Новости

Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.

14 ноября

14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.

14 ноября

С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.

13 ноября

Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.

13 ноября

Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.

13 ноября




«Для создания Воздушного флота нужна массовая поддержка»

-----
«Для создания Воздушного флота нужна массовая поддержка»  «Для создания Воздушного флота нужна массовая поддержка»

Ольга Сгибнева, начальник отдела информации и публикации документов ГБУ «ГАОО»

100-летие Военно-воздушных сил России отмечается в августе этого года как государственный праздник. 

Данный юбилей – уже не первое «авиационное» столетие, отмечаемое в России в последние годы. Известно, что вековой юбилей российской авиации отпраздновали в 2010 году: за точку отсчёта принято брать 1910 год, когда состоялись первые публичные полёты российских лётчиков. Дата празднования Дня Воздушного флота определена по найденному в архивах приказу по Военному ведомству России от 12 августа 1912 года, согласно которому вводился в действие Штат воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба. Этот день и принято считать отправной точкой в создании военной авиации России. С помощью архивных документов обратимся к истокам зарождения воздушного флота в Оренбуржье.

 

«Копейки и рубли — на создание Воздушного флота»

В материалах Оренбургской духовной консистории было обнаружено следующее Воззвание: «Его Императорское Величество Государь Император Николай II в 31-й день декабря 1908 года соизволил разрешить состоящему под Высочайшим Его покровительством Императорскому Всероссийскому Аэроклубу всенародную подписку на создание Воздушного флота».

При аэроклубе был организован Особый комитет по сбору пожертвований, который возглавил Великий князь Александр Михайлович Романов.

На страницах газеты «Оренбургские Епархиальные Ведомости» в 1910 году поместили обращение Отдела Воздушного Флота: «Комитет по усилению военного флота приступил к сбору добровольных пожертвований на Воздушный флот. Комитет надеется, что все, кому дорога военная мощь России, понесут свои копейки и рубли на дело создания Воздушного флота. В мирное время Воздушный флот будет оставаться собственностью жертвователей, Комитет подготавливает личный состав, и только во время войны Воздушный флот будет переходить в распоряжение военного или морского ведомства.

На создание Воздушного флота обращён весь остаток от прежних пожертвований в сумме около 900 000 рублей. Комитет приложил все силы к тому, чтобы каждая копейка была использована наилучшим образом, и будет стараться, обзаведясь теперь же наилучшими образцами за границей, дальнейшую постройку производить в России». Далее перечислены названия и адреса всех организаций и учреждений, отделений государственных банков, в которых принимались добровольные пожертвования от граждан. Заканчивалось обращение следующими словами: «Защищать Родину от нападения врагов жизнью, делом или средствами есть священное право каждого верного её сына, богатого и бедного, сильного и слабого».

Военные историки, давая оценку действиям по расходованию добровольных пожертвований на создание Воздушного флота России, отмечают, что «период с 1910 по 1912 год надо признать наиболее плодотворным. Создание Воздушного флота, бесспорно, является историческим подвигом. Отдел Воздушного Флота в полтора года сумел положить начало громадного дела, совершенно нового в России».

 

«В Оренбурге проведены первые полёты»

Весной 1910 года по инициативе Всероссийского аэроклуба в Петербурге был организован первый смотр достижений русской авиации, который получил название Авиационной недели. Были устроены состязания за достижение наибольшей высоты и скорости, за полёт с пассажиром, за умелую и точную посадку, т.е. это была демонстрация лётного мастерства. Победителям смотра устанавливались определённые призы и награды. «Первая Авиационная неделя, — свидетельствуют архивные документы, — вызвала огромный интерес общественности. За полётами наблюдало 160.000 человек. Первыми «лётчиками-испытателями» были М. Ефимов, П. Нестеров, Е. Крутель и др.».

В Оренбурге инициатором создания аэроклуба был В.Н. Антипин. В 1910 году его принимают действительным членом Всероссийского аэроклуба. После возвращения из Петербурга он с помощью редакции «Оренбургской газеты» приступает к созданию Оренбургского отделения Всероссийского аэроклуба. И уже 12 мая 1910 года состоялось первое организационное собрание новоиспечённого аэроклуба.

В дальнейшем Оренбургское отделение аэроклуба проводило работу по распространению знаний об авиации, по сбору средств на приобретение самолёта, для обучения лётному делу своих членов во Всероссийском аэроклубе. В апреле 1914 года в Оренбурге на ипподроме и на Форштадтской площади трижды были проведены первые полёты известного лётчика того времени Я.И. Седова.

