Новости

Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.

14 ноября

14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.

14 ноября

С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.

13 ноября

Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.

13 ноября

Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.

13 ноября




Почему так много икон Богородицы?

-----
Почему так много икон Богородицы? Почему так много икон Богородицы? Почему так много икон Богородицы?

Разнообразие икон Богородицы поражает воображение. Число почитаемых ликов, по подсчётам специалистов, достигает семисот. Откуда взялось такое множество образов и как в них ориентироваться, объяснила искусствовед Ирина Языкова, заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско-богословском институте Святого апостола Андрея, автор книг о русской иконе.

В истории христианства есть страны и народы,  которые ощущали свою тесную связь с Богородицей. В их числе, например, Грузия – по преданию, эта земля выпала Деве Марии по жребию для проповеди, и Божья Матерь навсегда обещала Грузии своё покровительство. На Афоне Богородица почитается игуменьей Святой горы. В Западной Европе Она именовалась Королевой Польши. А в Средние века Ливония (часть Латвии) называлась Терра Марианна – «земля Марии».

Но всё-таки на Руси Богородицу почитали особо. Одна из первых церквей в Киеве – Десятинная, построенная ещё при князе Владимире, была посвящена Богородице (празднику Успения). В XII веке князь Андрей Боголюбский даже ввёл в русский церковный календарь новый праздник – Покров Пресвятой Богородицы, официально обозначив тем самым идею покровительства Божьей Матери русской земле. За десять веков христианской культуры в России написано множество гимнов Божьей Матери и создано потрясающее количество икон, многие из которых прославились как чудотворные, многие были свидетелями и участниками русской истории. Яркий тому пример – Владимирская икона Богородицы, которая сопровождала Россию на протяжении всей её истории.

Согласно восточно-христианской традиции Богородицу принято изображать в вишнёвом мафории (плате), синей тунике и голубом чепце. На мафории обычно изображаются три золотые звезды – символ девства «до Рождества, в Рождестве и по Рождестве» и символ Святой Троицы. Во многих иконах фигура Богомладенца закрывает собой одну из звёзд, символизируя тем самым Воплощение второй ипостаси Святой Троицы – Бога Сына. Кайма на мафории – знак Её прославления. Например, на мафории Богоматери Донской исследователи увидели надпись и расшифровали её, и в ней действительно прочитывается прославление Богородицы.

Икона на Руси была и моленным образом, и книгой, с помощью которой обучаются основам веры, и святыней, и главным богатством, которое передавали в наследство из поколения в поколение.

На большинстве икон Божьей Матери Она изображена с Младенцем. Их отношения, представленные на иконе, можно разделить по трём христианским добродетелямвера, надежда, любовьи так запомнить три основные типа иконографии.

Вера – иконография, получившая название Знамение, или Оранта. Богородица представлена в позе Оранты (греч. «молящаяся») — с воздетыми к небу руками, на Её груди расположен медальон (или сфера) с изображением Спаса Эммануила. Медальон символизирует и небо как обитель Бога, и лоно Богоматери, в котором воплощается Спаситель. Христос воплотился через Богородицу, Бог стал человеком – в это мы верим. Самые известные иконы этого типа: Курская-Коренная, Знамение, Ярославская Оранта, Мирожская, Неупиваемая Чаша, Никопея.

Надежда – иконография называется Одигитрия (греч. «путеводительница»). На этих иконах Богородица держит Младенца Христа и на Него показывает рукой, направляя тем самым внимание предстоящих и молящихся к Спасителю. Младенец Христос правой рукой благословляет Мать, а в Её лице и всех нас, в левой руке держит свёрнутый свиток – символ Евангелия. Христос сказал о себе: «Я путь, и истина, и жизнь» (Ин. 14: 6), а Богородица — Та, кто помогает идти по этому пути, – она наша ходатаица, помощница, наша надежда. Самые известные иконы этого типа: Тихвинская, Смоленская, Казанская, Грузинская, Иверская, Пименовская, Троеручица, Страстная, Ченстоховская, Споручница грешных.

Любовь – иконография Умиление, или Елеуса – «милующая», как её называют греки. Это наиболее лиричный из всех типов иконографии, открывающий интимную сторону общения Матери Божьей со Своим Сыном. Иконографическая схема представляет фигуры Богородицы и Младенца Христа с прильнувшими друг ко другу ликами. Голова Девы Марии склонена к Сыну, а Он обнимает Мать рукой за шею. В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица представлена не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении, в любви с Богом. Самые известные иконы этого типа: Владимирская, Донская, Корсунская, Федоровская, Почаевская, Взыскание погибших.

Как из этих типов иконографии могли возникнуть 700 разных икон, каждая из которых обладает своей индивидуальностью, но при этом всё ещё подходит под описание своего типа? С первых греческих икон делались списки – они распространились по всему миру и зажили своей жизнью. По молитвам верующих перед этими иконами случались чудотворения и исцеления, что и старались запечатлеть, зафиксировать следующие иконописцы, делая новые списки. Они хотели «привязать» икону к своей местности, рассказать реальную историю пребывания этой конкретной иконы на их земле.

Например, третья рука у иконы «Троеручица» добавлена святым Иоанном Дамаскиным в память о чуде, которое случилось с ним самим. Во времена иконоборчества (VIII в.) за свои сочинения в защиту икон св. Иоанн был подвергнут казни по приказу Дамасского халифа – ему отсекли правую руку. Он молился Богородице перед Её иконой, и Пречистая восстановила отрубленную руку, так что великий святой и далее мог славить Христа и Божью Матерь в своих писаниях. Потом в знак уважения икону переписывали уже с тремя ручками, и эта иконография закрепилась.

Кровоточащая ранка на щеке Иверской – также свидетельство иконоборческих времён, когда икона подверглась нападению отвергавших священные изображения: от удара копья из иконы истекла кровь, что повергло нападавших в ужас. Такую же рану можно видеть и на иконе Ченстоховской, которая претерпела нападения в XV веке: разбойники, ограбившие Ясногорский монастырь, вывезли и икону. Но лошади, запряжённые в обоз с награбленным, встали; разъярённые грабители решили наказать икону и ударили по ней мечом – из раны на щеке Богородицы снова истекла кровь. Святотатцы замерли от ужаса, а в это время подоспели монахи и вернули святыню в монастырь.

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.