Новости

28 февраля в доме-музее Юрия и Валентины Гагариных состоится ежегодное мероприятие, посвященное памяти экс-директора музея, известного краеведа Розы Чубаревой.

29 января

Работы по вывозу шли на улицах Орской, Шевченко, Пролетарской, Невельской, Ульянова, Володарского, Туркестанской, Мискинова, Конституции, проспекте Победы и др.

29 января

Распоряжение о назначении подписал Глава города Сергей Салмин. До настоящего времени  Артём Учкин являлся исполняющим обязанности начальника управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Оренбурга.

29 января

Вместе с руководителем комитета семей воинов Отечества Оренбурга, депутатом фракции «Единая Россия» в Законодательном Собрании Еленой Афанасовой они обсудили предстоящие мероприятия, инициированные группой.

29 января

В список редких и необычных имен, вписанных в свидетельства о рождении малышей на прошедшей неделе, также попали Аида, Аиша, Стефания, Эмма, Есения, Яна, Злата, Виолетта, Эрик, Клим, Гусейн, Савелий.

28 января




«При Введенской церкви – самостоятельный приход»

-----
«При Введенской церкви – самостоятельный приход»

Татьяна Судоргина

Православные христиане 4 декабря отмечают один из двенадцати самых важных праздников –Введение во храм Пресвятой Богородицы.

«Обязанный своим существованием И.И. Неплюеву»

История возрожденной Введенской церкви, украшающей набережную Оренбурга, вызывала интерес у краеведов разных поколений.

Повествуя о создании в 1859 году Оренбургской епархии, её летописец Н.М. Чернавский, сообщал: «В Кафедральный собор обращён был Спасо-Преображенский собор (находился слева от здания современного нам Музея города Оренбурга. – Т.С.), считавшийся летним, с приписным к нему зимним Введенским собором.

Преображенский собор, построенный в 1746 – 1750 годах старанием первого губернатора Оренбургского края И.И. Неплюева и освящённый 12 ноября 1750 г., является самым древним из сохранившихся в епархии храмов...

Введенский собор, также обязанный своим существованием И.И. Неплюеву, заложен в 1755 г. и освящён в 1758 году 12 июля Преосвященнейшим Казанским Гавриилом II...»

Газета «Оренбургский листок» в 1900 году, воздав должное 150-летию Преображенской церкви, опубликовала данные и о Введенской: «Неплюев, переводя Оренбург на теперешнее его место, …вторую церковь назвал Введенской в честь праздника и в память дня прибытия первого переселенческого эшелона 21 ноября (4 декабря по новому стилю. – Т.С.).

С образованием самостоятельной Оренбургской епархии Преображенский храм именовался летним кафедральным собором, или «золотым», а Введенский храм – зимним собором, или «зелёным».

Стены Введенской церкви служили и как архивохранилище. Николай Чернавский на исходе ХIХ века, подчеркнув ценность архивных документов, ставших основой для его исследований, заметил: «…Дела старых годов (начиная с 1739 г.) от бывших правлений – Оренбургского и Челябинского помещаются в холодной колокольне Оренбургской Введенской церкви, где около ста лет до своего упразднения в 1859 г.
находилось и само Оренбургское Духовное Правление.

По распоряжению Преосвященного Владимира архив в колокольне Введенской церкви в мае 1899 г. приведён в чистоту и порядок».

«Возник спорный вопрос»

Фиксируя развитие событий, современник сложного этапа в истории Введенской церкви, в начале ХХ столетия записал: «По открытии в 1859 году самостоятельной Оренбургской епархии, Введенская – и приписная к ней Преображенская церкви приспособлены были временно, впредь до построения кафедрального собора, для совершения богослужений епархиального архиерея, а имевшиеся при Введенской церкви, построенные около 1848 года причтовые дома, назначены были для помещения кафедрального причта.

В 1891 году, при распределении населения гор. Оренбурга по приходам, при Введенской церкви Святейшим Синодом утверждён был самостоятельный приход. В 1895 году новый кафедральный Казанский Богородицкий собор был освящён, и с 1897 года Введенский приход с особым причтом фактически отделился от собора.

По случаю составления описи соборного имущества между причтами Введенской церкви и нового кафедрального собора возник спорный вопрос о принадлежности той или другой церкви домов и билетов сохранной кассы.

Преосвященный Оренбургский Владимир распорядился дома и билеты безвозвратно причислить к новому кафедральному собору, оставив в пользование причта Введенской церкви …только один дом для священника.

С целью упрочения за собором движимого и недвижимого имущества, приобретённого Введенской церковью за полуторавековое её существование, Преосвященный Владимир резолюциями, от 19 февраля и от 28 октября 1902 года, церковь ту по управлению и хозяйству приписал к новому кафедральному собору вместе с причтом её».

«В целях лучшего устройства викарного архиерея…»

Епископ Оренбургский и Тургайский Иоаким летом 1909 года в представлении Святейшему Синоду «изъяснил, что благочинный градооренбургских приходских церквей обратился с ходатайством об улучшении материального обеспечения причта Преображенской церкви, который получает только ежегодное жалованье в количестве 500 руб., почему просил Введенский приход, как малонаселённый, бедный и с малочисленным причтом причислить к Спасо-Преображенской церкви».

