Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
"Отец, я верну нам страну!.."
Гражданская поэзия современной России
Александр Старых
Когда читал этот сборник, заболело сердце. Такой концентрации человеческой и гражданской боли, выплеснувшейся в обжигающие стихотворные строчки, не найти на нынешних книжных полках: литература такого рода опасна для тех, кто сегодня на обломках державы властно насаждает ядовитые "демократические" цветы. Она будит достоинство личности и национальные чувства, а эти качества смертельно ненавистны тем, кто привык повелевать человечьим стадом.
В самом названии сборника - "Была страна, была война, была любовь" - слышится звук поминального колокола. Но это лишь первый звук, в нем плач не только по утраченной стране, и больше того - не по советским даже временам. Очередной слом истории сотрясает глубинные тектонические пласты национального сознания. Поэт улавливает эти подземные гулы и как проводник высшей правды и Божьей мысли о русском человеке являет миру откровения совсем не "советского" свойства.
Разрастается зло, выползает из темных щелей,
Погремушками слов азиаты гремят на рассвете...
Встань за Родину, друг мой! Молись и себя не жалей -
От безбожных отцов не рождаются русские дети.
(В. Шемшученко)
Пушкинское "Над вымыслом слезами обольюсь" в контексте сборника звучит не как упоение от прикосновения к Гармонии через высшее эстетическое чувство, но как прорыв к жизненной правде через художественное осмысление мира носителем духовного зрения.
"Была", "были" не значит, что всё в прошлом ("Эх, Россия! Прощай, Россия! Что Россия? Её уж нет!"). Это только точка итога, промежуточный этап для осмысления и передышки. И уже качнулся маятник в противоположную - набатную - сторону, в которой другие звуки - гул грозной решимости оскорбленной и обманутой силы, с совершенно новой для русской поэзии нотой священной ожесточенности.
Хватит болтать о правах человека
И тоску нагонять!
Я встаю за ребенка-калеку
И заложницу-мать.
С марша в бой.
Поредела рота,
Не повернула вспять.
Если сегодня война - работа,
Я иду убивать.
Больше России не быть в униженье -
Я соберу долги.
Здесь мой последний рубеж и сраженье.
Господи, помоги!
(В. Шемшученко)
Начав цитировать сборник, изданный в Москве, уже трудно удержаться, чтобы не прочитать его целиком. Лучше всего в этой ситуации можно было порекомендовать читателям пойти и купить его в магазине. Увы, нет такого магазина в стране, где продавалась бы эта книга. Но об этом чуть позже.
Составитель сборника - секретарь Союза писателей России Л.Г. Баранова-Гонченко. В число пятидесяти авторов из России, Казахстана, Белоруссии и Украины она включила поэтов, чьи имена связаны с оренбургской землей или имеют к ней отношение, - Геннадий Хомутов, Геннадий Красников, Надежда Емельянова, Александр Вырвич, Диана Кан, Николай Пашков, Павел Рыков и Евгений Курдаков. Этот факт свидетельствует о заметном местоположении Оренбурга на литературной карте России.
В телефонном разговоре с Ларисой Георгиевной мы поинтересовались, как создавалась эта необычная книга, какими принципами руководствовался составитель.
- В этом сборнике отчасти свершилась моя давняя мечта. Я давно хотела показать хрестоматийные стихи нового поколения. То есть те, которые становятся классикой при жизни авторов. Мы привыкли к тому, что хрестоматийными называют стихи ушедших поэтов. Я же называю так те произведения, которые высокохудожественно и исторически точно отражают характер своего времени. Особое значение в сборнике принадлежит разделу "Новая хрестоматия". Подбором стихов в нем я показываю, что, на мой взгляд, является главным в сегодняшнем поэтическом дне России. В этих произведениях отразилась эпоха, вместившая историю Великой Отечественной войны, историю России в целом и болезненное ощущение перелома.
Авторам, представленным в этом разделе, досталось такое время, что они не стали известными. Не потому, что не заслужили, а потому, что в это время поэзия в условиях засилья массовой культуры не звучала вообще. Если поколение Анатолия Передреева, Станислава Куняева, Николая Рубцова, Юрия Кузнецова еще выходило к читателю, то следующее, которое включено в этот раздел, к массовому читателю практически не вышло, но оно существует, и, более того, я придаю включенным в раздел стихам значение классики.
