Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
На страже земли и слова
Михаил Кильдяшов
В нашем городе есть два памятника, на первый взгляд, никак между собой не связанных. Один – «Пушкин и Даль» на улице Советской, другой – «Памятник оренбургскому казачеству» на улице Чкалова близ Никольского собора. Даль и казак — казалось бы, что общего, кроме того, что Даль подписывался псевдонимом «Казак Луганский». Но общность здесь глубинная, метафизическая, заключающаяся в постоянном стремлении сберечь и приумножить всё корневое, стержневое, традиционное. Если яицкие (уральские) казаки стояли на страже границ, праведного труда, благочестивой семьи, то Даль с таким же самоотречением сохранял родной язык, живое слово, устное народное творчество, драгоценные кладези культуры и Божий храм — природу.
Так, две эти силы — казачество и Даль — стали опорными столпами Оренбуржья, не пустили чужака и ворога, сохранили дыхание, душу и дух загадочной уральской степи.
Место гения — Оренбург
Имя Владимира Ивановича Даля ассоциируется прежде всего с «Толковым словарём живого великорусского языка». Но деятельность этого одного из самых ярких людей своей эпохи была настолько многогранна, что его по праву можно назвать «Ломоносовым XIX века».
Даль родился в 1801 году в Луганске в семье врача. В 1829 году он окончил медицинский факультет Дерптского университета. Известно дневниковое признание Даля: «Всю свою жизнь я искал случая поездить по Руси» — и именно Оренбург дал ему такую возможность, поскольку наша губерния в тот период включала в себя обширные пространства Башкирии и значительную часть территории Казахстана. И если есть понятие «гений места» — некто прославивший страну, край или город, то должно быть и понятие «место гения» — тот уголок, где писатель или учёный набирает силу, где пышной кроной расцветает талант.
В Оренбург Даль приехал начинающим писателем, но за восемь лет в нашем крае – с 1833 по 1841 (а также лето 1859 года, проведённое в имении сестры) – стал известен всей России как естественник, филолог и этнограф. Оренбургский период оказался для Даля самым плодотворным: здесь он накопил сведения и идеи, ставшие основным багажом в его дальнейшем пути учёного.
В Оренбурге Даль был чиновником особых поручений при губернаторе Перовском. На этой должности он сделал очень много для развития и благоустройства города: внёс огромный вклад в создание зоологического музея, лёгшего в основу краеведческого, активно участвовал в сооружении моста через Урал и спуску к реке.
В Оренбурге он написал учебники «Зоология» и «Ботаника», бывшие новшеством для тогдашней отечественной педагогики. За коллекцию флоры и фауны Оренбургского края Даль был избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук по классу естественных наук.
В Оренбурге Даль сделал значительное пополнение своего «Толкового словаря». Большая часть фольклорной коллекции, вошедшая в его знаменитый труд «Пословицы русского народа», также была собрана на оренбургской земле.
В это ключевое восьмилетие Даль набирает силу как писатель. Его художественная проза, которая может быть собрана в нескольких томах и значительная часть которой до сих пор не издана, соткана из оренбургских примет: быта и нравов, говора и топонимов, сказок, притч и легенд.
Даль сопровождал Пушкина во время его пребывания в Оренбуржье, помогал собирать материалы для «Капитанской дочки» и «Истории пугачёвского бунта», вживаться в особую ментальность оренбуржцев и глубже проникать в лихолетье Емельяна Пугачева.
Благодаря родственным узам и переписке Даль никогда не порывал связи с Оренбуржьем, осмыслял и приумножал всё накопленное на степной земле.
Когда смотришь на портрет постаревшего Даля работы Перова, восхищаешься той мудростью в глазах, тем благородным спокойствием, которое всегда живёт в гениальном человеке, прошедшем долгий жизненный путь.
Но, с другой стороны, невозможно забыть знаменитую фразу Даля, в которой вскипает какая-то неудержимая удаль яицкого казака: «Я полезу на нож за правду, за отечество, за русское слово, язык!». И в этом противоречии спокойной старости и казачьей удали живёт наш оренбургский степной ветер и плавно колышущийся в летнем мареве ковыль, что навсегда остались в душе Владимира Ивановича Даля.
На границе безграничности
Казачество – поистине уникальное культурное явление. Что представляет собой эта общность? Сословие? Этнос? Особый род войск? Любое из определений будет недостаточным. Зерно здесь, видимо, сокрыто, говоря словами Льва Гумилёва, в «пассионарной энергии», что несут в себе казаки, то есть в стремлении изменить действительность к лучшему, избежать распада, сохранить в неприкосновенности мир, созданный делом, словом и помышлением предков.
Укрепившиеся по всей Родине не только боевые, но и духовные блокпосты, погранзаставы в виде нескольких казачеств от Кубани до Сибири в течение веков сложились в плотную заградительную цепь отечества. И в этой живой цепи особым звеном стало яицкое (уральское) казачество, сумевшее сплотить разные языки и веры.
Вопреки суждениям, которые долгое время укореняли в нашем сознании, что казаки — это анархическая сила, не признающая никакой власти, в действительности они всегда были готовы к самоотверженной государственной службе. Собранные из разрозненных отрядов в единое войско первым губернатором Оренбуржья Неплюевым по особому императорскому указу, яицкие казаки и их потомки в лихую годину в авангарде шли в атаку и на француза, и на японца, и на немца. И не было страшнее трагедии в русской истории, когда столкнулись красные и белые, когда на поле битвы лежали два убитых брата и у каждого на груди была ладанка с 90 псалмом.
Яицкие казаки лучше других осознают весь трагизм пушкинской фразы: «Не дай Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный», потому что жило в них уникальное духовное равновесие. И выражалось оно даже в устройстве быта, где дом плавно перетекал во двор, а двор – в поле, где, как в золотом веке, в единении жили люди и животные, где под одной крышей место хватало четырём поколениям.
И когда рушился этот космос, когда омывался кровью голубой лампас – символ чистого неба, – яицкие казаки пытались вновь найти эту гармонию, обрести истину, устроить рай на земле. Ради этого они в поисках Беловодья – небесной страны, где «в согласии и ладе свободные люди» — готовы были исходить всю Индию, Японию и другие заморские страны.
Но всякий раз в самый последний момент, когда казалось, что силы уже на пределе, перед казаками представал лик Богородицы – тёмный, как на Табынской иконе-покровительнице. Будто пришёл на родную землю враг, учинил пожарище, затмил всё гарью и копотью. И только по молитве казаков: «Пресвятая Богородица, моли Бога о нас» — вновь светлел лик Божией Матери – и все вновь понимали: «казак без веры – не казак».
И сегодня, помолясь, оренбургские казаки вновь стекаются, как ручьи, в единую реку. Узнают друг друга по родовому оружию, сохранённому от дедов и прадедов, по фольклорным напевам, которые сберегли в памяти, в душе и в сердце. Берут под защиту обиженных и обездоленных: сирот и семьи, оставшиеся без кормильцев. Строят храмы, опекают школы и госпитали, идут в патрули. И все видят, какая это несокрушимая сила. И все понимают, что нет ничего страшнее для врага, когда казак отрывается от сохи и берётся за шашку.
И открывается душе истина о том, что на границе должны стоять только те, кто осознаёт духовную безграничность Отечества.