Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Из гнева и скорби рождённое слово…
Первые стихи Влады Абаимовой появились на страницах «Вечернего Оренбурга» несколько лет назад. Позже она участвовала и побеждала в литконкурсах газеты «Мой город любимый» и им. С.Т. Аксакова. Влада — лауреат Всероссийского конкурса «Капитанская дочка» и многих других.
В апреле 2011 года в издательстве ООО «Оренбурггазпромсервис» вышла в свет первая книжка её стихов «Выжженная полоса». Буквально на днях из Москвы пришло сообщение, что молодая оренбургская поэтесса получила за неё Всероссийскую литературную премию «За верность слову и отечеству» имени Антона Дельвига в номинации «Литрезерв».
Предлагаем читателям предисловие к книге «Выжженная полоса», дающее представление о характере творчества талантливой нашей землячки, и интервью с ней.
Вся поэзия ещё очень молодой Влады Абаимовой, кажется, вышла из знаменитых лермонтовских строчек «О, как мне хочется смутить весёлость их И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью!..». Но по дороге через весь девятнадцатый, легкомысленно менявший золото классики на серебро модерна, век, через сумасшедший двадцатый, смешавший кровь революций и войн с ракетным взлётом прогресса, она пришла в новый миллениум, впитав по дороге ещё и тютчевскую мысль о метафизической сущности России, и некрасовские боль и сострадание к униженным и оскорблённым («Жизнь без боли — словно хлеб без соли...»). В поэтической родословной Влады слышатся и всемирный вызов блоковских «Скифов», и державный звон поэтически-песенных советских курантов.
Было бы сейчас другое время и другая страна — держали бы мы тогда в руках книжку стихов с именем Влады Абаимовой на обложке? Наверное, да, ведь автор по определению талантлив. Но это была бы совершенно другая книга. С первых строк становится ясно, что поэтическое явление, которое представляет собой творчество молодого оренбургского автора, породило именно сегодняшнее время. Надо было появиться на свет и вырасти на руинах великой державы, стать свидетелем вселенского святотатства и подлости, надо было увидеть новое поколение, отрёкшееся от родины и посмеявшееся над её вековыми ценностями, но не смешаться с ним, успеть перехватить тоненькую нить традиции и протянуть её в будущее, чтобы однажды в полной мере осознать своё единство с кровью, текущей по венам русской истории.
Отец мой и мать, для чего я живу,
Когда мои братья врастают в траву?
<...>
Мне ненависть
жить и дышать не даёт,
Так пусть мои дети впитают её!
Основная и главная черта поэзии Влады Абаимовой — подчёркнутая публицистичность и высокий градус гражданского чувствования.
Её поэтический датчик, выражаясь высоким слогом, подключён к сердцу Отечества. Он фиксирует трагические и драматические пульсации времени. И там, где Влада не грешит излишней плакатностью или газетной злободневностью, у неё возникают потрясающие по художественной силе и метафорической точности образы и строки.
Где жирно — непременно загниёт.
И мы гниём по горлышко в трясине.
Ах, родина! Как не любить её,
Но как её любить невыносимо!..
Или эти строки об интернатских детях:
Девочки слабоумные
шьют мальчикам трусики.
Как жила я раньше,
пока этого не знала?
Выкидыши России-матушки
и батяни Урала,
Веснушчатые, вихрастые,
на подбор русские.
Собственно, и подчёркнутая плакатность многих стихов Абаимовой недостатком не является. Это скорее приём, рычаг для прямого и сильного воздействия на читателя, ибо поэт точно знает, чего добивается своим творчеством. Она посылает стихи в мир, не ограничиваясь поэтической рефлексией, а так, как бросают листовки или бомбы, от которых взрываются души и сердца.
Срубайте деревья, братья,
Не зачинайте сынов.
Стране и без них хватит
Пасынков и рабов!
Это стихи «напоказ», с преднамеренной установкой на результат, с категорической обращённостью к читателю, с публицистически деформированной интонацией, почти переходящей в крик, с обязательным вызовом и требованием ответа («А вы что хотели — хоромы? Может, клумбы и сад?»). Наконец, это клич Орлеанской девы, обречённой Провидением на тяжкий крест, но не отрекающейся от духовной миссии поэта.
Она — хорошая дочь и жена.
А я — ни то ни другое.
Для женской доли она рождена,
А я — для доли изгоя.
<...>
Земля и небо. Но всё же пусть,
Когда очи глина залепит,
Её вспоминая, почувствуют грусть,
Меня вспоминая, — трепет.
Мир в поэтическом представлении Влады Абаимовой чётко делится на чёрное и белое, великое и ничтожное, своих и врагов.
Этот сборник — пособие по ненависти и любви для всех патриотов. Ибо, как заметил классик: «Мир устроен так дьявольски искусно, что, не умея искренне ненавидеть, не научишься искренне любить».
И всё же верится, что Влада напишет ещё одну книгу — теперь уже просто о любви. Отечество наше никуда не денется, а выздоровеет и вновь станет сильным, потому что бьются в нём такие чистые и высокие сердца, как у автора этих стихов. А любовь — вершина всего человеческого. И, судя по темпераменту, таланту, высоте помыслов и чувств, у Влады Абаимовой получится не менее прекрасная и яркая книга.
Искренне ей этого желаем!
Александр Старых, член Союза писателей России, кандидат филологических наук.