Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Операция «Снежок»
14 сентября 1954 года впервые в мире были проведены войсковые учения с применением ядерного оружия. Вряд ли мы узнаем, обладали ли авторы операции особым чувством юмора, назвав ядерные учения по-детски нежно «Снежок», или были просто романтиками-лириками в душе, но после атомного взрыва на Тоцком полигоне Оренбургской области вместо живописной природы обугленная земля действительно покрылась пеплом, словно снегом.
«Жила бы страна родная»
Инициатором проведения учений с применением ядерного оружия, естественно, выступило министерство обороны, но «соучастниками» стали министерства здравоохранения, атомной энергии, химической и радиотехнической промышленности. Если вдуматься, то далеко не последние умы прошлого века курировали операцию, а готовилась она почти пять лет. Руководил учениями маршал Победы Георгий Жуков, а в подготовке и в ходе учений приняли активное участие великие учёные – создатели ядерного оружия Игорь Курчатов и Кирилл Щелкин. К 50-м годам в Советском Союзе было проведено не так много испытаний атомного оружия, чтобы иметь достаточное представление о последствиях ведения ядерной войны. Тем более значимым тогда было изучение ведения боевых действий в данных условиях. Единственным подобным примером были лишь японские города Хиросима и Нагасаки, атакованные авиацией США атомными бомбами, поэтому представления о масштабах поражения у советских военачальников хоть и были, но смутные. А видение тактики, стратегии и умение оперативно управлять войсками в таких условиях отсутствовало. Закончившаяся недавно Вторая мировая война плавно перешла в стадию «холодной», и новое оружие, способное решить исход любой войны, владело умами военных и политиков всех ведущих стран. Мало было его создать, необходимо было научиться его применять и защищаться от него. Ценности «цивилизованной европейской демократии» были ещё никому неизвестны. По разные стороны Европы стояли, ощетинившись орудиями и штыками, большие боеспособные армии. Если принять во внимание эти условия, то обвинения в необдуманности и негуманности отпадают сами собой. Тем более что разработанные тогда меры и рекомендации противорадиационной защиты применяются и сейчас. Если учесть, что о последствиях тогда мало что знали, да и не думали, то необходимость таких учений была жизненной.
Операция «Снежок»
Местность была выбрана неслучайно, ландшафт Тоцкого полигона и окрестностей был похож на пейзажи средней полосы России и Европы. Операция готовилась более чем тщательно и, конечно, секретно. Необходимо было провести учения с максимальным приближением к боевой обстановке, чтобы совершенствовать противоатомную защиту войск, проверить расчёты по поражению техники и вооружения. Масштаб впечатляющий: со всей страны, со всех военных округов были сформированы сводные войсковые части и соединения. Были представлены все рода войск и все виды вооружения. Предполагалось, что участники учений в дальнейшем будут передавать боевой опыт своим товарищам по оружию. То есть если собрали и не весь цвет армии, то наиболее опытных и перспективных офицеров и солдат. Всего в соединении насчитывалось 45 тысяч человек личного состава, 320 самолётов, 500 орудий и миномётов, 600 танков и САУ – громадная по нынешним меркам группировка. Войска разделили на противников – «западных» и «восточных». Задача «восточных» состояла в том, чтобы, перейдя из обороны в наступление, прорвать первую полосу обороны, затем, применив атомный удар, прорвать вторую линию обороны и развить наступление до 40 – 50 км вглубь обороны «западных», «уничтожив» силы противника. Именно на этих учениях впервые в мире был опробован и применён в действии новый вид боевого обеспечения – противоатомная защита войск. Кроме того, отрабатывалась радиационная разведка. Бомбометание возложили на бомбардировщик «Ту-4», использовавшийся ранее на Семипалатинском полигоне. Достаточно опытный экипаж ещё до начала учений провёл пять тренировочных бомбометаний по цели.
Утро 14.09.1954 г.
