Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Юбилей мировой юстиции
Константин Копылов
24 мая 2000 года решением Законодательного Собрания Оренбургской области назначен 61 мировой судья, а в июне 2000 года первые мировые судьи приступили к исполнению своих обязанностей. В этом году мировая юстиция Оренбургской области отмечает 20 лет со дня своего образования. О том, как она создавалась, и о нюансах работы мирового судьи корреспонденту «ВО» рассказал заместитель председателя Оренбургского областного суда Александр Батаев. Его судейская карьера начиналась с должности мирового судьи судебного участка №1 Тоцкого района.
Смена мундира на мантию
– Александр Владимирович, почему Вы в своё время решили сменить мундир следователя на судейскую мантию?
– Я начинал свою профессиональную карьеру с дознавателя. А мечта о юридическом образовании и именно о профессии следователя у меня была с 7-го класса. Появилась она после того, как я однажды побывал на работе у своего дяди, он работал следователем в прокуратуре и однажды взял меня на место происшествия. С того момента я загорелся желанием работать следователем. Поэтому после окончания школы поступил в юридический институт. Затем, отслужив срочную службу в армии, был принят на работу в Тоцкий районный отдел внутренних дел на должность дознавателя. В то время подразделения дознания в отделах милиции только начинали формироваться. В этом подразделении проработал год, а затем был переведён на должность следователя в следственный отдел. В тот период я не думал и даже не предполагал, что буду работать в судебной системе. Да и думать о смене направления в работе было некогда. Особенно в следствии, там живёшь только работой.
– Что именно Вам приходилось расследовать в период работы следователем?
– Сначала это были дела без определённой специализации. А затем, работая с 1998 года в Управлении по расследованию организованной преступной деятельности, расследовал преступления в сфере экономической деятельности. В 2000 году председатель Тоцкого районного суда Сирекбай Аманжулович Демеув пригласил меня на беседу и рассказал о том, что в области формируется мировая юстиция, в том числе будет создано два участка мировых судей в Тоцком районе. Он-то и предложил мне сдать квалификационные экзамены на должность судьи и, соответственно, в дальнейшем участвовать в конкурсе. Решение я принял не сразу, около недели думал. Меня заинтриговало его предложение тем, что институт этот был совершенно новым, да и специфика работы существенно отличалась от того, чем я в тот момент занимался, хотя тоже по юридическому профилю и, по сути, в правоохранительной сфере. А в юриспруденции всегда что-то новое вызывает желание его познать. Наверное, именно данный мотив для меня стал определяющим. Естественно, посоветовался со своей семьёй, она меня поддержала. К слову сказать, мои близкие всегда поддерживали меня во всех моих начинаниях. Сдав квалификационный экзамен, получив по итогам конкурса положительное заключение квалификационной коллегии судей, решением Законодательного Собрания Оренбургской области от 24 мая 2000 года я был назначен мировым судьёй. Всё последующее время работы в судейской должности с благодарностью вспоминаю это предложение, ни разу не пожалев о данном мною согласии.
Мировой суд востребован
– В этом году исполняется 20 лет мировой юстиции в Оренбургской области, Вы были у истоков её формирования в нашем регионе. Насколько изменился институт мировых судей в Оренбуржье за этот период?
– Любой институт права, или институт государственной власти, сродни живому организму, который в своём жизненном цикле постоянно и постепенно развивается. Так и мировая юстиция прошла за этот период этапы – от момента становления до своего нынешнего устойчивого состояния развития. Однозначно, что этот институт права прижился, он жизнеспособен и, самое главное, востребован. За 20 лет мировая юстиция претерпела немало изменений, в том числе в процессуальном отношении. Но кардинальных перемен мировой юстиции не было, она только совершенствуется в соответствии с требованиями и реалиями времени.
– С какими трудностями приходилось стакиваться мировым судьям на начальном этапе формирования этого института в нашей области?
– При организации новой структуры трудности неизбежны, и в тот период они были во всём. Начиная от хозяйственных вопросов и заканчивая судебной нагрузкой. Дел было очень много. Доходило до того, что нам не хватало бумаги, бланков и конвертов, чтобы отправить повестки сторонам. Но без помощи мы, конечно, не оставались, помогали нам и судебный департамент, и районный суд. В частности, помещения нам в тот период были предоставлены в районном суде – два кабинета для судей и ещё по одному кабинету для секретарей и канцелярии. Были сложности в процессуальном отношении, ведь надо было нарабатывать практику. Прежде чем Верховному суду РФ дать разъяснение по тому или иному вопросу, ему необходима была судебная практика. Её как раз мы и нарабатывали.
– Какая была у Вас нагрузка, когда Вы были мировым судьёй?
