Новости
28 февраля в доме-музее Юрия и Валентины Гагариных состоится ежегодное мероприятие, посвященное памяти экс-директора музея, известного краеведа Розы Чубаревой.
Работы по вывозу шли на улицах Орской, Шевченко, Пролетарской, Невельской, Ульянова, Володарского, Туркестанской, Мискинова, Конституции, проспекте Победы и др.
Распоряжение о назначении подписал Глава города Сергей Салмин. До настоящего времени Артём Учкин являлся исполняющим обязанности начальника управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Оренбурга.
Вместе с руководителем комитета семей воинов Отечества Оренбурга, депутатом фракции «Единая Россия» в Законодательном Собрании Еленой Афанасовой они обсудили предстоящие мероприятия, инициированные группой.
В список редких и необычных имен, вписанных в свидетельства о рождении малышей на прошедшей неделе, также попали Аида, Аиша, Стефания, Эмма, Есения, Яна, Злата, Виолетта, Эрик, Клим, Гусейн, Савелий.
Миссия учителя
Константин Копылов
Дверь открывается, и десятки пытливых глаз внимательно всматриваются в лицо учителю: что нового узнают они сегодня на уроке? сможет ли педагог ответить на все их каверзные вопросы? выдержит ли напор современного ученического интеллекта? Похожие мысли и у педагога: как заинтересовать школьников? чем привлечь внимание к своему предмету, чтобы ребята с нетерпением ждали новых занятий? Учитель истории и обществознания лицея №4 Галина Колесникова уверена – чтобы ученики не просто шли, а бежали на урок, необходима личная заинтересованность в предмете. Недавно Галине Юрьевне указом главы государства было присвоено звание заслуженного учителя РФ.
По примеру своих педагогов
– Галина Юрьевна, как начиналась Ваша учительская карьера?
– В своё время окончила среднюю школу №26 (впоследствии гимназия №6). Обучали меня прекрасные педагоги, которые своим примером поспособствовали моему профессиональному выбору – стать учителем. Из близких, работающих в сфере образования, никого не было. Но с детства любила играть в школу, представляла себя в роли учителя. Интерес к предмету привили мои школьные учителя. Прежде всего, это Арнольд Максович Курс. Осознанный выбор сделала уже в старших классах, когда уроки вели Тамара Онуфриевна Шевлюк и Ольга Николаевна Бакланова. К тому же сам предмет мне был всегда интересен. И после окончания школы решила поступать на исторический факультет Оренбургского педагогического института. Но в первый год не прошла по конкурсу. Тогда директор Владимир Никитич Виноградов пригласил меня работать старшей пионервожатой в школу. Это стало хорошей практикой, и я окончательно убедилась, что работа с детьми – это то, что мне нравится. В 1995 году, окончив вуз, вернулась в свою школу, к своим же учителям. Благодаря их поддержке и помощи началось моё становление как молодого специалиста. В 2003 году задумалась о переходе в другое учебное заведение, пришла на встречу с директором Людмилой Николаевной Довгань, которая вдохновила меня на работу в лицее №4.
– Ваш первый урок в школе. Каким он был?
– Это был классный час 1 сентября, мне дали тогда 9-й «В» класс. Ребята были очень активные, шумные. Запомнила сильное волнение, переживание. Да и сейчас, несмотря на большой педагогический стаж, волнение всегда есть, особенно когда начинаю работать с новым классом. Возвращаясь к первому уроку, он завершился успешно, удалось найти общий язык с учениками.
– Сейчас в каких классах преподаёте?
– Взяла в этом году малышей – 5-е классы, продолжаю работать в 6-х классах и в двух профильных 10-х классах – социально-экономическом и технологическом.
История – непростая наука
– Каковы основные сложности преподавания истории как науки в современной школе?
– Историю преподавать всегда было непросто. Наш предмет имеет идеологическую и политическую окраску. Сложным для учащихся в исторической науке является наличие разных подходов, мнений по одному и тому же историческому событию, да и число самих исторических событий велико. С одной стороны, трудно всё это многообразие охватить, с другой стороны – это вызывает их интерес, желание найти истину. Сегодня у учащихся есть возможность благодаря Интернету познакомиться с различными историческими ресурсами. На уроках и дополнительных занятиях мы стараемся работать с несколькими источниками, посмотреть на события с разных сторон. Но при этом я всегда им говорю: прежде чем вести дискуссию, необходимо знать факты. Ребята делятся полученной информацией, спорят, не всегда соглашаются с моей точкой зрения, что способствует формированию самостоятельности их мышления.
– Галина Юрьевна, какие темы вызывают у ребят споры?