Вследствие этого и «в целях лучшего устройства викарного архиерея Епископа Дионисия (Челябинское викариатство Оренбургской епархии учреждено осенью 1908 года. – Т.С.), Преосвященным Иоакимом сделаны следующие распоряжения:

1) приход Введенско-Преображенский считать при Преображенской церкви, с предоставлением прихожанам по желанию удовлетворять свои религиозно-нравственные нужды и во Введенском храме, и с передачею документов причту Преображенской церкви;

2) Введенскую церковь со всем её имуществом по описи и домами, кои принадлежат церкви и находятся в ведении Введенского причта, временно передать Преосвященному викарию, церковь – в качестве крестовой церкви (т.е. церковь при архиерейском доме. – Т.С.), а дома – для жительства Преосвященного и его свиты».

Донося о вышеизложенном, Преосвященный Иоаким 115 лет назад ходатайствовал пред Святейшим Синодом о следующем: «Открытый указом Святейшего Синода, от 14 мая 1891 г. одноштатный Введенско-Преображенский приход считать при Преображенском храме, а приход при Введенской церкви считать закрытым, церковь же Введенскую со всем её имуществом и домами разрешить передать, в качестве крестовой церкви, в ведение Преосвященного викария Оренбургской Епархии».

«Законных оснований не имеется»

Тем временем от прихожан Введенской церкви поступили к Преосвященному Иоакиму, синодальному обер-прокурору и в Святейший Синод ходатайства о том, «чтобы Введенскую церковь оставить по прежнему приходской, с возвратом принадлежащего ей имущества и не считать приход при Преображенской церкви, тем более что последняя, согласно указу Святейшего Синода, от 27 июня 1899 г., передана во временное пользование Министерству Народного Просвещения».

Принятие решения затягивалось. «По рассмотрении доставленного Оренбургской Духовной Консисторией производства по сему делу и по обсуждении всех обстоятельств совместно с заключением юрисконсультской части при Синодальном Обер-Прокуроре», Святейший Синод в 1912 году «нашёл»:

«1) что, хотя Оренбургское Епархиальное Начальство и учинило распоряжение о закрытии при Введенской
г. Оренбурга церкви самостоятельного прихода и обращении этой церкви в крестовую церковь для Преосвященного викария Оренбургской епархии епископа Челябинского с представлением под помещение сего Преосвященного и его свиты церковно-причтовых домов, но прихожане остались недовольны таким распоряжением и ходатайствуют об отмене оного;

2) что к утверждению Святейшим Синодом означенного распоряжения Епархиального Начальства законных оснований не имеется, а лишение Преосвященного викария помещения в причтовых домах, в случае восстановления самостоятельного прихода при Введенской церкви, ухудшило бы и без того нелёгкое в материальном отношении положение епископа Челябинского».

«Ввиду обширности границ епархии»

Святейший Синод обратил внимание возглавлявшего оренбургскую кафедру с 1910 года епископа Феодосия на то, что «викарий Оренбургской епархии епископ Челябинский проживает в г. Оренбурге, между тем, ввиду обширности границ епархии, трудности сообщения с епархиальным городом таких городов, как Челябинск и Троицк, необходимости епископского надзора за паствою, быстро увеличивающуюся новым притоком переселенцев, представлялось бы более целесообразным иметь пребывание Преосвященному викарию Оренбургской епархии в одном из уездных городов сей епархии например, в Челябинске».

Поэтому Святейший Синод в начале 1912 года поручил епископу Феодосию «путём личного посещения г. Челябинска или командированием Преосвященного викария выяснить вопрос, не представляется ли возможным перенести место пребывания Преосвященного Челябинского из г. Оренбурга в г. Челябинск, являющийся ныне одним из главных пунктов в деле устроения переселенческого движения».

Предлагалось «установить, может ли быть приобретено здесь надлежащее помещение и имеются ли другие условия, при которых пребывание епископа здесь было бы возможно, а для сего войти в надлежащее сношение с местными городскими и сословными управлениями и о последующем, с своим заключением незамедлительно представить Святейшему Синоду».

«Ходатайство отклонить»

Изучая документы, присланные из Оренбургской консистории для вынесения окончательного вердикта, Священный Синод учитывал то, что «пребывание Преосвященного Челябинского в г. Оренбурге сопряжено с многими неудобствами по причине отсутствия особых помещений для Преосвященного, его свиты и невозможности устройства таковых помещений».

В Петербурге понимали – «Епархиальное Начальство оказалось вынужденным обратить под помещение Преосвященного викария и его свиты церковно-причтовые дома Введенской приходской церкви г. Оренбурга, а саму эту церковь обратитъ в крестовую Церковь для викария, упразднив при ней самостоятельный приход».

Не осталось без внимания и то, что «распоряжение Епархиального Начальства вызвало недовольство прихожан, ходатайствующих о восстановлении при Введенской церкви самостоятельного прихода и о возврате церкви, принадлежащего ей имущества».

К тому времени «города Оренбургской епархии Челябинск и Троицк выразили желание иметь у себя местопребывание Преосвященного викария Оренбургской епархии и изъявили согласие на отвод усадебной земли и отпуск средств на устройство помещений для викария».

Поэтому Правительствующий Синод в октябре 1913 года «определил»: «…Преосвященному Челябинскому пребывание перенести в г. Челябинск, ходатайство Оренбургского Епархиального Начальства о закрытии прихода при Введенской гор. Оренбурга церкви отклонить».

Фото orenburzhie.ru

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2025 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.