Новости
28 февраля в доме-музее Юрия и Валентины Гагариных состоится ежегодное мероприятие, посвященное памяти экс-директора музея, известного краеведа Розы Чубаревой.
Работы по вывозу шли на улицах Орской, Шевченко, Пролетарской, Невельской, Ульянова, Володарского, Туркестанской, Мискинова, Конституции, проспекте Победы и др.
Распоряжение о назначении подписал Глава города Сергей Салмин. До настоящего времени Артём Учкин являлся исполняющим обязанности начальника управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Оренбурга.
Вместе с руководителем комитета семей воинов Отечества Оренбурга, депутатом фракции «Единая Россия» в Законодательном Собрании Еленой Афанасовой они обсудили предстоящие мероприятия, инициированные группой.
В список редких и необычных имен, вписанных в свидетельства о рождении малышей на прошедшей неделе, также попали Аида, Аиша, Стефания, Эмма, Есения, Яна, Злата, Виолетта, Эрик, Клим, Гусейн, Савелий.
«Рассадник христианского просвещения»
Татьяна Судоргина
140 лет назад в Оренбурге открылась Оренбургская духовная семинария.
«Нелёгкая задача по первоначальному обзаведению»
В рамках празднования знаменательной даты духовного учебного заведения, благодаря содействию председателя комитета по делам архивов Оренбургской области Ирины Останиной и директора Оренбургского объединённого областного архива Константина Ерофеева, представителями Оренбургской епархии активно ведётся выявление документов об истории Оренбургской духовной семинарии.
Особое внимание при этом уделяется деятельности её первых педагогов под руководством ректора Фёдора Дмитровского. Он прослужил в этой должности с 1883 по 1911 год – 28 лет!
С помощью уроженки села Тоцкого, а ныне оренбурженки Светланы Николаевны Филатовой, краеведа (автора книги о родине предков селе Кирсановка Тоцкого района), удалось выявить его фотографию среди выпускников Казанской духовной академии 1874 года. Снимок нашёлся в Красноярском краеведческом музее.
Строительство здания для Оренбургской семинарии закончилось в конце 1882 года. Фёдор Алексеевич прибыл в губернский центр за год до её официального открытия – ему предстояло «приобресть учебники и пособия, а также мебель», то есть «заняться приготовлением всего необходимого для семинарии».
Современник Фёдора Дмитровского писал: «На обязанности первого ректора семинарии лежала нелёгкая задача по открытию, организации, первоначальному обзаведению и устройству семинарии, как в хозяйственном, так и в учебно-воспитательном отношениях.
С неподражаемым рвением и полной самоотверженностью принялся ректор за выполнение этой задачи и всю последующую жизнь отдал на служение Оренбургской семинарии и местной епархии».
«Согласно с выдающимися особенностями края»
Секретарь Оренбургской епархии иерей Вадим Татусь в юбилейный для учебного заведения год познакомил своих коллег с обнаруженными им в областном архиве документами о первых месяцах 1884 – 1885 учебного года в Оренбургской духовной семинарии (далее – ОренДС).
Особый интерес представляет «Проект постановки учебного дела в семинарии», подготовленный Фёдором Дмитровским в июне 1884 года.
Ректор ОренДС подчёркивал: «Семинария и своим помещением, изолированным от города, и своей задачей, предписывающей приготовлять людей для особенного служения Богу и человечеству, вызывает в приготовлении будущих пастырей Церкви и к отличному, отдельному от посторонних влияний образованию, и к воспитанию, приспособленному к задачам и требованиям жизни».
Учитывая то, что в 1884 году «открывается только один класс, к поступлению в который ожидается около 50 человек», Дмитровский предлагал: «При 22 уроках в неделю, распределение предметов преподавания может ограничиться между лицами семинарской корпорации.
Преподавание Священного Писания (2 урока) поручить ректору; русской словесности (3 урока) и гражданской истории (3 урока) – инспектору (Заведеев Александр Яковлевич. – Т.С.); греческого языка (5 уроков) и латинского языка (4 урока) – секретарю Правления, кандидату Богословия Петру Поздневу.
Для преподавания математики пригласить преподавателя из других учебных заведений, а преподавание новых языков (т.е. немецкого и французского. – Т.С.) тоже поручить инспектору и секретарю».
«Обучаются татарскому языку вместе с арабским»
Фёдор Дмитровский в середине 1884 года настаивал: «Местными особенностями Оренбургского края, влияющими на жизнь и деятельность духовенства, должны считаться преобладание мусульманского населения, существование раскола разных толков».
Ректор ОренДС считал нужным внести в Программу следующие предметы: «В I, II, III классах воспитанники обучаются татарскому языку вместе с арабским при одном уроке; параллельно этому воспитанники обучаются искусству живописи при одном уроке в неделю...
В IV, V и VI классах воспитанники при одном уроке в неделю, вместо класса гимнастики изучают историю и обличение раскола, и при одном уроке в неделю вместо класса пения проходят историю и обличение магометанства.
Пению же как искусству и физическому упражнению воспитанники обучаются ежедневно по получасу времени во внеклассное время под руководством учителя или регента, не исключая и праздников».
