Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Крепись, христианин!
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) (1927–1995) – богослов, философ и историк православной церкви, автор книг «Русская симфония», «Самодержавие духа», «Стояние в вере. Очерки церковной смуты» и других, составитель акафиста Табынской иконе Пресвятой Богородице – покровительнице оренбургской земли. Его жизненный и пастырский путь тесно связан с нашей областью, что представляет большой краеведческий интерес.
Мы публикуем отрывки из автобиографии о. Иоанна, а также фрагменты его дневника — своеобразные «Окаянные дни» хрущёвского периода, когда атеистическая волна нахлынула с новой силой. Особенно мощный удар этой волны, пришедшийся на нашу область, о. Иоанн зафиксировал в своём дневнике со слов непосредственных очевидцев.
Читая эти фрагменты через пятьдесят лет, в эпоху панк-молебнов и крестоповала, в очередной раз убеждаешься, что люди ничему у истории не учатся.
Из автобиографии
Родился я 9 октября (по новому стилю) 1927 года в селе Ново-Маячка Николаевской (ныне Херсонской) области. Мои родители по происхождению крестьяне: отец — Матвей и мать — Матрона. В 1928 году они переехали на жительство в Оренбургскую область, где я и начал себя помнить примерно с 1933 года. Тот год был голодный, а семья наша, имевшая, кроме меня, ещё троих сыновей, жила в бедности. В то время я занимался тем, что ловил рыбу и сусликов, собирал в поле колосья и этим помогал своей семье.
Вскоре мы переселились в город Сорочинск той же Оренбургской области. По окончании в 1942 году средней школы я поступил в Орский индустриальный техникум. Переселение на новое место далось тяжело, так как в материальном отношении мы испытывали нужду.
В 1941 году мой отец и два старших брата ушли на войну, и я в 14 лет остался в семье за хозяина. Мне приходилось обрабатывать огород, косить сено, заготавливать топливо, носить воду и месить кизяки.
В 1944 году я тоже был призван в армию и по окончании войны вернулся назад в Оренбургскую область.
Религиозное чувство стало проявляться во мне рано. Я часто ходил в церковь и заинтересованно наблюдал за всем, что там происходило. Двенадцатилетним мальчиком я также посещал дома, в которых собирались пожилые люди для пения молитв и чтения священных книг. Тогда во мне боролись два чувства. Один голос говорил: «Читай Апостольские деяния», а другой: «Зачем ты ходишь в эти дома? Там только старушки». Но первый голос победил, и я увлёкся чтением Апостольских деяний.
Будучи юношей, я так же, как и все молодые люди, посещал кино и танцевальные площадки. И вот однажды, придя на танцы (это было под праздник святого пророка Илии), я увидел нечто такое, что меня поразило до самого сердца и окончательно повернуло меня в другую сторону; я уже никогда в жизни не возвращался к мирским утехам.
В 1938 году я познакомился со своим старцем Мануилом. В 1945 году был посвящён в иподиакона, а через год, в 1946-м, пострижен в рясофор с оставлением прежнего имени. В том же году архиепископ Чкаловский и Бузулукский рукоположил меня во иеродиакона с зачислением в штат Никольского кафедрального собора. 14 января 1948 года меня рукоположили в иеромонаха.
Промыслом Божиим в 1948 году старца Мануила постигло испытание. Я же с 1949 года учился в Саратовской духовной семинарии, которую закончил по первому разряду со степенью кандидата богословия и был оставлен профессорским стипендиатом на кафедре сектоведения.
8 октября 1956 года я принял полный монашеский постриг и был определён преподавателем Минской духовной семинарии. В октябре 1957 года указом Святейшего Патриарха Алексия (Симанского) я был переведён в распоряжение архиепископа Чебоксарского и Чувашского Мануила и назначен на должность священника кафедрального собора. В то время я помогал своему Владыке в его трудах по составлению «Каталога русских архиереев за последние 60 лет (1897-1957 гг.)», над которым мы трудились с 8 часов утра и до часу ночи, прерываясь лишь на обед и молитву. В конце 1959 года, будучи иеромонахом, я был назначен на должность помощника инспектора и преподавателя Саратовской духовной семинарии, а в сентябре 1960 года переведён в город Куйбышев, в наш Покровский кафедральный собор.
