Новости

Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.

14 ноября

14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.

14 ноября

С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.

13 ноября

Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.

13 ноября

Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.

13 ноября




От Святок к Крещению

-----
От Святок к Крещению

Константин Копылов

Об истории и традициях некоторых православных праздников января в нашей постоянной рубрике рассказывает проректор по учебной работе Оренбургской духовной семинарии отец Алексей (Колыванов).

Святки

После встречи Нового года у россиян начинаются Святки, особые праздники зимы. Название «Святки» произошло от глагола «святить». Православные христиане в этот период святят (прославляют) Иисуса Христа. Святки знаменательны своими народными традициями и обычаями. На Святки люди ходят в храмы на богослужения, совершают таинство причащения. В эти дни принято проявлять милосердие: посещать больницы и детские дома, подавать милостыню малоимущим, делать благотворительные взносы. Для молодёжи этот период ассоциируется с народными гуляньями.

Церковь категорически запрещает ворожить и узнавать своё будущее, но девушкам всегда хочется узнать, выйдут они замуж в будущем году или нет. Также интересно узнать, каким будет наступающий год – благополучным или нет? Традиция святочных гаданий и обрядов существует на Руси очень давно.

На Святки хозяйки пекут пироги и закладывают в некоторые из них монетки. Кому попадётся монетка, тому и быть богатым.

Традиция празднования Святок уходит корнями в такую глубокую древность, что от тех времён не осталось даже устных преданий. Когда князь Владимир сбрасывал в Днепр языческих идолов, обычаю уже было лет 500. И даже когда Рюрик основывал Новгород, святки были уже немолоды.

Сотрудники Русского этнографического музея утверждают, что в дохристианской Руси Святки связывали с именем бога Святовита. Что это за бог и почему ему выделили особый двухнедельный праздник, учёные спорят до сих пор. Предполагают, что «Святовит» – просто одно из имён верховного бога Перуна. Как бы там ни было, славяне всячески старались этого бога ублажить, в первую очередь затем, чтобы он послал обильный урожай. На Святки Святовиту полагалось оставить немного праздничной еды, которую специально для него бросали в печь. Славяне верили, что в начале зимы духи богов и души предков спускаются на землю, и в этот момент у них можно «выпросить» и обильный урожай, и пригожего мужа, и денег, и вообще всё, что угодно.

Христианская традиция празднования Святок также известна с древности. Ещё в IV веке греческие христиане отдыхали, веселились и сугубо праздновали две недели после Рождества. Особое внимание уделялось тому, чтобы радостное настроение было у всех: бедняков, рабов, заключённых. В Византии стало обычаем на Святки приносить еду и подарки в тюрьмы и больницы, помогать бедным. Упоминания о Святках как об особом послерождественском торжестве мы встречаем у Амвросия Медиоланского, Григория Нисского и Ефрема Сирина.

С пришествием христианства Святки на Руси тоже начали наполняться новым смыслом. Тем не менее отношение Русской церкви к святочным гуляньям всегда было неоднозначным. Многие иерархи высказывались не только против гаданий, но и против колядования и обычая «рядиться» на основании постановления VI Вселенского собора, которое гласит: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи (т. е. на шесть лет отстраняются от причастия)… пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок». Тогда сторонники Святок придумали остроумное «решение» проблемы: на Крещение во льду реки или озера делали прорубь в форме креста, и всё население деревни окуналось в неё, смывая с себя грехи.

Со временем религиозный смысл языческих традиций окончательно забылся, и Святки стали временем, когда народ сугубо славит Рождество и милосердие Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. От древних дохристианских Святок осталось лишь зимнее, чисто русское неуёмное веселье.