– Это могут быть самые разные темы. В 8-м классе на уроках истории, например, спорили, настоящий ли Пётр I вернулся из Великого посольства. Много вопросов вызывают события истории России XX века, среди них и революция 1917 года, и процесс развития страны в 1930-е годы, и перестройка. И взрослым не всегда легко в них разобраться, а детям особенно. Но мне нравится, что дети задают много вопросов, что пытаются найти для себя на них ответы, разобраться в материале.
– Какие методы используете на уроках, чтобы развить у учеников интерес к Вашему предмету?
– В младших, в 5 – 6-х классах, когда у учеников начинает пробуждаться интерес к истории, чтобы его развить и закрепить, применяю игровые технологии. Кроме того, использую и технологию развития критического мышления, она учит мыслить, сопоставлять своё мнение с другими, проявлять творческие способности. На уроках использую разные приёмы: и учимся задавать вопросы, и составляем кластеры, схемы. В старших классах применяю технологии проблемного обучения. Естественно, в современной школе невозможно обойтись без информационно-коммуникационных технологий. Всё это в совокупности положительно сказывается на результатах обучения наших учащихся.
Воспитание патриотизма
– Важной составляющей в изучении истории является развитие патриотизма у подрастающего поколения. Сложно ли его привить современным школьникам?
– Безусловно, Вы правы, история – это именно тот предмет, где создаются условия для формирования чувства патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения. На уроках я нередко повторяю, что «нельзя быть Иванами, не помнящими родства». Убеждена, что нужно знать свои корни, ведь история страны – это история жизни её граждан. И начинать изучение истории России нужно с изучения истории своей семьи, своего рода, своей малой родины. Важным элементом изучения является краеведение. Мы на уроках истории рассматриваем отдельные темы, связанные с Оренбургским краем, и ребята занимаются исследовательской и проектной работой в этом направлении. Не зная малую историю, нельзя понять историю большую. Без воспитания патриотизма сложно представить историю. Сколько примеров воинской и трудовой славы в нашей истории. Вся наша история даёт богатейший материал для воспитания чувства любви к своему Отечеству. Воспитание патриотизма на уроках истории является составной частью общего воспитательного процесса лицея №4. Классные часы, внеклассные мероприятия, общешкольные дела, традиции лицея – благодаря такому тандему, по-моему, и удаётся воспитывать в наших учениках чувство патриотизма.
– Среди Ваших учеников есть те, которые, окончив школу, пошли по Вашим стопам?
– Несколько моих учеников, поступив на исторический факультет, стали учителями истории, некоторые из них работают в школе. Многие являются студентами и выпускниками юридических и экономических факультетов, таких престижных вузов, как МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, МГЮА. Со многими из них поддерживаем тёплые отношения и сегодня. Среди достижений своих учеников хотелось бы отметить их успешное участие в предметных олимпиадах. Ежегодно они становятся призёрами и победителями муниципальных, региональных, всероссийских олимпиад. Первые серьёзные победы появились ещё в 2010 году. Старшеклассники стали призёрами и победителями межрегиональной олимпиады по истории, которая проводилась на базе Оренбургского государственного университета. Впоследствии этот успех развили, стали участвовать во многих перечневых олимпиадах. Прошлый год не стал исключением, трое выпускников показали отличные результаты, стали победителями заключительных этапов всероссийских олимпиад школьников по истории. Результаты своих побед они использовали при поступлении вне конкурса в крупные вузы нашей страны. Ежегодно большой процент учащихся принимают решение о сдаче экзамена по истории в форме ЕГЭ. В прошлом году 17 учеников лицея сдавали историю, это достаточно высокий показатель. Ежегодно ребята показывают стабильно хорошие результаты, всегда есть высокобалльные работы.
Наставник и вдохновитель
– Галина Юрьевна, легко ли Вам находить общий язык с современными учащимися?
– Общение с учениками – это та база, с которой всё начинается как в учебном, так и в воспитательном процессе. Особых сложностей в этом вопросе не возникает. Ученики видят моё отношение к ним, которое всегда основано на уважении, стараюсь быть с ними честной, соответственно, и они отвечают мне таким же отношением. Дети все разные. Безусловно, стараюсь учитывать особенности каждого в нашем общении.
– Каким, на Ваш взгляд, должен быть современный учитель? В чём состоит его миссия?
– Современный учитель должен добросовестно относиться к работе, не только учить, но и сам учиться, быть профессионалом, любить детей и свою работу. Создавать условия, чтобы заинтересовать ребят и увлечь своим предметом. Если есть интерес, сформирована мотивация, соответственно, ученики будут с удовольствием изучать предмет, а значит, будут положительные результаты их обучения. Успех ребёнка окрыляет. История – наука интересная, поэтому преподавать её с такой позиции не сложно. Что касается миссии современного учителя, то, на мой взгляд, она заключается в формировании и воспитании разносторонней личности ученика. Безусловно, в современных реалиях этого добиться не всегда просто, но убеждена, что при большом желании всё достижимо.
Фото Александра Чердинцева