Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Эпоха перемен
Поэт Дмитрий Коноплин – постоянный автор «Вечёрки», автор двух поэтических сборников, вышедших в московских издательствах. В скором времени будет издана большая книга новых стихов «Эпоха перемен». В неё вошли как философская лирика, так и стихи, посвящённые родной истории и природе Урала. Сегодня печатаем стихи из этой книги.
Ностальгия
У нас есть опыт, знаем меру риска.
Поём частушки и знакомы с воем.
Внедриться будет надо – мы внедримся,
освоить, если надо, – мы освоим,
а коль нужда в том будет, к крайним мерам
прибегнем в назиданье маловерам.
Всех рассуём по социальным нишам:
трущобы – богачам, палаты – нищим,
и никакой подачки, ни потачки,
но срок – за каждый хлебный колосок.
А у всемирно знаменитой тачки
две ручки и одно лишь колесо.
Мер этих будет мало – есть другие…
…………………………………………………………………………………………
О сладостная горечь – ностальгия!
* * *
История неспешная кропала
за строчкой строчку – хронику событий…
Вот списки тех, что без вести пропали,
а вот мартиролог – тех, что убиты.
Вот государь рукой своей трёхпалой
(ну а уж если попросту – культяпой)
трагические производит жесты
о важности и сложности этапа.
И речь – не столько звонкий вес металла,
скорее – дребезг, лязг и скрежет жести,
когда пилой твои же пилят кости
или тупою бритвой против шерсти.
…И это всё история? Ах, бросьте!
Здесь рапорт криминальных происшествий.
Октябрь
Колеблет ветер трость и гонит рябь
по стылым водам, свей переметает,
кленовый лист, как сухопутный краб,
бочком куда-то по кленовым тайнам
своим спешит. Мне некуда спешить.
Октябрь – пора раздумий и покоя.
Команда залихватская «По коням!» –
что в женской бане с веником мужик
нелеп. Всему пора и свой черёд -
прошла страда, пустынный огород
под небом скорбно-одиноким дрогнет,
и стылость в окружающем миру –
то ль бывший истопник не ко двору,
то ль печь погасла, то ли просто дров нет.
* * *
Есть некие надменные натуры,
приметная особенность которых
не высочайший уровень культуры –
дар нереализованных актёров.
Не лик и не лицо, но вечно в маске,
в своей тарелке, в блюде или в миске,
в любой одежде: в мини или в макси,
в лукавом гневе и в фальшивой ласке.
У них и живность в доме – те же куры –
клюют не мелочь – подавай купюры!
…Есть некие надменные натуры –
учтивостью не с ними мне бодаться,
что и в лаптях идут, как на котурнах,
но вот на трон, как на толчок, садятся.
* * *
История… О старина седая
от половцев и от царя Гороха
и вплоть до низверженья государя
и до его трагической кончины
с семейством — без суда, без приговора.
Ни маслом холст о том, и ни гравюра
не скажут, ибо не запечатлели,
поскольку были новые фигуры
и, в частности, небезызвестный Ленин,
потом иные меченные оспой,
и лысые, и с мощными бровями,
и с родинкой в полчерепа кровавой,
что называется гемангиомой.
Но это из истории знакомой.
Сонет уральским самоцветам
Урал, свои сокровища таящий
во чреве недр воистину бездонных…
В волшебных орских и сибайских яшмах,
или в магнитогорских халцедонах,
в талкасских мясо-красных пьемонтитах,
и в диком камне столь же аппетитных,
как в полировках в вазах Эрмитажа.
К высокогорским сочным малахитам
присмотришься – узоры не плохи там,
и в родонитах файзуллинских. Даже
вот тот валун, по плечи в землю вросший,
какие фантастические броши!..
Не посрамишь Урала и в Москве ты,
о колдовство рифейских самоцветов!
* * *
О, как рванули мы вперёд! Ещё бы!
Двадцатый век на благодати щедрый.