После проверки готовности полигона и воинских подразделений в 9 часов 20 минут экипажу самолёта был отдан приказ о бомбометании. Примерно за 10 минут до взрыва по сигналу «Атомная тревога!» личный состав всех войск занял укрытия и убежища. Через 15 минут бомба была сброшена. Над полигоном взорвали атомную бомбу мощностью 40 килотонн. В несколько раз большую, нежели взорвали над Хиросимой. Примерно через полчаса «восточные» атаковали условного противника. К полудню передовые отряды наступавших вышли сквозь завалы и пожары в район ядерного взрыва. Если у кого-то сложилось впечатление, что солдат бросили в пекло взрыва, то не спешите делать выводы. Всё-таки одной из целей была апробация противоатомной защиты личного состава и техники. К моменту подхода воинских частей район радиоактивного загрязнения уже был обозначен специальными знаками, выставленными дозорами радиационной разведки, передовые подразделения получили полную информацию о радиационной обстановке и применяли средства защиты. Картина, которую позже описывали участники событий, была безрадостной. В результате взрыва боевая техника, танки, САУ и другое вооружение были либо перевёрнуты от ударной волны, либо раскурочены. Артиллерийские орудия полностью разрушены. Но это в эпицентре взрыва. Техника и артиллерия, находившиеся в укрытиях на расстоянии около полукилометра, получили небольшие повреждения, устранимые средним ремонтом. Конечно, удручала картина массовой гибели животных в радиусе 1,5 км от эпицентра. Тем не менее главные силы «восточных» при поддержке артиллерии атаковали «западных», и те отступили. Учения с применением атомного оружия были закончены – победа!
Результаты победы «восточных»
Через несколько дней, 17 сентября, ТАСС сообщил: «В соответствии с планом научно-исследовательских и экспериментальных работ в последние дни в Советском Союзе было проведено испытание одного из видов атомного оружия, целью испытания было изучение действия атомного взрыва. При испытании получены ценные результаты, которые помогут советским учёным и инженерам успешно решить задачи по защите от атомного нападения». Всего несколько сухих строчек о масштабном и поистине историческом событии. Что же на самом деле дало тоцкое испытание нашей стране, да и миру? Сначала об экологии. Конечно же, взрыв на пользу природе не пошёл. Но и досужие утверждения на тему «как тут все загрязнили» тоже не имеют подтверждения. Бесчисленные комиссии и исследования, проводимые и в Советском Союзе, и в современной России, так и не смогли обнаружить хоть какие-то отклонения в радиационном фоне Тоцкого полигона, а тем более окрестностей. Последнее совместное радиоэкологическое обследование Тоцкого района российскими и американскими учёными в 1994 – 1995 годах подтвердило безопасность территории и годность полигона для войсковых учений, для которых он, собственно, сейчас и используется. Мнение о повышенной онкозаболеваемости среди жителей Тоцкого и близлежащих районов тоже не находит своего подтверждения. За 50 лет количество онкобольных из Тоцкого ничем не отличалось от количества пациентов из других, например восточных, районов Оренбуржья. Тем более вопреки слухам нет никакой пандемии детских онкозаболеваний в данном регионе. Наоборот, в других районах, например Бузулукском и Бугурусланском, заболеваемость намного выше. Но, с другой стороны, ведь никто не проводил анализ миграции населения, жившего в Тоцком во время учений.
Кто же победил?
В Советском Союзе появились единственные в мире ветераны «атомной войны», получившие опыт боевых действий, правда, ценой собственных жизней и здоровья. Боевые офицеры и солдаты, многие из которых прошли сквозь огонь Великой Отечественной войны, не раздумывая, шагнули в эпицентр ядерного взрыва. Потому что Родина сказала: «Надо!». А тогда святее ничего не было. Но не только своему Отечеству послужили солдаты, офицеры, учёные и исследователи. Именно после тоцких учений с ядерным взрывом как к советским военачальникам и политикам, так и к западным пришло понимание, что атомным оружием победить нельзя. Можно только уничтожить и противника, и себя. Можно много спорить о характере тех учений, о негуманности и прочем, но одно отрицать нельзя – один учебный тоцкий взрыв предотвратил сотни других с миллионами человеческих жертв. Проведя боевую операцию, советские генералы доказали и себе, и всему миру, что ядерное оружие бесперспективно в плане самосохранения. Именно подвиг участников тоцких учений в 1954 году окончательно перевёл войну с Западом в «холодное» русло. С тех пор ядерное оружие стало лишь фактором сдерживания. Они спасли мир, возможно, остановив своим марш-броском ядерную катастрофу. Они победили.