– Примерно выходило до двух тысяч дел в год на одного судью. Из гражданских дел немалое число составляли судебные приказы, но и на их выдачу требуется существенное время: сформировать гражданское дело, вынести судебный приказ, составить опись, направить копию приказа сторонам.
– Расскажите о самых запомнившихся делах, которые Вам пришлось вести, будучи мировым судьёй?
– Из числа гражданских дел запомнился один из первых бракоразводных процессов, когда мне удалось примирить семейную пару. От одного из супругов поступило исковое заявление о расторжении брака. Замечу, что, начав работать мировым судьёй и увидев объём исков о расторжении браков, я понял, насколько это глобальная проблема. В вышеназванном деле причина развода была незначительной, к тому же семья имела ребёнка. Причём было видно, что между супругами есть чувства, они хорошо относятся друг к другу, и расторжение брака в этом случае для пары будет ошибкой, которая в первую очередь ударит по ребёнку. У меня у самого на тот момент была семья –
это в какой-то мере повлияло на моё желание помочь им сохранить брак. Предоставив срок на примирение, в конечном итоге мне удалось их привести к тому, чтобы они отказались от иска. Впоследствии я интересовался их судьбой – семья сохранилась до сегодняшнего дня, а их дочь уже учится в вузе.
Ответственность на первом месте
– В Вашей биографии есть период, когда Вы стали судьёй районного суда и затем возглавили Тоцкий районный суд. Чем отличаются должности мирового и районного судьи?
– Если говорить о статусе районных и мировых судей, то он один и тот же. Единственным отличием является то, что мировые судьи назначаются на определённый срок, а районные судьи – без ограничения сроков полномочий. Что касается самой работы, то разница заключается в категории рассматриваемых дел. Порядок же их разрешения, вынесение приговора, решения и контроль за их исполнением – одинаковы. У меня в этом отношении была практика, поэтому особых трудностей с переходом в районный суд не возникло.
– Расскажите о том, как обычно готовились к судебным заседаниям?
– Подготовка к рассмотрению дела – это одна из основных стадий в нашей работе. Необходимо от и до изучить дело, которое к тебе поступило. В частности, по уголовным делам необходимо обратить внимание на все мелочи и нюансы, хорошо понимать, что инкриминируется обвиняемому, какие вопросы необходимо задать подсудимому, потерпевшему, свидетелям, что выяснить по обстоятельствам дела. Одним словом, необходимо каждому судье сделать всё от него зависящее, чтобы добраться до истины.
Возвращаясь к моменту, когда работал мировым судьёй, вспомнился случай. Рассматривал уголовное дело, подсудимый по нему был до этого условно осуждённым и в период испытательного срока совершил преступление – кражу. Исходя из обстоятельств совершённого преступления и характеристики личности виновного, я принял решение отменить условное осуждение и назначить ему реальное наказание в виде лишения свободы, при этом на небольшой срок в пределах года. С этого момента прошло семь лет, и мы случайно встретились в Бузулуке. Он ко мне сам подошёл, причём я его не сразу узнал, а он говорит: «Вы помните меня?». Назвал свою фамилию, и после этого я его вспомнил. Далее он сказал: «Я только для одного к Вам подошёл: чтобы сказать спасибо. Если бы Вы тогда меня не посадили или дали бы более длительный срок, я сейчас либо продолжал бы тот путь, либо так ничего не понял и вляпался бы в другое преступление. А так мне года тюрьмы хватило, чтобы понять, куда мне дальше двигаться в своей жизни и какой путь выбрать». Он устроился на работу, поступил учиться, обзавёлся семьёй. Поэтому для судьи подготовка к процессу очень важна, чтобы понять, что за человек перед тобой, что он совершил и какого наказания будет достаточно для его исправления. Наша деятельность в этот момент сравнима с работой психолога.
– Что Вы испытываете, произнося приговор?
– Ответственность за своё решение.
– Изменился ли Ваш взгляд на выбранную профессию спустя годы работы в судебной системе?
– Нет, взгляды на профессию судьи остались такими же, как и прежде. За весь этот период я нисколько не пожалел о своём выборе.
– Что Вы пожелаете коллегам, которые сейчас работают в мировой юстиции?
– Пожелания будут традиционными, но без них нельзя. Каждому из мировых судей хотелось бы пожелать достичь такого качества отправления правосудия, когда каждое судебное решение сторонами воспринималось бы как справедливый закон, не требующий обжалования. Желаю также здоровья физического и морального, как личного и семейного, так и на работе в коллективе, которое позволило бы принимать активное участие в поздравительных мероприятиях, посвящённых 100-летию со дня создания мировой юстиции в Оренбургской области.