- Лариса Георгиевна, так получилось или гражданственность была главной мерой при составлении сборника?
- Гражданское звучание в данном случае для меня было первостепенным. Но гражданскому пафосу стихов в сборнике сопутствует высокий уровень художественного выражения. Я считаю, что произведения вашего оренбургского поэта Геннадия Хомутова, например, это стихи букваря. Их надо с младенческого возраста читать детям, изучать в школе - они хрестоматийны и в этом смысле.
- А как Вы собирали стихи для раздела "Новая хрестоматия"?
- Я посвятила этому целую жизнь, и еще не всё в него вошло. Стихи собирались как близкие моему сердцу и эстетическому чувству. И поэтому мне легко было это делать.
Во второй раздел "Живое дыханье России" вошли авторы, которые практически неизвестны широкому кругу читателей.
Первый подобный сборник "Любимые дети державы", составленный Барановой-Гонченко, вышел в Москве два года назад мизерным по советским меркам тиражом в одну тысячу экземпляров, но зато в твердой обложке, потому что для издания нашелся спонсор. Новой книге российских поэтов достался скромный бумажный переплет, а в выходных данных значатся... двести экземпляров. Издана она на скромные средства Союза писателей России. Так что читателям "Вечерки" предоставляется уникальная возможность познакомиться с отдельными образцами современной поэзии высокой пробы и высокого гражданского накала.
Почему на издание такой литературы в нашем Отечестве не находится денег, мы уже говорили выше. Да вы и сами поймете это, прочитав подборку стихов из сборника.
Новая
хрестоматия
Виктор Дронников
Старый солдат
Копошится в мусоре старик,
Леденеют старческие слезы.
Раньше было стыдно, но привык —
Шевелит костыликом отбросы.
Трудно стало доставать еду,
Ходит, как закованный в колодки.
Он недавно Красную Звезду
Променял на две бутылки водки.
Посмеялась жизнь над стариком,
Над освободителем Европы.
Это он прикладом и штыком
Взламывал берлинские окопы.
Предали, надули старика
Красной меди бравурные трубы.
А его ведь командир полка
Целовал в обветренные губы.
Там его товарищи легли —
Разве за объедки демократа.
До чего же суки довели
Старого российского солдата.
Геннадий Хомутов
Самодельные чернила
Скорей, скорей, скорей оттаивайте,
Чернила наши самодельные.
И ничего вы не утаивайте
Про тыловые дни метельные.
Про наши беды неисчетные,
Про будни строгие и хмурые...
Скорей оттаивайте, черные!
Оттаивайте, красно-бурые!
Из бузины и жирной сажи,
Из бурой свеклы и из глины!
И мы напишем,
мы расскажем
Свои житейские былины
И нам чернила намекали!
(Так нам казалось каждый раз),
Как будто перья мы макали
В траншейную слепую грязь,
В огонь и дым больших пожаров
Той, фронтовой,
родной земли.
И строчки черные бежали,
И строчки красные текли.
А до победы долго топать
Солдатам нашим
до Берлина...
В чернилах копоть, копоть, копоть,
Огонь и дым,
и кровь, и глина...
Геннадий Красников
* * *
И мне не додумать даже,
Какой там ударит салют.
Сергей Орлов
Без вас будет пусто на свете,
Когда достопамятным днем
Мы — послевоенные дети —
К Большому театру придем.
Уже ветерану в ту пору —
Среди невидавших войны...
На нас будут юные взоры
С волнением устремлены.
Ведь мы родились под раскаты
Победных салютов и труб,
И горькие наши рассказы
Из первых получены рук.
В немыслимых розах и маршах
Впервые за столько-то лет
В тот день на живых и на павших
Уже разделения нет.
Весенний, счастливый, прекрасный
Тот праздник нас будет кружить!..
И все-таки, все-таки страшно
До этого мая дожить.
Юрий Беличенко
* * *
Мы не делили ни землю, ни славу
и не плевали на свой партбилет,
и заработали только Державу. —
Жаль, что сегодня у вас ее нет.
Пусть опрокинуты наши скрижали,
и телезвезды про нас не поют —
но уважительно нам угрожали
те, кто презрительно вам подают.
Вот и довернута наша страница.
И, возвращая недоданный сон,
на некрологи текут наши лица
с Досок почета «застойных» времен.
Владимир Карпец
* * *
На Шуваловском погосте
Похоронена родня.