Любимое народное развлечение на Святки – рядиться и колядовать. На Руси, а затем и в Российской империи молодёжь в святочные вечера собиралась вместе, переодевалась в зверей или мифологических персонажей вроде Иванушки-дурачка и шла колядовать по деревне или городу. Кстати, это одна из немногих святочных традиций, которые выжили в послепетровскую эпоху, несмотря на то что большая часть населения переместилась в города. Главным персонажем среди колядующих всегда был медведь. Им старались одеть самого толстого парня деревни или околотка. Ряженые заходили поочередно в каждую избу, где горел свет. Подростки и дети пели рождественский тропарь, духовные песни, колядки.

Обрезание Господне

14 января православные христиане отмечают сразу два праздника: Обрезание Господне и память святого Василия Великого.

– У древних иудеев полагалось проводить процедуру обрезания мальчикам на восьмой день жизни в знак союза Бога с праведным Авраамом и его потомками. Оно, по сути, заменяло в те времена современный обряд крещения и делало ребенка «Божьим», а не язычником. Будучи сыном еврейки, Христос тоже должен был пройти обрезание. Во время обряда ребёнка нарекли именем Иисус, что означало Спаситель. Об этом говорится в Евангелии от Луки (Лк. 2, 21): «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, наречённое Ангелом прежде зачатия Его во чреве». По сути, Обрезание – это именины Спасителя.

Факт обрезания Христа в I веке н.э. являлся одним из доказательств для верующих людей, что Он был реальным, осязаемым человеком с плотью и кровью, то есть был истинно воплощённым.

В церковный календарь праздник Обрезания Господня вошёл в IV веке. Его чтут на восьмой день после Рождества Христова – 14 января по новому стилю. У праздника есть скрытые смыслы и символы. Апостол Павел в своём Послании к колоссянам говорил, что плотское обрезание иудеев у христиан заменено обрезанием духовным: «Обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым». Обрезание – это символ ограничения, удаления. Так, Господь принял обрезание, подчинившись Закону, что символизирует смирение и необходимость следования законам Церкви и христианским заповедям. Ещё один смысл – это «обрезание» греховных страстей, – рассказал проректор по учебной работе Оренбургской духовной семинарии отец Алексей (Колыванов).

В 49 году православная церковь официально упразднила обряд обрезания. С этого момента обязательным для христиан стало лишь крещение. Тем не менее некоторые верующие и по сей день придерживаются древней традиции. Священнослужители в день праздника проводят ночь в молитвах, днём проводится литургия, а затем читается молебен о новолетии, поскольку праздник по старому стилю выпадал на 1 января. По новому же календарю торжество также приходится на старый Новый год.

Святое Богоявление

– Отец Алексей, проясните, пожалуйста, как правильно православным отмечать Крещение Господне? Что нужно делать в этот день?

– Крещение Господне – один из главных христианских праздников. Им заканчиваются Рождественские святки, продолжающиеся с 7 по 19 января. Праздник Крещения Господня, как и другие православные праздники, следует отметить прежде всего посещением церковных богослужений: накануне, утром 18 января, церковь совершает удивительное по красоте и содержанию последование – так называемые царские часы, после которых совершаются литургия и великое освящение воды, точно такое же, как и в сам день праздника. Вечером стоит посетить вечернее богослужение, песнопения которого очень ярко и красочно раскрывают суть празднуемого события. А в сам день праздника каждому православному христианину важно пойти на праздничную литургию, чтобы прославить Господа нашего Иисуса Христа, благоизволившего ради спасения людей от греха и власти диавола принять на себя человеческое естество и креститься в Иордане.

– В чём смысл праздника?

– Крещение Господне – это день, когда Иисус Христос вышел на общественную проповедь Евангелия, то есть благой вести о том, что отныне человечество получило возможность вновь соединиться со своим Богом. Крещение – это день, когда началась всемирная проповедь учения Христа. Весть о спасении мира продолжается до сих пор и будет провозглашаться до конца мира. Этот праздник именуется ещё Богоявлением, так как благодаря этому событию человечеству явным образом было открыто, что Бог есть Святая Троица, благоволившая послать в этот мир Свою Вторую Ипостась – Сына Божия – для спасения человека от духовной смерти.

Фото Александра Чердинцева

 

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.