Новости

По информации городского управления пассажирского транспорта, автобусы начнут курсировать до дач и обратно со вторника, 30 апреля. Соответствующее постановление подписано Главой Оренбурга Сергеем Салминым.

27 апреля

27 апреля, по всей стране проводится Всероссийский субботник в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда», инициированного Президентом России Владимиром Путиным.

27 апреля

В Оренбурге приступили к наведению санитарного порядка после прохождения паводка. Для удобства жителей организованы дополнительные площадки временного складирования мебели, предметов быта, пришедших в негодность в результате паводка, и мусора, в том числе крупногабаритного.

26 апреля

В работах задействованы сотрудники МЧС России. При помощи мобильных комплексов спецобработки они дезинфицируют улицы, детские площадки, придомовые и другие территории Оренбурга, попавшие в зону подтопления. Всего специалистами продезинфицировано более 70 домов и придомовых участков и более 752 тысяч квадратных метров площади (это придомовые площадки и скверы, дороги, тротуары и иные территории).

26 апреля

Массовая акция по наведению чистоты состоялась в областном центре сегодня, 26 апреля, в рамках весеннего месячника благоустройства и озеленения.

26 апреля




«Для ведения записей актов гражданского состояния»

-----
«Для ведения записей актов гражданского состояния»  «Для ведения записей актов гражданского состояния»

К 95-летию органов ЗАГС России (18 декабря 2012 года)

Ольга Сгибнева, начальник отдела информации и публикации документов ГБУ «ГАОО»

Браки, совершённые по религиоз-ным обрядам недействительны!

Всю историю регистрации актов гражданского состояния в нашей стране можно условно разделить на два основных этапа: до и после Октябрьской революции 1917 года.

В дореволюционной России регистрация актов гражданского состояния находилась в ведении церковных органов по различным вероисповеданиям и производилась в соответствии с церковными правилами. Записи вносились в метрические книги. Метрическая книга состояла из трёх частей: записи о рождении, о браке и о смерти. Например, запись о рождении содержала следующие сведения: дату рождения, имя родившегося, фамилию, имя и отчество отца, имя и отчество матери, их сословие, вероисповедание и место постоянного жительства. В записи о браке указывались дата венчания, фамилии, имена и отчества жениха и невесты, их вероисповедание, сословие и место постоянного жительства.

Декретами Всесоюзного Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» от 18 декабря 1917 года  и «О расторжении брака» от 19 декабря 1917 года всем духовным и административным учреждениям, которые ранее регистрировали браки, рождения, смерти, предписывалось передать все регистрационные книги в городские уездные и волостные земские управы.

На территории  Оренбургской губернии органы ЗАГС создавались по мере установления Советской власти и формирования нового административно-территориального устройства. Это были очень непростые годы в истории нашей страны. Коренным образом менялось государственное устройство, идеология, уклад жизни населения.

Интересные документы, повествующие о проблемах становления органов ЗАГС в Оренбуржье, сосредоточены в Государственном архиве Оренбургской области.

Из Обязательного постановления Оренбургского губернского исполнительного комитета и горсовета от 26 марта 1926 года узнаём, что в городе Оренбурге  отдел записей актов гражданского состояния фактически был открыт 3 апреля 1918 года, а во всех населённых пунктах губернии ЗАГСы заработали после 22 сентября 1919 года. Согласно документу, «браки, совершённые по религиозным обрядам при содействии духовных лиц» после этого периода  на территории губернии признавались бесправными и недействительными. Служители религиозных культов, совершающиё обряды крещения, браков до регистрации этих событий органами ЗАГС, привлекались к уголовной  ответственности.

 

«Работа началась приёмкой метрических книг»

В докладе временно исполняющего должность  заведующего Оренбургского окружного отдела ЗАГС А.П. Пономарева, направленного в отдел ЗАГС Управления губисполкома 19 октября 1919 года, содержится следующая информация: «Работа вверенного мне отдела началась приёмкой метрических книг и дел от бывшего Епархиального Совета. В настоящее время все книги за истекшие года до 1917 года включительно из ведения Епархиального Совета уже изъяты и приняты отделом по надлежаще составленной описи.

Закончив приёмку дел от бывшего Епархиального Совета, я приступил к организации и постановке дела в канцелярии вверенного мне окружного отдела. В настоящее время  имеется секретарь и опытный архивариус. Все заявления граждан о выдаче им метрических выписей за прошлые года о рождении, смерти, бракосочетании и расторжении брака удовлетворяются по истечении 3-4 дней со дня подачи заявления.

Не совсем закончена ещё работа по изъятию метрических книг от всех мест регистрации актов о рождении, смерти и бракосочетании лиц всех вероисповеданий. Все указанные учреждения были проинформированы о необходимости сдачи в окружной отдел всех имеющихся у них метрических книг путём публикации в газете «Коммунар». Помимо этого, были посланы особые приглашения представителям всех молитвенных домов города Оренбурга, мусульманских мечетей, еврейскому раввину и другим явиться в назначенный день в окружной отдел для переговоров по поводу сдачи имеющихся у них метрических дел и книг.

Но, несмотря на это, явились далеко не все представители. В настоящее время изъяты полностью книги от молитвенных домов города Оренбурга: Сухаревской старообрядческой общины, от старообрядцев, приемлющих священство, мусульманских мечетей №№2, 3, 4, от еврейского раввина, лютеранского пастора, ксёндза католической церкви. К изъятию книг от остальных учреждений приняты соответствующие меры».