Мы приходим к деду в гости.
Это скучно для меня.
За рукав отца тяну я,
Мама плачет на ходу,
Ветер воет, птиц волнуя
В прикладбищенском саду.
Над березовой посадкой
Крик ворон, синичий свист...
Мама крестится украдкой,
Ибо папа — атеист.
Я кручу рукою веник,
Где-то колокол гудит,
А для бабушки священник
Дымным ладаном кадит.
Я боюсь его. Мне страшен
Дым кадила, крест и гроб.
В страхи детские окрашен
Этот рыжий русский поп.
Это он людей хоронит,
Это он такой злодей,
Это он зерно заронит
Веры будущей моей.
Живое дыханье России
Константин Паскаль
(г. Рязань)
Я верю в знамена
Я верю в знамена.
Их цвет кровяной
Навеки оправдан
великой войной.
И сколько б знамен
ни меняла страна,
Священной останется
эта война.
Я видел солдат
той далекой войны:
Они и сегодня
знаменам верны.
Воскреснув однажды,
они и сейчас
Готовы отдать
свои жизни за нас.
Я видел,
как вновь умирали они
Теперь уже в наши
бесславные дни,
Когда на развалинах
павшей страны
Держали удар
ветераны войны.
Под свист негодяев
и смех дураков
Они целовали
знамена полков
И падали замертво
в землю лицом —
Солдат за солдатом,
боец за бойцом...
А души взлетали с распятой земли,
И ангелы знамя Победы несли...
* * *
Катятся дни, словно камни замшелые
В яму бездонную.
Где же оно, бытие совершенное,
Свету подобное?
Над бездорожьями, над пепелищами
Голос простуженный:
— Слышишь ли, матушка, пасынка нищего,
Дорог ли?.. Нужен ли...
Помнишь, как мы уходили с молитвами
В дальние стороны?
Там, где крепили Державу великую,
Празднуют вороны.
Там, где полки умирали холеные
С честью и славою,
Нынче деревья стоят опаленные,
Церкви безглавые.
Тяжкою ношею помыслы грешные,
Паче деяния.
Так и скитаемся, всюду нездешние,
Без покаяния.
Матушка, есть ли дорога к спасению,
Как распознать ее?!
— Только одна. Что ведет к Воскресению
Через Распятие.
Георгий Степанченко
(г. Ржев)
* * *
Двадцатый съезд — кино из жизни мафии.
Один пахан другого мочит — мертвого.
История почище географии —
Здесь мужа надо мудрого и тертого.
Пиши, пиши в двадцатый раз историю!
Скрипи, скрипи стальным убойным перышком!
А кто-то там напишет ораторию.
А кто-то будет петь хрустальным горлышком.
Люблю я эту тварь — интеллигенцию!
Но не лепил, конечно, и не шкрабов,
А тех, кто с Родькой, тяпнув старушенцию,
Нам заправляют всяческих арапов.
С каким искусством, с ревностью какою!
Глаза горят, из губок брызжет пена.
Конечно, им не век гулять ордою,
Но на подхвате подрастает смена.
А русский Ванька дурака валяет:
То повернется на бок, то потянется;
То задницу почешет, то привстанет...
Топор, меж тем, под лавкою валяется.
* * *
Я не помню, как умер Сталин.
Помню только, как умер Брежнев.
Был один из них, как из стали,
А другой так и есть — небрежлив.
Одного провожали тризной,
Костоломкой и слез ручьями;
А другого вождя отчизны —
Смехуёчками и речами.
Одного в мавзолей вносили,
А потом спеша выносили;
А другого без всяких усилий
Прямо в стылую землю спустили.
Одного поминали лихом,
И проклятьями, и цветами;
А другого забыли тихо...
Не забыли? Ну, Брежнев с вами.
* * *
Облетел он статую Свободы,
Выжрал виски полный бутылек —
И поехал разгонять народы,
Отдав Бушу честь — «под козырек».
В Беловежье заявившись юзом,
Ельцин да Шушкевич и Кравчук
Втихаря покончили с Союзом,
Словно томагавком — Чингачгук.
И сейчас же «музыка» завыла,
Хлестанул эфир, как из ведра...
Триста лет одним семейством жили,
А теперь — подите со двора!
Кто-то ахнул, кто-то взял да помер,
Кто-то ручки белые потер —
И пошли республики, как по миру,
И завыл обманутый шахтер.
