Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
«В гармонии мне дорог произвол…»
Александр Старых, член Союза писателей России, кандидат филологических наук
Суровый Дант не презирал сонета;
В нём жар любви Петрарка изливал…
…И в наши дни пленяет он поэта…
«И в наши — тоже!» — без всякой натяжки вслед за Александром Сергеевичем можем сказать и мы. От Петрарки до Шекспира, от Шекспира до французских символистов и Пушкина, от Пушкина до Ахматовой и дальше, через весь русский «серебряный век» — до Солоухина, Бродского и постмодернистов, меняя проблематику, то приближаясь к стансам и элегии, то превращаясь из жанра в обыкновенную структуру строф с новым наполнением и новыми поэтическими задачами, сонетная форма благополучно дожила до наших дней. Какая бы вода в реке ни текла, какая бы в ней рыба ни водилась, берега и через много веков у неё те же.
…Прошли, прошли Петрарки времена,
Но в прежнем ритме синяя волна
Бежит к земле из дали ураганной.
И если ты всё ж мастер и поэт,
К тебе придёт классический сонет –
Вершина формы строгой и чеканной.
Так Владимир Солоухин в знаменитом «Венке сонетов» объясняет искушение художника «вздёрнуть удила классической форме» (С. Есенин). Однако чтобы органично и уверенно существовать в прокрустовом ложе канона, чтобы сквозь тонкую материю смысла не проступала арматура словесной конструкции, необходимо кроме смелости и куража иметь абсолютное чутьё поэтической формы, незаурядный артистизм мышления, надо уметь виртуозно владеть рифмой и ритмом — ибо, как кто-то заметил, стихи есть тонкая ткань, натянутая на копья рифм и ритма. А потому создавать её надо бережно и кропотливо. И много чего ещё надо, и в первую очередь быть, конечно, поэтом, тем волшебником, который творит из быта бытие, а наше присутствие в жизни увеличивает до размеров космоса. Тем, кто, по выражению Блока, случайно на ноже карманном найдя пылинку дальних стран, способен увидеть и показать мир заново — «странным, окутанным в цветной туман».
Такое часто удаётся Дмитрию Коноплину, автору поэтического сборника «Круги», изданного недавно в Москве, а также нескольких стихотворных подборок на страницах «Вечернего Оренбурга». Геолог по профессии, философ и лирик по натуре, он пишет стихи, часто используя сонетную форму, экспериментируя с ней и являя при этом оригинальное мироощущение и сплав лирико-афористичного мышления. Эти качества особенно важны для поэзии, ибо они формируют и предопределяют главное для чтения стихов условие — движение читателя к автору. Без этого своеобразия, без присутствия в творчестве незаурядной личности любое заигрывание с приёмами стихосложения, любое версификаторство становится пустым, пусть даже и изощрённым формотворчеством, словесной эквилибристикой.
В то же время сказанное в стихах не исчерпывается только смыслом сказанного. У Коноплина в «сонетных» формах поэтическое высказывание рождается из звуковой оболочки слова, из аллитераций, аллюзий, консонансов, звукописи — как из шума улицы рождается вдруг мелодия, которая движется в непредсказуемом направлении, завораживая ритмическим рисунком и, наконец, является в гармоническом единстве и нерасторжимости формы и содержания.
В гармонии царящий произвол
суть связь незримых нам
причин и следствий,
будь то на брег морской накаты волн,
мученики религиозных войн,
на скотобойне тучи мух и вонь,
и лёгкая тошнота — привкус лести,
холмы могил, поросшие травой,
со знаками из дерева и жести,
цветущий сад и лагерный конвой, —
всё это по отдельности и вместе
итог имеет, в общем, нулевой –
мир пребывает в неком равновесье.
А слышен смех порою или вой —
Какие времена, такие песни.
Коноплин любит «вкусно» и снайперски рифмовать («бурной — буркнут, брякнут — зря кнут, клетку — к лету — и эту» или «ладан — прохладу — адом, краем — раем — пора им»), он играет созвучиями, умеет высекать из них искры («на лужах ледяные оКОнца,/ цоКОт КАблуКОв по утрам словно КОнница»), ему сладостен, по его собственному выражению, «обряд слов укрощенья». При этом он признаётся: «Я плетью не гоню строку в финал — /в поспешности не сотворишь венца». Венец, в его представлении, это когда обузданная строка становится послушной, обретает скорость, ритм и единственно верный звуковой строй. Но, ещё раз повторим, это не главная задача поэта. Сонетные циклы Коноплина (включая «перевёрнутый» сонет, стихи, состоящие из трёхстиший — терцин, и т.д., а также септимы и рубаи) — не «сосуд, в котором пустота», а всё-таки «огонь» мысли и чувства, «мерцающий в сосуде». Диалог с предшествующей культурой и принятыми нормами ведётся без излишнего пафоса и пиетета: поэт послушен канонической форме, но подчёркнуто свободен и раскован во всём, что касается её наполнения. «В гармонии мне дорог произвол», — берёт Коноплин эпиграфом к одному из стихотворений строку из Бальмонта и этим объясняет своё поэтическое кредо. Автор стихов — умудрённый жизненным опытом человек, ведущий неспешный разговор о сиюминутном, который неизбежно и неуклонно — о чём бы он ни шёл — приходит к вечным вопросам бытия («Жизнь, когда далеко за полста, /как яичная скорлупа проста»). Живая мысль, возникающая как бы из ничего, из бытового, сиюминутного «сора», прихотливо движется, вбирая в себя жизненные соки, звуки, время и пространство, облекаясь в плоть поэтического высказывания. Именно она, эта мысль, и является главным лирическим героем творчества Дмитрия Коноплина.
