Новости

Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.

14 ноября

14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.

14 ноября

С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.

13 ноября

Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.

13 ноября

Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.

13 ноября




«Безоглядно делился своим даром»

+++--
«Безоглядно делился своим даром» «Безоглядно делился своим даром»

Татьяна Судоргина

80 лет назад в городе Чкалове (так назывался Оренбург с 1938 г. по 1957 г.) перестало биться сердце выдающегося музыканта Леопольда Ростроповича.

«Есть разные мастера смычка»
Жизнь накрепко связала судьбы виолончелистов Леопольда Ростроповича и уроженца Краснохолмсокй станицы Оренбургской губернии Семена Козолупова. Соученики по Петербургской консерватории, друзья-коллеги, они затем оказались и родственниками – женились на сестрах-оренбурженках Надежде и Софье Федотовых. Карьера Козолупова сложилась удачнее, чем у Леопольда Ростроповича. Пока вернувшийся из заграничного вояжа Ростропович колесил по России, доставляя местным меломанам «бесконечное художественное наслаждение», артист оркестра Большого театра Козолупов в 1911 году получил первую премию на 1-м конкурсе виолончелистов. Лауреата пригласили преподавателем в Саратовскую консерваторию. Это место спустя пять лет достанется Л. Ростроповичу благодаря рекомендации уехавшего в Киев друга Семёна.
В 1918 году Козолупов успел покинуть Киев до того, как его взяли немцы, и обосноваться в Оренбурге. Затем вновь переезжает в Саратов, а Леопольд после лагерей и последовавших скитаний около двух лет живёт и работает в Оренбурге. Козолупова приглашают в Москву, Ростропович снова перебирается в Саратов.
Газеты того времени не скупились на похвалы: «Есть разные мастера смычка. Большой первоклассный виолончелист Козолупов. Техника его совершенна, и он творит со спокойствием уверенного в своих силах художника. Ростропович – как говорят итальянцы – человек страсти, пламени. Козолупов приковывает внимание слушателей. Ростропович – волнует…»

Выступает перед киносеансами
Последние месяцы своей короткой жизни заслуженный артист РСФСР Леопольд Витольдович Ростропович провёл в эвакуации в г. Чкалове, поселившись с семьёй в доме Е.А. Лонткевич на улице Зиминской.
Документы военного времени оказались скупыми на эмоции, но всё-же поведали о том, что «с 1 сентября 1941 года в кинотеатре «Молот» (находился на улице Советской, 42, на месте торгового центра «Меридиан») перед сеансами выступает концертное трио в составе артистки Государственного ордена Ленина Большого Академического театра СССР Э. Гитер-Шипатовской, заслуженного артиста РСФСР профессора Л.В. Ростроповича, аспирантки московской консерватории Р.В. Глезер. Концерты трио слушаются с большим вниманием и пользуются заслуженным успехом». Профессор Саратовской консерватории Валентин Ханецкий, благодаря которому восстановлены оренбургские страницы жизни и творчества Леопольда и Мстислава Ростроповичей, в марте 2002 года писал об этом периоде их жизни: «Было так холодно, что музыканты вынуждены были играть в перчатках. Играли все больше переложения популярной классической музыки, которые молниеносно делал Л. Ростропович».
На концерте эвакуированных музыкантов в апреле 1942 года Леопольд Витольдович выступал вместе с сыном: «Слава Ростропович сыграл свою поэму для виолончели, прелюдию для фортепиано. Первая часть виолончельного концерта исполнена заслуженным артистом РСФСР профессором Ростроповичем с фортепианным сопровождением автора».