Долго после хлопали глазами,
Повторяя: «Это как же так?!»
Долго после касками стучали,
А в Кремле бесчинствовал варнак.
Ложкой бил по лысине соседа,
Царства спекулянтам раздавал,
Водку пил, рыбачил да обедал,
В «Белый дом» из пушечек стрелял.
То ль у власти выжил из умишка,
То ли просто был из Кариот...
Да Отрепьев рядом с ним — мальчишка
И, пожалуй, даже патриот.
* * *
Медведь на липовой ноге
Идет по вымершей деревне.
Нога в кирзовом сапоге,
И сам медведь какой-то древний.
Он курит крепкий самосад,
Кряхтит и кашляет с надрывом.
Вот бывший клуб, вот бывший склад,
А вот и домик над обрывом.
Ни бабки нет, ни дедки нет,
И некем нынче пообедать.
Один лишь ржавый лисапед
Торчит в хлеву каким-то бредом.
Давно уж заросло жнивье
И угодил в колодец ворот.
Внук продал дедово ружье
И укатил куда-то в город.
А внучка нынче стала блядь —
Подалась в Питер, в проститутки...
Опять набрать в лесу опят
Иль изловить хромую утку?
Пищит транзистор в кулаке —
Итог трудов и дней плачевный.
Медведь на липовой ноге
Идет по вымершей деревне.
Марина Струкова
(г. Москва)
* * *
Ты пошел на охоту
по небесной пушистой золе.
Дал оружие кто-то,
да с серебряной пулей в стволе.
В межпланетную бурю
расступилась степная заря.
Смотришь, пристально щуря
очи сумрачного янтаря,
смотришь, в гибель не веря,
перед целью не дрогнет рука.
На библейского Зверя
Бог нашел удалого стрелка.
От серебряной пули
грянет свет по великой Руси.
Если люди уснули,
разбуди, сохрани и спаси.
Если люди проснутся,
ты вернешься к родному огню.
А не сможешь вернуться,
я умру и тебя догоню.
* * *
Слушай, судьбина-бестия,
может быть, пригожусь.
В случае путешествия
я выбираю Русь.
Ставишь второе действие?
Бью по рукам с тобой —
в случае происшествия
я выбираю бой.
Звездное притяжение
и золотая твердь.
В случае поражения
я выбираю смерть.
* * *
Расставшимся со славою
с бесславием не справиться.
Страна золотоглавая
Чужой свободой давится.
То слева кто-то целится,
То справа кто-то целится:
— Тепло ли тебе, красная?
— Тепло ли тебе, девица?
Все каменные норочки
Заполнили разбойнички,
Там по ночам разборочки,
Тут по столам покойнички.
В столице нежить греется,
Заводит речи властные:
— Тепло ли тебе, девица?
— Тепло ли тебе, красная?
А на востоке горочки
под угольком Ичкерии,
И подгорели корочки
на хлебушке империи.
Где путь российский стелется,
там ставят мины частые.
— Тепло ли тебе, девица?
— Тепло ли тебе, красная?
А по задворкам мальчики —
романтики, фантастики.
На рукавах повязочки.
А на повязках — свастики.
Там юным зверем щерится
Заря огнеопасная.
— Тепло ли тебе, девица?
— Тепло ли тебе, красная?
Дрожит над миром марево,
Москва глядит растерянно.
И новой битвы зарево
плывет в зенит уверенно.
* * *
Нам не от богов известно
грядущее без прикрас.
Мы долго смотрели в бездну,
она отразилась в нас.
И стали стальными лица,
и стали глаза свинцом.
Обуглилась вмиг столица,
отвергнутая творцом.
Армадой идем немою
дворцы обрезать на слом.
Мы тьму выжигаем тьмою,
мы зло убиваем злом.
Ведет в высоту дорога,
темнейшая из дорог.
Возможно, мы верим в Бога.
Но это опасный Бог.
Мы — меч его, бич и злоба.
Смерть — избранным племенам!
И ангелы смотрят в оба,
не зная — помочь ли нам.
* * *
Если завтра война, мы поплачем о милом,
перекрестим дымящийся дол.
Проведем бэтээры по отчим могилам,
чтоб могилы никто не нашел,
Подожжем златоглавый истерзанный город,
чтобы городом враг не владел.
И зазубренный серп и заржавленный молот
Зашвырнем за небесный предел.