Но в изобилии ещё трущобы,
землянки, норы, если не пещеры,
добыча пропитанья не с пищалью,
не с арбалетом, попросту с сумою.
Кто ж знает, отчего мы обнищали?
А многое ведь делали с умом мы,
ан где оно, содеянное нами?
Пространство, окружающее немо.
Лик в раме – вождь наш, осиянный нимбом.
Уж вот кому бы походить с сумою!
Любой бы местом поменялся с ним бы!
…Река времён и не такое смоет.
* * *
Жизнь – тягостная, скажем, карусель:
мести и мыть, готовить впрок и стряпать,
починка старой мебели и тряпок,
зубная боль и скрип дверных петель,
озноб, когда ты только пропотел,
зипун зашил, глядишь, сносился лапоть,
те лапти починил – надел не те,
а на дворе отчаянная слякоть.
А у соседа лапти крыты лаком –
завидуешь заморской лепоте!
Но быта бремя ведают и те,
в лаптях заморских, – груз житейских тягот.
Цветочки отцвели, гнёт зрелых ягод
сполна мы ощущаем на хребте.
* * *
Истории отечественной кляча
едва одолевает наши кручи,
бучило и колдобины, но кучер
невозмутим, не хнычет и не плачет,
но что-то потихонечку мурлычет,
а может быть, язык освоив птичий,
с обочинною живностью пернатой
ведёт беседы или в чёт и нечёт
играет. Во дворе о чём-то кочет
поёт, а на насесте клушка квохчет.
И ступицы в неспешной колымаге
скрипят – давно, видать, не пили браги,
ни дёгтю… Вот опять пошли овраги.
…Но то – история не для бумаги.
* * *
Что жизнь – тюрьма,
где надзиратель – смерть,
известно не из притч – суровых хроник.
…О дух смолистый корабельных хвойных
лесов, где сосны – золото и медь,
и бронза, и где серебро берёзы
особенно контрастно на свету!
Здесь сбросишь жёрнов тягостных вопросов
житейских, маету и суету,
тщету погони за слепой удачей
(в такие дебри нас она затащит,
куда не залетает и кулик!)
Под дубом подберёшь ядрёный жёлудь,
янтарный, неожиданно тяжёлый…
О, как он станет, жизнь прожив, велик!...
* * *
В России снова льют колокола,
звучат и благовесты, и набаты…
Когда б не сами были виноваты,
то чья б ещё ответственность была
в реестре учинённых поруганий,
когда лютует смута, мёртв покой?
…Мы славились не только пирогами
и мёдами, и дёгтем, и пенькой,
и управлялись вовремя с долгами,
гуляли – и вино лилось рекой.
…Историю свою творим мы сами:
вот вече – в суматохе, гвалте, гаме
пар выпустил – и как сняло рукой.
* * *
Сентябрь на половине, в янтаре
и золоте и тополь, и берёза.
Откуда столько золота берётся
и янтаря? А сплавилось в жаре,
что на листву всё лето изливалась,
перемежаясь изредка дождём.
И вот листва кружит в последнем вальсе.
И пусть себе. Сметём и подожжём,
доплавим в том последнем самом пекле,
когда не в слитках, но в золе и пепле
уйдёт к корням, не сдвинувшимся с мест,
чтоб в новом сентябре таким же зноем
вновь выплавилось золото земное
и вновь перегорело в ту же смесь.
* * *
В грядущее иду я налегке.
О сладостная даль капитализма!
Пожалуй, все реформы удались нам:
кто был никем, тот и теперь никем
остался, ну а володеть и править –
всё те же держат вожжи в кулаке,
не привыкать чиновничьей ораве –
всё дело в материнском молоке,
ну а уж в конституционном праве
закон в одно кулак и право сплавил,
как в шашлыке – лук с мясом на штыке,
от предков, среди коих Каин, Авель,
внук Авеля, шустряк, слегка картавил,
и далее – мастак на мастаке.