Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
«Идти только вперёд!»
Константин Копылов
Директор оренбургской школы №34 Елена Капкова вышла в финал Всероссийского профессионального конкурса «Директор года России-2022». Корреспондент «ВО» встретился с финалисткой и узнал о том, легко ли быть руководителем современной школы, а также о подготовке Елены Евгеньевны к финалу конкурса.
#34лучшаявмире
– Елена Евгеньевна, несколько слов о том, почему свою профессиональную карьеру Вы связали с педагогикой?
– Наверное, я не буду оригинальной, если отвечу, что являюсь педагогом в третьем поколении. Я учитель английского языка, мой дедушка был длительное время директором школы в Оренбурге, мама Нина Васильевна Долматова работала учителем математики в гимназии №1 и не так давно вышла на заслуженный отдых. Я продолжаю их дело, в 2000 году окончила Оренбургский педагогический университет. Можно сказать, что с юных лет я не мыслила себя в будущем никем, кроме как учителем. Я люблю профессию педагога. Считаю её своей, занимаюсь этим с большим удовольствием и даже не представляю, кем я могла бы быть, если бы не стала учителем. Я даже больше скажу, получилось так, что не только мои прямые родственники учителя, но и моя свекровь Валентина Ивановна Капкова тоже в этой профессии – является заслуженным учителем РФ. Поэтому все мы общаемся в педагогической среде, всё это мне близко и любимо.
– Сколько лет Вы работаете в педагогической сфере? Как давно работаете в школе №34?
– В школе я начала работать сразу после окончания вуза в 2000 году, поэтому стаж у меня составляет 22 года, из них восемь лет являюсь директором школы №34. Первым местом моей работы была гимназия №1, затем работала заместителем директора в лицее №5, а с 2014 года возглавляю школу №34.
– Чем отличается образовательная деятельность школы №34 от других общеобразовательных учреждений нашего города? Расскажите об успехах и достижениях за последние годы?
– В нашей школе на данный момент учатся 1088 учеников, работают 55 педагогов, мы находимся в центре города. Отмечу, что для школ, находящихся в центральной части, сейчас не характерна такая загруженность в отличие от образовательных учреждений северо-восточного жилого района. Но наша школа здесь является исключением, численность её постоянно увеличивается. Мы сейчас работаем в две смены, чтобы ребята могли обучаться комфортно. В этом году школа №34 отмечает свой 45-летний юбилей, она открылась 1 сентября 1977 года. Поэтому наша школа с богатой историей. Одной из частей этой истории является то, что на нашей базе расположен школьный музей. Что примечательно, он был создан одним из первых в Советском Союзе. В 1949 году его основал педагог-фронтовик, тогда ещё наша школа находилась в другом здании и впоследствии претерпела несколько реорганизационных мероприятий.
С другой стороны, наше образовательное учреждение упрямо и планомерно идёт по пути прогресса. Как пример – недавно мы выиграли грант «на развитие и распространение лучшего опыта в сфере цифровых навыков». Благодаря этим средствам прошли соответствующую подготовку наши учителя, для этого были организованы не просто курсы – а они прошли стажировку в лучших центрах страны. Также благодаря гранту появилась возможность закупить цифровое оборудование – 3D-принтер, лазерный гравировальный станок, интерактивные панели, наборы для робототехники. Создание такого класса способствует формированию имиджа современной школы. Также мы стали победителями гранта «Добро не уходит на каникулы», этот грант позволил нам укрепить материальную базу в сфере воспитания. А недавно мы выиграли грант на развитие гражданского общества в номинации «Сохранение исторической памяти» с проектом «Казачий палисад» – этот грант позволил нам отремонтировать наш музей.
Если говорить о достижениях, то отмечу, что наши выпускники неоднократно получали высокие баллы при сдаче ЕГЭ. Наши ребята – постоянные участники областных и всероссийских олимпиад. Сейчас таким интересным направлением для наших ребят стал конкурс «Большая перемена». В прошлом году у нас был полуфиналист в этом конкурсе, в этом году мы ждём выход нашей участницы в финал. Среди наших учителей – отличники образования, получатели различных грантов, в том числе президентских, выпускники образовательных программ, в том числе образовательного центра «Сириус». В целом же достижения нашей школы – это достижения людей, которые её составляют, – детей, педагогов и тех сообществ, которые формируются в её стенах. Также хочу отметить, что в нашем образовательном учреждении один из наиболее профессиональных, сплочённых и стабильных педагогических коллективов города.
Диалог прежде всего
– Может ли ученик к Вам прийти, чтобы поговорить за жизнь? Каких учеников Вы чаще всего вспоминаете? Примерных или сложных?
– А разве может быть по-другому? Для меня очень важно создать такие условия и такую систему отношений, чтобы любой наш выпускник мог зайти к нам и поговорить. И у нас в этом плане доверительные отношения с ребятами. И я вижу, что они ценят это и любят школу. А что касается примерных или сложных, то это условности – в памяти остаются люди со своими особенными чертами.