Все вино мы допьем и пройдем по бокалам —
никому нашу радость не пить.
Если завтра война, мы забудем о малом, —
честь и славу — за грош не купить.
Наш распахнутый мир будет светел и страшен,
голос крови сильней, чем закон.
Заминируем каждую пядь этих пашен,
динамит — под оклады икон.
Видишь — выхода нет, поднимается ветер,
Русь уводит на облачный край:
впереди только битва и огненный пепел,
позади — очарованный рай.
Владимир Шемшученко
(г. Санкт-Петербург)
* * *
Золотые слова растащило по норам ворье,
И аукнулась нам бесконечная наша
беспечность.
Поспешаем за веком и в души несем не свое,
На сегодняшний день обменяв православную
вечность.
Разрастается зло, выползает из темных
щелей,
Погремушками слов азиаты гремят на
рассвете...
Встань за Родину, друг мой!
Молись и себя
не жалей —
От безбожных отцов не рождаются русские
дети.
* * *
Дождь на Неву опустился с утра.
Пушка ударила в небо.
Дремлет страна, а в кармане — дыра,
Значит, не будет хлеба.
Не удалось ничего накопить
Выходцам из барака...
Смирно «АВРОРА» сидит на цепи,
Словно больная собака.
* * *
Снятся мне по ночам человекособаки,
Что меня убивали у всех на глазах.
Снятся мне по ночам иссык-кульские маки,
Прибалхашские степи да старый казах,
Что не выдал безумной толпе иноверца
И не смог мимолетные слезы сдержать...
Просыпаюсь от боли, сжигающей сердце,
Словно нужно опять в никуда уезжать.
Разорвали империю в клочья границы.
Разжирели каганы на скорби людской.
Там, где царствует ворон — зловещая птица,
Золотистые дыни сочатся тоской.
Южный ветер хохочет в трубе водосточной,
По-разбойничьи свищет и рвет провода...
Все назойливей запахи кухни восточной,
Чтобы мы не забыли, как пахнет беда.
Виктор Шостко
Дядя Ваня
Человек.
Под глазами круги.
Обгорели ресницы.
А на скулах тугих
Желваки,
Словно ромбы в петлицах.
Снимет шапку —
И вспыхнет волос
Клочковатое пламя.
Оробею,
Бывало, до слез.
Дядя Ваня.
Он шагает
С работы домой,
Будто гвозди вбивает.
Он такой
Неподкупно-прямой,
Что прямей не бывает.
Замирает
На улице крик
И тускнеют обновы.
Дядя Ваня идет.
Фронтовик.
В стекла впаяны вдовы.
Вячеслав Ананьев
М. Джалилю
В холодной тюрьме Моабита
о Родине плачет поэт.
Тревогою сердце пробито
и в алый окрашено цвет.
Тюремные стены высоки.
В них сгинул уже не один.
И рвутся кровавые строки
из самых сердечных глубин.
Чулпан, дорогая дочурка,
поэту припомнилась вновь.
И плачет он в дыме окурка,
и стынет горячая кровь.
Сдвигаются брови густые.
Уже недалек приговор.
Но снова средь камерной стыни
звучит о любви разговор.
И долго еще на планете
(покуда живет Человек)
большие созвучия эти
в нас будут, как слезы и смех.
Склоняются листья к могиле
и к памяти скорбной твоей.
Великое сердце Джалиля,
будь спутником жизни моей.
Евгений Семичев
(г. Новокуйбышевск, Самарская область)
Край
Не надо ни ада, ни рая.
Я был и в аду, и в раю.
Что хата родимая с краю,
Когда вся страна на краю?
Поднявшись на зореньке ранней,
Сутулясь, бреду на закат...
Кто родину любит — тот крайний.
А крайний во всем виноват.
Ни адом кромешным, ни раем
Вовек не загладить вину.
Не я ли отеческим краем
Свою называю страну?
Не я ли, не я ли, не я ли
Пронес вас сквозь ад и сквозь рай,
Бескрайние русские дали —
Погибельной пропасти край.
Мир грешный давно б завалился
В провал огнедышащих вод,
Когда б на краю не толпился
Пропащий мой русский народ.
Уважаемые читатели, если у вас возникло желание помочь переиздать сборник "Была страна, была война, была любовь" достойным тиражом и у вас есть для этого возможности, обращайтесь с предложениями в редакцию "Вечернего Оренбурга".