Новости
Почти 70 тысяч судебных приказов в этом году направил Оренбургский филиал «ЭнергосбыТ Плюс» в адрес должников за энергоресурсы. Клиенты, не пожелавшие разрешить свою проблему с долгом, рискуют встретить наступающий год с арестованными счетами и банковскими картами.
В день своего рождения центральная городская библиотека открыла свои двери для всех желающих.
Праздничное мероприятие на площади имени Ленина начнется в 19.00.
Зимние каникулы оренбуржцы смогут провести интересно и с пользой для здоровья: покататься на коньках, лыжах и тюбингах, поиграть в хоккей. Для этого в городе организованы специальные площадки: 12 катков, 20 хоккейных кортов во дворах, три площадки для катания на тюбингах и одна лыжная трасса.
На должность и. о. начальника управления молодежной политики Администрации города назначена Марина Константинова. К исполнению обязанностей она приступила с 24 декабря.
Учитель, наставник, новатор
Константин Копылов
За заслуги в области образования и многолетнюю добросовестную работу почётное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации» указом главы государства присвоено учителю гимназии №3 Татьяне Абакумовой. Корреспондент «ВО» встретился с Татьяной Анатольевной и узнал о её педагогическом пути.
Татьяна Абакумова – учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории с педагогическим стажем 35 лет. Работала учителем и заместителем директора школы №78, где принимала участие в организации экспериментальной площадки по международной программе ТАСИС, занималась инновационными проектами. С 2001 года работает в оренбургской гимназии №3. Здесь за четверть века в полной мере были применены профессиональные навыки и таланты, реализован творческий потенциал учителя.
Нужная профессия
– Татьяна Анатольевна, расскажите, как начинался Ваш путь в профессию педагога?
– Родом я из Оренбурга, выросла в многодетной семье. Мама у меня была воспитателем детского сада, а папа работал литейщиком на ПО «Стрела». Я окончила лицей №3, где мой классный руководитель, учитель математики Татьяна Николаевна Брейкина сподвигла своим примером на то, что педагог – это важная профессия для общества. Окончив основную школу, поступила в педагогическое училище на специальность «учитель начальных классов». Но, поработав с младшими школьниками, пришла к мысли, что мне интереснее работать с подростками и преподавать историю. Пробудили этот интерес в первую очередь мои учителя истории, такие как директор лицея №3 (бывшая школа №43) Алла Исааковна Михайлова, учитель истории в педучилище №1 Елена Романовна Кузина, а также преподаватели исторического факультета педуниверситета. Здесь в моём становлении как историка сыграли большую роль Юрий Спиридонович Зобов, Юрий Петрович Злобин. А также преподаватели кафедры всеобщей истории и методики преподавания истории и обществознания Раиса Романовна Хисамутдинова и Ольга Владимировна Гугнина, мы с ними прошли большой профессиональный путь. Они до сих пор приводят своих студентов ко мне на практику. Отдельное спасибо я хотела бы сказать администрации и коллегам гимназии №3 за создание благоприятных условий для творчества и самореализации учителя и учеников.
– Что для Вас стало определяющим в выборе учительской стези?
– Я выросла в семье, где были врачи, военные, учителя. Служение Родине – это наши семейные традиции. Активно помогала маме, когда она работала в детском саду, очень много времени проводила с детьми. В старших классах был опыт работы пионервожатой. Всё это предопределило мой профессиональный выбор. Были разные предложения реализации себя в образовательной сфере: детский сад, школа, вузы, управление образования. Но я для себя решила, что буду работать в школе. Только в школе можно увидеть живое воплощение своего труда, когда берёшь пятиклассников и ведёшь их в новую интересную жизнь. Познаёшь с ними не только загадки истории, но и секреты их души, помогаешь с выбором профессии.
– А что в исторической науке Вас привлекло?
– История – это школа жизни. История занимает одно из особых мест как в обучении, так и в воспитании подрастающего поколения. Убеждена, что история формирует личность школьника, готовит его жить в меняющемся мире с учётом предшествующего опыта, воспитывает патриота своего Отечества и настоящего гражданина. Жить в нашей стране и не знать её истории – значит быть обречённым на то, что погрузишься в обман, искажение исторического прошлого.
История как наука
– Татьяна Анатольевна, историческая наука и её преподавание в школе за последние годы претерпели множество изменений. Легко ли сейчас дать исторический материал современным детям, насколько ребята понимают Ваш предмет?