– Если сравнивать современных детей с детьми лет 20 назад – что Вас сейчас в них радует, что есть, чего раньше не было?
– Конечно, ребят, которые были лет 20 назад, не сравнить с современными, они стали более свободными в общении, в отношениях друг с другом, менее зажатыми и более открытыми. У современного поколения появилась такая черта – не выбирать одну профессию навсегда, они, наоборот, хотят попробовать себя во многих сферах. Ну и самое главное их отличие в том, что современное поколение на «ты» с цифровыми технологиями и не представляет себе жизнь без цифрового пространства. И я уверена, что наши дети будут лучше, чем мы!
Впереди – финал
– Елена Евгеньевна, расскажите о своём участии в конкурсе «Директор года России». Какие этапы прошли, что предстоит в финале?
– Отмечу, что в конкурсном движении я участвую давно. Всё началось с 2004 года, когда я была участницей первого конкурса в Оренбурге «Педагогический дебют». Тогда я заняла третье место. Затем я в 2008 –
2009 годах участвовала в городском конкурсе «Учитель года», на котором уже стала первой. При этом всегда считала, что победа в любом конкурсе не является самоцелью. Я стараюсь взять максимум полезного из того пространства, которое формируется в ходе конкурса.
Для участия в конкурсе «Директор года России» я собрала своё портфолио за восемь лет работы в качестве руководителя. О конкурсе я узнала из рассылки Министерства просвещения РФ, заинтересовалась, затем пришла рекомендация от городского управления образования. В итоге решила участвовать, как раз это было летом, после того как наша школа прошла приёмку. Суть самого конкурса заключается в выявлении инновационных управленческих практик по всей стране. Заочный этап конкурса, который я успешно прошла, состоял из двух блоков. Во-первых, это представление своего портфолио, во-вторых, каждый участник должен был пройти онлайн-тестирование по вопросам, связанным с управлением образовательным учреждением. Если честно, то свои результаты в заочном этапе я прогнозировала скромно. И когда мне позвонили от исполнительного директора конкурса и сообщили о том, что я прошла в финал, была настолько удивлена, что поначалу подумала, что это чья-то шутка. В числе лучших директоров школ страны я себя не видела. Но раз так получилось, что я вышла в финал, значит, мы в своей школе делаем всё правильно.
Далее мне предстоит участие в финале, он пройдёт очно и предполагает различные мероприятия, среди них – самопрезентация, пресс-конференция, стратегические решения. В общем предстоит как минимум пройти пять этапов различной направленности. Хотя уже сам мой выход в финал конкурса я считаю своей победой и победой системы образования нашего региона. Та планка, которую мы взяли, – это уже дорогого стоит. Будем двигаться дальше, но в любом случае это будет неоценимый опыт для меня лично и для всей системы образования Оренбурга и Оренбургской области, потому что я – её неотъемлемая часть.
– Легко ли быть директором современной школы?
– Не буду в своём ответе оригинальной – быть руководителем сейчас в школе достаточно сложно, но безумно интересно. Эта работа, которая ещё не получила принципиальной оценки со стороны учёных. Директор – это ведь, по сути, учитель учителей, а им быть однозначно занятие не из лёгких. Кроме того, в директоре школы сочетаются одновременно менеджер и бизнесмен, политик и дипломат и ещё множество ипостасей.
– В моменты, когда хочется всё бросить – всё, больше не могу, сил нет – что Вы делаете?
– Очень важно полностью растворяться в своей работе, но при этом не менее важно отвлекаться от неё. У меня для этого несколько занятий. К примеру, люблю заниматься своим садом и огородом – выращиваю овощи, цветы. Я автомобилист и любительница путешествовать на автомобиле. С супругом мы исколесили почти всю европейскую часть страны. Также увлечена занятиями спортом и являюсь чемпионом своего спортивного клуба по жиму лёжа. В последние несколько лет увлекалась коллекционированием – собираю фигурки учительниц. Всё это позволяет мне не потерять себя и иметь возможность давать что-то другим.
– Есть девиз или цитата, которая Вас поддерживает?
– Латинское высказывание Non progredi est regredi – «Не идти вперёд – значит идти назад». Человек должен жить в постоянном движении, каждый день открывать для себя что-то новое, развиваться, учиться.
Справка
Директор школы №34 г. Оренбурга Елена Капкова стала финалистом основного очного этапа Всероссийского конкурса «Директор года России-2022» национального проекта «Образование». Всего на участие в отборочном этапе было подано 775 заявок от управленцев из 69 регионов России. В финал вышли 30 директоров из 24 субъектов РФ. Они продемонстрируют своё мастерство в финальных конкурсных испытаниях, которые пройдут с 30 сентября по 4 октября в областной гимназии им. Е.М. Примакова и Доме Правительства Московской области.