Претерплю — и не такое терпел.
С годами становишься терпелив,
как пень.
Пожалуй, кипридам,
выходящим из пен
морских, едва ли взять меня в плен.
Впрочем, оставим — тема скользка,
как на горячем битуме скат.
Закругляем сентябрьский сказ.
К утру осину тронула ржа:
недолго ей тлеть,
предлистопадный пожар
скоро охватит весь лес. А жаль.
Навалится слякоть. Загудит борей.
Сколько в запасе ещё сентябрей?
Подводя итог сказанному, творчество Дмитрия Коноплина обращено в первую очередь к читателю искушённому, утончённому, умеющему получать эстетическое удовольствие от эксперимента, рассчитанного на виртуозное владение формой и адресованного знатоку, способному воспринять и оценить это искусство. Надеемся, что такого читателя он нашёл и не раз ещё найдёт и среди читателей «Вечернего Оренбурга».
Дмитрий Коноплин
Деревня
(Пастораль)
Памяти И.А. Бунина
В деревне радикальных перемен
не видится — уклад консервативен:
у каждого всё то же, что имел
до путча и реформ. Система мер
иная, чем в былом СССР.
Цел за околицей ставок поныне,
где средь мутантов — водяных химер —
карась-идеалист жирует в тине,
таким его и видел Салтыков-
Щедрин. Но есть и повод для унынья
всех, ливших благостных речей елей,
реформы славя истово и рьяно:
на месте прежних злаковых полей
угодья непролазного бурьяна.
* * *
Чтоб жить тебе в эпоху перемен.
Китайское проклятие
Всю жизнь прожив в эпоху перемен –
с рожденья до текущего момента,
ретроспективно – что я поимел?
Случалось, что подтягивал ремень,
случалось, что звенела и монета,
но, словно августовская комета,
успеешь лишь желанье загадать –
ан нет её. И, значит, благодать,
о чём и помышлял ты ежечасно,
не состоялась, повелевши ждать;
per aspera ad astra путь – не масло,
но через ежевику или тёрн.
Я грею руки, запалив костёр, –
в достатке сил, чтоб пламя не погасло.
Мороз
Мороз гвоздил, с одним лишь от гвоздей
отличием, что крепок был, как дюбель,
что ощущалось равно и везде –
в дрожащей ослепительной звезде,
взъерошенной сосновой хвое, в дупель
оцепеневшем, и лишь клёст в гнезде
невозмутимо, как в бобровой шубе,
потомство согревал. День шёл на убыль,
и небеса собой являли гжель
с белёсой изморози поволокой…
Готовилась рождественская ель,
и в феврале грядущая метель
казалась так немыслимо далёкой.
* * *
…Урал, к которому я не прикован
и не привязан, но неотторжим.
Я чувствую себя многовековым,
но не таким, как рухнувший режим, —
как встарь пленяюсь небом васильковым,
тем паче — васильками вдоль межи
и даже средь замусоренной ржи,
что сеял земледелец бестолковый.
И ветер ледяной, что вдоль долин
стекает, нагнетаемый Стрибогом,
он тоже от меня неотделим
и, как знакомец, говорит о многом,
и в небе журавлей летящих клин
к своим среди Атласских гор чертогам.
* * *
Любовь моя! Картошку жрут жуки,
побит морозом перец. Виновата
натура в том. Тепла твоей руки
ждут грабли, вилы, тяпка и лопата —
без толку сохнут в куче кизяки,
что грядкам истощением чревато.
А я снедаем приступом тоски
с того, что не случится жить богато,
деньгами набивать чулки, носки
и сапоги. Пусть буржуины-гады
перемывают в золото пески.
Да будут наши помыслы легки,
и не зудят от гнева кулаки —
есть ты, есть я, есть огород и хата.
* * *
О, времена потех и плутовства,
когда распреотчаянные шельмы,
не выходя на абиссаль из шельфа,
сгребают сквозь до дна всё, чем жива
натура, будь то ствол или листва,
будь чешуя, будь рыба, плоть моллюска,
креветки, краба — дивная закуска.
Оно бездонно, чрево торжества,
когда по швам порты и рвётся блузка
от торжествующего естества
телес — вот то-то и оно, что узко.
Потребность в алчности своей права —
подай — а там хоть не расти трава!
И то сказать — по этносу нагрузка.