 

«Регистрация актов в ЗАГСе обязательна для всех»

В 1919 году структура органов ЗАГС состояла из окружных и местных отделов ЗАГС при волостных, городских и районных органах управления. Общее руководство регистрацией актов гражданского состояния осуществлял Центральный отдел ЗАГС. Органы ЗАГС в то время вели: книги записей  рождений; книги записей смертей; книги записей отсутствующих, книги записей браков; книги записей разводов; книги заявлений о происхождении зачатых детей; книги записей лиц, изменивших фамилии и прозвища, и алфавит к ним.

Из доклада А.П. Пономарева 26 февраля 1920 года: «К концу октября прошлого года была составлена и разослана во все волисполкомы, ревкомы и горсоветы Инструкция «Об организации деятельности местных отделов записей актов гражданского состояния». Согласно разосланной Инструкции об организации местных отделов ЗАГС, последним нужно было завести 14 основных книг для регистрации актов и 11 подобных книг. Ни денег, ни книг, ни актов исполкомом не было дано.

Некоторые волисполкомы относились к делу организации местных отделов ЗАГС не сочувственно, указывая, что наши жители хотят придерживаться старых привычек и обычаев. В каждом отдельном случае разъяснялось, что регистрация актов в отделах ЗАГС обязательна для всех без различия исповеданий и что в данном случае нет никаких нарушений религиозных чувств, так как никто никому не запрещает выполнять религиозные обряды». Конечно, создание государственных органов для регистрации основных этапов жизни человека – рождения, брака, смерти, которые на протяжении веков сопровождались религиозными обрядами, население воспринимало неоднозначно.

Согласно Инструкции Центрального отдела ЗАГС, с мая 1920 года во многих волостных комитетах началась реорганизация. В результате  многие сёла оказались отдалены от волости на 30-40 вёрст. В связи с этим «во избежание больших затруднений у населения» в октябре 1920 года было дано разрешение отдельным сёлам и хуторам проводить регистрацию актов при своих сельских Советах.

 

«Необходима пишущая машина»

Большое количество вопросов решалось путём переписки районных отделов с Центральным отделом ЗАГС. Архивные документы свидетельствуют, что органы ЗАГС сталкивались с такими проблемами, как нехватка писчей бумаги, полным отсутствием регистрационных книг, канцелярских принадлежностей, опытных сотрудников. А без книг и бумаги регистрация производиться не могла.

Заведующий  Оренбургским губернским отделом ЗАГС К.Д. Андреев в отчёте за 1920 год подчёркивал: «Также необходима отделу пишущая машина, без которой почти невозможно работать. Если до сих пор и протекает работа без неё, то нужные циркуляры, распоряжения подолгу залёживались и не рассылались, а это самое главное, что тормозит работу на местах.

Затрудняла мобилизация как военная, так и специалистов. Как только выберут подходящего сотрудника и он привыкает к постановке дела, на его место назначают другого. Часто бывает, что вновь назначенный заведующий с трудом может подписывать свою фамилию. Дело же местного отдела ЗАГС — чисто канцелярское и требует точности и безусловного знания Кодекса законов об актах гражданского состояния, всех циркулярных распоряжений Центрозагса и окружнозагса.

Нескольким местнозагсам была распределена бумага, утилизированная из архива, но большая часть местных отделов ничего не имеет. Книги изготовляются местнозагсами из бумаги серой и жёлтой. Выписки же из метрических книг зачастую выдаются на клочках бумаги. Так как книги должны храниться не менее 60 лет, а выписки выдаются только раз, то, конечно, таковое ведение дела недопустимо и нужно во что бы то ни стало снабдить местнозагсы книгами и в достаточном количестве подходящей бумагой».

О масштабах деятельности органов ЗАГС Оренбуржья могут сказать цифры. В период с 1 января 1920 по 1 января 1921 года  сотрудниками отделов ЗАГС было зарегистрировано 654916 актов, из них о рождении: мужчин — 7855, женщин — 10112, смертей: мужчин – 17056, женщин  — 16159, браков — 11442, разводов – 845, перемена фамилии – 36, внебрачных детей – 6.

По состоянию на 21 сентября 1921 года Оренбургская губерния с населением 815000 жителей была разделена на 7 районов – Орский, Илецкий, Шарлыкский, Покровский, Петровский, Краснохолмский, Оренбургский (в сентябре 1920 года была образована Киргизская АССР, а Оренбург стал столицей КАССР). Всего в Оренбургской губернии было открыто 119 местных отделов ЗАГС: 107 волостных, 8 районных и 4 городских.

 

«Имена новорождённым даются один раз»

Руководство и контроль над работой органов ЗАГС осуществлялось посредством рассылки райисполкомам и сельсоветам руководящих распоряжений, циркуляров и инструкций и наблюдением за исполнением таковых. Познакомимся с одним из таких документов. В циркуляре, подписанном начальником Главного Административного Управления (ГАУ) Народного Комиссариата Внутренних Дел КССР Клокотиным 18 февраля 1924 года, отмечалось: «Из поступающих в ГАУ сведений усматривается, что некоторые граждане при регистрации  новорождённых детей дают последним одни имена, а потом, спустя немного времени после регистрации, избирают для детей другие имена и возбуждают ходатайство о внесении новоизбранных имён в актовые записи».

Далее подчёркивалось, что «внесение в актовые записи новых имён допускается лишь по постановлению суда и существующими законоположениями не предусмотрено». Предлагалось объявить  населению губернии, что «так как имена новорождённым даются один раз, причём объявленное при регистрации и занесённое в запись имя ребёнка впоследствии уже не может быть изменено, то родители во избежание неприятных для них недоразумений должны окончательно избирать имена новорождённых детей своевременно, то есть до регистрации новорождённых в органах ЗАГС».

Таким образом, под знаком оттачивания механизмов новой системы прошли первые годы работы органов ЗАГС в Оренбуржье.

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.