо в споре с «простыми людьми». В любом споре есть правая и неправая сторона, а нередко правота и неправота распределяются между сторонами. «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами» (1 Кор. 11, 19), — свидетельствует Новый Завет. В таких разногласиях «выявляются искусные» и среди священноначалия, и среди «простых людей». Православие, в отличие от римо-католицизма, не делит Церковь на «учащих» и «учащихся»; у нас нет «непогрешимых», все мы учимся, все вместе стремимся достичь Истины — Самого Христа.
Да, много сейчас случаев чудесных явлений, когда священноначалие говорит: не знаем! И это нормальный, честный и смиренный ответ. Наша Церковь после почти века ига атеизма ещё продолжает восстанавливать духовные традиции. Церковь учится, и пусть вместе с ней учатся её верные чада, а не ставят себя выше и мудрее Церкви, вынося своё решение.
А.С. Хомяков писал: «Мудрость, живущая в тебе, не есть тебе данная лично, но тебе как члену Церкви, и дана тебе отчасти, не уничтожая совершенно твою личную ложь; дана же Церкви в полноте истины и без примеси лжи. Посему не суди Церковь, но повинуйся ей, чтобы не отнялась от тебя мудрость» («Церковь Одна»).
Веру в Бога нельзя строить на вере в чудо, даже самое истинное. Сколько учёные ни изучали Туринскую плащаницу, делая важные открытия на вопрос «есть ли Бог?», эти исследования ответа не дают.
Полнота истины без примеси лжи достигается Церковью не вдруг, не сразу; бывает, требуются долгие годы молитвенных и богословских трудов, исповедничества и духовной борьбы, прежде чем истина проявится с полной ясностью и неопровержимостью. К примеру, иконоборческий собор в 754 году осудил почитание икон, однако его решения были опровергнуты VII Вселенским собором, где было восстановлено иконопочитание наравне с почитанием Святого Креста и Евангелия.
Если представить, что какому-либо человеку святой жизни дано действительно от Бога знание, что вот какое-либо чудо — истинное, а Церковь не вынесла никакого решения, если это действительно праведник, его действиями будет смирение и терпение. Никогда он не станет противопоставлять своё мнение мнению Церкви, не станет окружать себя «верными» людьми, вызывая соблазн, сомнения и непослушание. Кто отец раздоров и непослушания? Дьявол. Христос же «смирил себя, быв послушным даже до смерти и смерти крестной». (Флп. 2, 8). Ведь смирение — это не страх и не простое молчание. Подлинное смирение — это мудрость. Посмотрите, кому выгодно, чтобы наша Церковь, только недавно получившая свободу голоса, совсем недавно начавшая собирать своих чад, страдала от расколов? «Раздирать ризы Церкви» — великий грех и большая радость для лукавого.
Праведник знает, что Бог поругаем не бывает, и настанет день, когда обнаружится правда. Вспомните святого Серафима Саровского. Он был гоним своим настоятелем, завидовавшим ему. Он был долго не прославляем Святейшим синодом. Но Бог нашёл способ прославить его. Надо уметь оставлять в своих действиях место для Бога.
Я могу рассказать, как сам повёл себя в одном таком случае: стою я в храме во время службы, вдруг ко мне подходит наш священник и говорит тихо: ты знаешь, кажется, у нас замироточил крест. Очень спокойно сказал. Я никому больше ничего не стал говорить, подошёл ко кресту, вижу действительно есть жидкость на перекладине креста. Посмотрел: сверху ничего не капает, от лампады не может быть — масло из лампады не стреляет вверх. Мы пожали плечами, перекрестились и пошли. Не стали кричать, что это чудо нам Бог послал или бес нас искушает, мы приняли это как реальность и разошлись по своим кельям с молитвой и благодарностью Богу за всё.
Не надо думать, что исходя из позиции трезвения в отношении к чудесным явлениям Православная Церковь умаляет чудеса: ничего подобного! Но она утверждает, что на сегодняшний день под прикрытием чудесных и сверхъестественных явлений идёт массированная атака на Церковь со стороны её врагов, видимых и невидимых, поэтому требуется особая осмотрительность и осторожность.
Если вспомнить Ветхий Завет, писания древних пророков, мы увидим огромное многообразие чудесных явлений и знамений, но всему свой срок. Пророки жили в те времена, когда ещё не произошло величайшего чуда человеческой истории — воплощения, смерти и воскресения Живого Бога, которое возвращается к нам ежедневно в Таинстве Святой Евхаристии. Современная чудомания несёт в себе ясную тенденцию: подменить и закрыть это Истинное Чудо от сознания верующих.
Беседовала Ирина Лухманова.
 
Техника безопасности
Важно помнить: христианская вера не может строиться на чуде. Чудо не может быть критерием веры и истины. Не все чудеса — от Бога. Из Священного Писания мы знаем, что многие чудеса может подделать сатана.
Неправильно искать чудес. Стремление к чуду — это нездоровье души, недоверие Богу и Его доброй воле по отношению к нам. Этим может воспользоваться дьявол, чтобы прельстить неопытную душу.
Нельзя считать, что мироточение иконы само по себе — признак истинности чуда.
Известно, что ещё в древности «мироточили» и языческие статуи, и сейчас «мироточат» и «благоухают» многие сектантские изображения, например, лжеиконы Божией Матери «Воскрешающая Русь», «Воительница», «Дары дающая».
Церковь категорически не признаёт мироточение любых самочинных «икон», изображений и т. д. Это грех непослушания Церкви.
Возить иконы «на мироточение» — совершенно неправильно. Истинное чудо невозможно «размножить» по воле человека. «Мироточение» иконы дома, которая перестаёт мироточить в храме, Церковь не признаёт истинным.
Нельзя принимать помазание от нецерковных, неканонических изображений. Каноническая икона может быть признана чудотворной только специально созданной церковной комиссией. Чтобы не втянуться в круг «агитаторов» за чудеса, не распространяйте сами, без благословения священника, никаких изображений, листовок и изданий, иначе вы введете людей в соблазн.
Если в вашей жизни произошло какое-то чудо, до совета со священниками неразумно делать его достоянием широкой гласности. Это может быть исключительно личное, для вас, для вашего вразумления явленное чудо. В Евангелии Христос нередко, исцелив человека, просил никому не говорить об этом. Практика показала, что широкое обнародование чудес по человеческой немощи часто приводит участников к прелести, корысти, духовному повреждению.
Если что-то необычное происходит в вашем доме, не надо вести икону «по старцам» или искать священника, который «примет» явление. Соблюдая церковную иерархию, надо сообщить об этом благочинному, который, удостоверившись в реальности явления, создаст церковную комиссию. До выводов комиссии не должно быть никаких публикаций об этом событии, никаких паломничеств в ваш дом. Разумнее передать эту икону в церковь.
Каким бы ни было решение священноначалия, как церковный человек вы должны подчиниться ему, не проявляя самочиния, не пытаться самовольно организовывать крестные ходы с иконой или иные мероприятия.
По книге «Чудеса истинные и ложные», изд. «Даниловский благовестник», 2007 год.

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.