«Отметить производственно-академическую и шефскую работу»
В архиве оренбургского музыкального учебного заведения сохранились материалы, ярко характеризующие Леопольда Витольдовича, как талантливого преподавателя по классу виолончели. Перелистаем некоторые из них.
Бурным было заседание педагогического совета училища 19 января 1942 года. Один из преподавателей осудил поведение своих коллег, отказавшихся исполнить на концерте музыку Чайковского после «опереточных произведений». Он заявил, что «был допущен политический ляпсус, это результат нашей политической неподготовленности». Л.В. Ростропович вступив в дискуссию, заметил: «Товарищ Бычач говорит, что недостаточна политико-воспитательная работа – не спорю, но что концерт был сорван не совсем верно. Нужно было продумать номера программы, не делать слушателей несчастными людьми и затягивать так долго концерт».
Весной 1942 года здоровье Леопольда Витольдовича ухудшилось, и 15-летний Мстислав Ростропович вынужден был замещать отца на преподавательском поприще. Из выписки приказа №154 от 18 апреля 1942 года следует: «В связи с длительным тяжёлым заболеванием педагога по классу виолончели заслуженного артиста РСФСР Леопольда Витольдовича Ростроповича зачислить на временную работу педагогом музыкальной школы и музыкального училища ученика пятого курса музыкального училища С. Ростроповича…».
В заседании педсовета музучилища по подведению итогов учебного года 6 июня 1942 года Леопольд Витольдович всё же участвовал и высказал неудовольствие по поводу того, что «гаммы на зачётах не играются», говорил и о фактах «завышения программы». Уже 23 июня он отсутствует на заседании оркестрового отдела училища (как гласит протокол – «по болезни»), но в постановлении записано: «У педагога Ростроповича Л.В. отметить производственно-академическую и шефскую работу». В план работы от 19 июля внесён пункт: «т. Ростроповичу сделать методические доклады на избранные темы».

«Великой души человек»
Болезнь оказалась сильнее – Леопольд Витольдович умер 31 июля 1942 года от сердечного приступа на 51-м году жизни, завещая жене и детям: «Виолончель и рояль не продавать, а Славе учиться у Семёна Козолупова».
На страницах областной газеты «Чкаловская коммуна» 2 августа появился некролог: «31 июля 1942 года скончался заслуженный артист РСФСР профессор Леопольд Витольдович Ростропович, один из самых выдающихся представителей русской виолончельной школы. В лице Л.В. Ростроповича советская музыкальная общественность потеряла большого артиста, лауреата русских и международных конкурсов, выдающегося педагога, воспитавшего целую плеяду виолончелистов. Люди, знавшие Л.В. Ростроповича, всегда будут вспоминать о нём, как о высоко одарённом исполнителе, композиторе и педагоге, отзывчивом человеке и прекрасном товарище».
В заключение вновь цитата из публикации 20-летней давности В.Е. Ханецкого: «Выпавшие на долю России гигантские исторические «разломы» – две мировые войны, революция – отразились на судьбах россиян мощнее стихийных катаклизмов. И зачастую гораздо болезненнее именно на судьбах лучших представителей нации, к которым несомненно принадлежал и Леопольд Ростропович. Он безоглядно делился своим даром со слушателями и учениками. Да, он не создал своей виолончельной школы, подобной козолуповской. Ученики любили его за неподдельное участие в их судьбе, за искреннее желание помочь словом и делом, называя своего профессора «великой души человеком»…
Валентин Евгеньевич Ханецкий утверждает: «Сын Леопольда Ростроповича Мстислав, полностью оправдав возлагавшиеся на него надежды, с лихвой «расквитался» с судьбой и за отца, и за себя, добившись всемирной славы.
…Саратову и Оренбургу, ставшими крупными вехами на его жизненном и артистическом пути, удивительно повезло. Именно в этих городах ему чаще всего внимали восторженные слушатели, именно здесь у него было множество друзей, единомышленников и верных почитателей».
В силу различных обстоятельств могила Леопольда Витольдовича на долгие годы была утеряна. Лишь в 1993 году благодаря усилиям администрации областного центра она найдена, приведена в порядок. Теперь каждый может поклониться праху замечательного музыканта… В мае 2022 года на улице Зиминской, д. 27, распахнул свои двери музей семьи Ростропович – оренбуржцы чтят память выдающихся творческих личностей! Надеюсь, что все, кто располагает какими-либо сведениями о них, обязательно поделятся ими с музейными работниками.

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.