«Ремесленный навык пригоден в жизни»
Ещё одно нововведение, необходимое для семинаристов, 140 лет назад считал возможным Ф.А. Дмитровский: «Взамен гимнастических упражнений, но в целях этих упражнений, столько же ввиду практической пользы, я считал бы уместным введение между воспитанниками ежедневных упражнений в столярной и переплётной работах.
Ремесленный навык в этих работах был бы не только пригоден в жизни, но имел бы сильное воспитательное значение, служа благодетельным отдыхом после умеренного труда и в то же самое время и располагал бы к этому труду. Давал бы возможность воспитанникам с пользой и приятностью наполнять досужее время, и был бы средством развития активных душевных способностей, особенно воли».
«Для знакомства с медициной»
Среди других особенностей жизни оренбургских священнослужителей Фёдором Дмитровским в 1884 году названа «беспомощность сельского пастыря в различных жизненных потребностях, проистекающая от далёкого расстояния приходов от городов и соседних сел – с одной стороны, с другой – отсутствие врачей и аптек».
А потому «духовенство, как образованное сословие, часто по сёлам вынуждается подавать медицинские советы, а иногда и врачебную помощь посредством гомеопатии или посредством простых врачебных средств».
В связи с этим ректор ОренДС считал возможным: «Для знакомства воспитанников с медициной просить разрешения на введение преподавания медицины в V и VI классах семинарии, а в первых четырёх классах организовать из воспитанников группы для фельдшерского упражнения под руководством врача в уходе за заболевающими воспитанниками».
«Успехи по наукам относительно удовлетворительны»
Обращаясь к присутствующим на освящении церкви Оренбургской духовной семинарии 26 августа (7 сентября по новому стилю) 1884 года, Ф. Дмитровский выразил уверенность в том, что «Храм Божий и рассадник христианского просвещения, открываемый в г. Оренбурге, послужат развитию духовного просвещения в крае, мирному преуспеянию по пути культуры».
Информацию с краткими сведениями, свидетельствующую о первых итогах деятельности ОренДС, Ф.А. Дмитровский направил епископу Оренбургскому и Уральскому Вениамину в ноябре 1884 года.
Сначала он сообщил: «В течение сентября и октября воспитанники были снабжены достаточным количеством учебников. Успехи воспитанников по наукам относительно удовлетворительны. Условия для приготовления к классным урокам у воспитанников все предусмотрены.
Вечерние занятия воспитанников от 5 до 9 часов проходят в рекреационной зале под наблюдением инспектора. Для этих занятий построены особые большие столы с диванами по стенам и с табуретками с другой стороны столов. Освещение – керосиновое и в достаточном количестве: на 30 человек сделаны три висячие двухфитильные (по 14 линий каждый фитиль) лампы».
«Благодарность – за попечение о благоустройстве»
Фёдор Алексеевич Дмитровский 140 лет назад счёл нужным отметить, что семинаристы «встают в 6 часов утра, присутствуют при общей утренней молитве в 7 часов, а вечером в 10 часов. В праздничные и воскресные дни присутствовали в своей церкви при Богослужении.
Воспитанники ежедневно имеют в 7 часов утра чай с белым хлебом, в 11 часов – горячий завтрак, в 2 часа – обед: в скоромные дни из двух, а в постные из трёх блюд, в 4 часа чай с белым хлебом, а в 9 часов – ужин из двух блюд.
…Оканчивается поставка новых сапог с галошами для воспитанников и началась постройка суконных троек (сюртука, брюк и жилета).
Больница обставлена удовлетворительно и лечение воспитанников шло успешно. В настоящее время больница совершенно свободна от больных».
Ознакомившись с этим своеобразным отчётом, Пресвященный Вениамин наложил резолюцию: «Читал с удовольствием и изъясняю благодарность начальствующим семинарии за попечение о благоустройстве семинарии».
«Надзор за воспитанниками был постоянный и бдительный»
Следующее Представление от ректора на имя Главы Оренбургской епархии касалось сведений о состоянии семинарии за ноябрь 1884 года.
Первая его часть гласила: «Для исправления успехов слабоуспевающих употреблялись меры: выговор, особый надзор за занятиями, репетиции в классное, во внеклассное время и послеобеденные занятия учителя математики со слабоуспевающими по этому предмету.
Чтение книг воспитанниками происходило во внеклассное время. Поверка прочитанного воспитанниками производились ректором во время вечерних посещений учеников... Ученики читали сочинения русских авторов: Гоголя, Пушкина и книги исторического содержания».
Затем Фёдор Алексеевич описывал условия жизни оренбургских семинаристов: «…Ученические помещения (столовая, классная, спальная и больница) постоянно отоплялись в удовлетворительной степени.
Больных воспитанников в течение ноября было в больнице 11 человек корпусных и 3 человека квартирных (т.е. тех, кто не жил в общежитии семинарии. – Т.С.). Болезни были следующие: лихорадка, болезнь горла, головная боль и нарыв».
В заключение ректор семинарии извещал епископа Вениамина: «По нравственности, приличию, скромности, по усердию к церковному пению, чтению, к Богослужению воспитанники оказали себя в удовлетворительном состоянии. Поведение воспитанников: 25 пятёрок, 13 четвёрок и 4 тройки.
Надзор за воспитанниками был постоянный и бдительный».
Фото К. Фишера. Духовная семинария