– Мне повезло, что я как председатель Оренбургского отделения Всероссийской общественной организации «Ассоциация учителей истории и обществознания» участвовала в создании единого учебника истории России. Обменивалась опытом на всероссийских съездах учителей, совещаниях и международных конгрессах учителей истории. Для меня это уникальный опыт. Когда возвращаюсь с таких мероприятий, то ребята интересуются и спрашивают, что там нового. Отмечу, что историю всегда было сложно преподавать. Даже во времена СССР, когда я только начинала, та история, которая была в школе, и та, о которой рассказывали родители дома, отличались. Сейчас тоже версий тех или иных событий много, источников также стало не меньше, к тому же добавился Интернет. В последнем источнике не всегда можно найти правдивую версию тех или иных событий. Основная цель преподавания истории в школе – это научить ребят отличать истинную информацию от ложной. Именно этим мы и занимаемся на моих уроках. В старших классах работаем над развитием критического мышления, что очень важно в наше время при переизбытке информации: учимся её обрабатывать и искать в различных источниках достоверные данные, отличать, где научные факты, а где фальсификация и фейки. Для учеников 5 – 6-х классов использую современные формы в работе, чтобы заинтересовать их предметом. Например, применяю на уроке игровые методы – погружение в историческую эпоху. Мы организовываем костюмированные представления, лепим или рисуем орудия труда, которые применяли люди в прошлом. Решаем с ними интеллектуальные задачи. Всё это вызывает у ребят интерес, у них появляется желание прочитать об этих исторических событиях дополнительные источники.
– Несколько слов о своих наработках, методах обучения, которые применяете на уроках истории.
– Использую современные образовательные технологии (метод проектов, личностно-ориентированное обучение, информационно-коммуникативные технологии). Планируя педагогическую деятельность, стараюсь учитывать все последние изменения и дополнения в исторической науке, ставлю задачи реализации целей обучения развивающими методами, позволяющими формировать у учащихся потребности и способности к саморазвитию, овладению различными способами мышления. Применяю корректирующие методики: дополнительные задания и занятия, индивидуальные консультации, зачёты, систематически провожу диагностику мотивации познавательных интересов, а также творческого мышления. Как учитель, я считаю очень важным этапом в работе участие ребят в предметных олимпиадах. Именно олимпиады развивают у них творческий потенциал, а самое главное – успешность.
– Каких самых высоких результатов добивались Ваши воспитанники на олимпиадах?
– За 35 лет их, естественно, было много, всех не перечислишь. Но я помню каждого и горжусь ими. Мои ученики становились победителями и призёрами городских, региональных, всероссийских олимпиад по истории, обществознанию, праву, экономике. Ежегодно старшеклассники выигрывают вузовские олимпиады, благодаря чему поступают вне конкурса в престижные вузы страны: МГИМО, МГУ, ВШЭ, СПбГУ, РАНХиГС и другие. Почти полным составом мои ученики ежегодно участвуют в международных акциях «Великая Победа», «Холокост: память и предупреждение», «Юридический диктант», «Олимпиада по финансовой грамотности». С 2015 года наша гимназия является региональной площадкой всероссийской акции «КДГР: Каждый день горжусь Россией» Молодёжного парламента при Государственной думе РФ. В 2020 году в социальной сети «ВКонтакте» для учащихся гимназии мной было создано сообщество «Читаем о войне» для проведения ежегодных мероприятий о героях Отечества и памятных исторических датах, проводим акции и конкурсы творческих работ, посвящённые Великой Победе. Оно стало популярным как среди учащихся, учителей, так и среди родителей школ города и области.
– Что значит для Вас быть современным учителем?
– Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится смотреть на мир глазами детей. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о своих учениках, любить их… Для меня учитель – не профессия, не общественное положение, не работа. Для меня быть учителем – это и значит жить.
Я вхожу к ребятам и вижу их глаза. В одних – настороженность, в других – интерес, в третьих – надежда, в чьих-то – пока равнодушие. Какие они разные! У каждого свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться. Я не знаю, кем станет каждый из них в будущем, главное – не подавить его как личность в настоящем.
Сегодня перед нами стоит не совсем простая задача – создать условия для развития творческих способностей, развивать у учащихся стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Роль учителя – «стоять не над, а рядом»: «я помогу», «я поддержу». Он как бы просто направляет, правильно организует процесс познания. Ученик может поспорить с учителем на любую тему. Главное – дать каждому ребёнку возможность проявить себя. Учитель может быть разным: и добрым, и требовательным, и весёлым, и грустным. Главное – он должен быть искренним, честным, высокообразованным.
Фото Александра Чердинцева