Из дневника
21.04.1961
...Каким варварством дышит произвол местных властей в разрушении Петропавловской церкви в г. Бузулуке! Тысячи верующих жаждали посещения церкви, но произвол делает своё... Двенадцать дней отстаивали верующие свою святыню, но не устояли: в одну из ночей сотни юношей-комсомольцев и мужиков, словно дикие вепри, окружили храм и начали своё дело... Стоны и крики бедных старух и стариков, охранявших церковь, наполнили воздух. Но ничто не смягчало сердца остервеневших атеистов. Пинками и кулаками освобождали ратоборцы церковь от верующих. Специальная машина забирала кое-кого и отвозила в отделение милиции. Прошло несколько часов, и от храма остались только одни осколки да горы земли...
25.06.1961
В прошедшую неделю я посетил родителей и своих деток в Оренбурге. Пришлось услышать о скорбных событиях, совершившихся в ночь на 19 июня в этом городе.
В два часа ночи квартал, где был расположен молитвенный дом, был оцеплён дружинниками, милицией и автомашинами. Это был отряд разрушителей. Свершилось ещё одно нападение и разрушение дома молитвы. Как всё печально! Ни слёзы престарелых людей, ни вопли жаждущих молитвы и утешения – ничто не остановило жестоковыйных в их замыслах против Церкви. Вот она, «идейная» борьба с религией – с применением физической силы, против которой так протестовал В.И. Ленин. Очевидно, в отношении Церкви для них Ленин – не авторитет. Можно ломать, осквернять святыню и оскорблять чувства верующих безнаказанно.
Нет, друзья! Наказания никто не избежит. Придёт час, когда слёзы плачущих отольются сторицею тем, кто дерзал разрушать святыни. И час этот близок.
24.01.1962
Приезжала матушка о. Иоанна Гавиева из Сорочинска. Плачет, бедная: уполномоченный отобрал у о. Иоанна на четыре месяца регистрацию. И за что? За то, что крестил ребёнка партийного отца. И хотя было согласие последнего, подтверждённое справкой, всё равно уполномоченный не посмотрел и на это. Какое всё-таки самоуправство сильных мира сего. Бедная Церковь, в какие оковы она сковывается! И всё это будут считать в порядке вещей. Как послушаешь всё это, так какой-то страх охватывает сердце. И что ожидает нас в будущем?! Ничего утешительного. Страдания, моральное мученичество и т.п.
9.08.1962
...В Орске на днях разрушили Никольскую церковь. Это называется «гуманизм» в высшей степени. Кругом стоны и плач, а те, кто причиняет эту боль, остаются безнаказанными. А наказать бы их следовало. Чем всё это кончится, не знаю, но только доброго ожидать нельзя.
17.08.1962
...В Оренбургской области предписано священникам не приобщать детей с трёхлетнего возраста до 16 лет. Может быть, это и у нас готовят? Боже, мимо неси чашу сию! Не попусти диаволу лишать младенцев и отроков св. Чаши Господней!
Времена гонений вступают в свою силу. Крепись, христианин! Апокалипсис в действии.
1.09.1962
Печальные вещи я услышал от приехавшей из Бузулука женщины. Она рассказала, как преподаватели одной школы в Бузулуке произвели суд над 10-летним мальчиком за то, что он носит крестик. Они посадили его в холодную комнату и не выпускают.
— Сними крестик, тогда выпустим тебя, — так угрожают, вернее, «убеждают» борцы атеизма. Ну как тут не дивиться «гуманизму» человека ХХ века! Ведь это настоящее варварство, за которое следовало бы наказать тех, кто нарушает отечественные законы, провозглашённые КПСС...
26.04.1963
Мои детки (из Оренбурга) прислали печальные письма. Сообщают, как современные идеологи работают на своём фронте. Посетили квартиры всех певчих. Убеждают оставить певческое дело, а кое-где и угрожают «завербовать» в Сибирь. На работе не дают покоя. Угрожают уволить с производства, если не оставят своё религиозное дело. Это уже никуда не годится. Применение физической силы. Когда не работали – теребили: почему не работаете? Стали работать – опять нервотрёпка: сократим. Как далеки люди от подлинного понимания идеологической работы! Понятно, что раз выдвинут лозунг о невозможности допускать сосуществования двух идеологий – о примиримости с верующими в области идеологии не может быть и речи, но нельзя же на этом основании допускать физическую силу и отнимать у человека право на труд!
22.05.1963
Недавно возвратился из поездки в Оренбург Андрей Андреевич. Рассказал печальные истории о церковной жизни в тех краях. В Черкассах подожгли храм сверху. Приехала пожарная охрана, но не для тушения, а для того, чтобы не допустить верующих тушить пожар. Храм весь сгорел. Вот такой способ «идеологической» борьбы с религией стали применять в Оренбургской области. Страшно об этом подумать.
Подготовил Михаил Кильдяшов.