«Оренбургская газета» 11 апреля 1914 года сообщила: «На третий день Пасхи (7 апреля. – О.С.), несмотря на довольно сильные порывы ветра, авиатор Я.И. Седов около пяти часов вечера поднялся и полетел за ипподром, сделал петлю и, продержавшись на воздухе шесть минут, опустился».

 

«Воздушное сообщение является насущной потребностью»

В 1923 году образовались первые авиатранспортные предприятия СССР. Одним из таких обществ с акционерным капиталом стало Российское общество добровольного воздушного флота «Добролёт». В уставе общества указывалось, что оно учреждается «для развития Гражданского воздушного флота в пределах СССР путём организации воздушных линий для перевозки пассажиров, почты и грузов, производства аэрофотосъёмки и иных отраслей применения воздушного флота».

Почти одновременно с созданием авиатранспортного предприятия «Добролёт» в 1923 году была создана массовая общественная организация общесоюзного значения – «Общество друзей воздушного флота» (ОДВФ). В Совет общества входили В.А. Антонов-Овсеенко, Ф.Э. Дзержинский, Л.Б. Красин и др. Тогда же вышел первый номер печатного органа ОДВФ — журнал «Самолёт». Организации и ячейки ОДВФ образовывались в городах и сёлах, на фабриках, заводах, в школах, воинских частях. ОДВФ в короткий срок стало одной из самых массовых общественных организаций. Уже через год после основания общества в нём насчитывалось около миллиона членов.

В 1925 году общество слилось с Обществом друзей химической обороны.

В материалах за 1923 год о воздушном строительстве в КАССР, сохранившихся в фонде редакции орской газеты «Известия», содержатся следующие сведения: «В Кирреспублике (Оренбург в 1920 году был провозглашён столицей Киргизской АССР. – О.С.) с её громадной напряжённостью, где отдельные губернии оторваны от своего центра, воздушное сообщение является прямо насущной потребностью. Но одних государственных ресурсов для такого большого дела недостаточно, нужна общественная, массовая поддержка.

Молодое ещё Киргизское общество друзей воздушного флота (КОДВФ) насчитывает значительное число членов, собрало почти в одну неделю помощи воздушному флоту более 30 000 золотом и выработало свой план практической работы. По этому плану на первых порах будет оборудована линия Оренбург – Орск – Кустанай – Павлодар – Семипалатинск – Омск. Обслуживать линию будут восемь самолётов, и обойдётся она в 776 000 золотых рублей. Конечно, сразу собрать такую сумму слишком трудно, но Киргизское общество друзей воздушного флота входит пайщиком в акционерное общество «Добролёт», обладающее большими средствами, и при содействии последнего линия может быть осуществлена в 1,5–2 года. А пока завербован из центра один самолёт для агитации и связи отделений КОДВФ между собой».

 

«Оренбургский самолёт — для военной эскадрильи»

В 20-е годы создание мощной авиации было объявлено всенародным делом. Этот призыв нашёл живой отклик у населения, который выразился в патриотическом движении масс за создание отечественной авиации. В фонд строительства воздушного флота люди вносили деньги, ценности. Рабочие на предприятиях отчисляли средства от месячного заработка, устраивали воскресники. Крестьяне часть собранного урожая сдавали в фонд авиации. Работники искусств организовывали спектакли и концерты, сборы от которых шли на строительство воздушного флота.

Газета «Советская степь» 8 июля 1924 года опубликовала программу празднования в Оренбурге Дня авиации и ОДВФ. Накануне и в день празднования, 14 июля, планировалась массовая организация шествий молодёжи, митингов. На ипподромах и стадионах устраивались авиаспортивные развлечения, игры, выступления артистов. В местах большого скопления публики специально выставлялись киоски, в которых желающие приобретали специальную литературу, журналы, жетоны, открытки. Здесь же можно было записаться в члены Общества друзей воздушного флота.

В конце января 1925 года оренбургские средства массовой информации сообщили о передаче на вооружение ленинградской военной эскадрильи «Ленин №2» самолёта «Оренбургский рабочий», построенного на средства трудящихся. Киргизским обществом друзей воздушного флота для сдачи самолёта были направлены Рябов, Татимов и Фролочкин».

 

«Оказать помощь отважным аэронавтам»

В Оренбургский губисполком 85 лет назад поступило телеграфное сообщение следующего содержания: «30 апреля из города Кунцево, близ Москвы, союзом Осоавиахим СССР выпущен в продолжительный полёт воздушный шар с аэронавтами Семёновым и Зыковым. Смелые аэронавты имели целью испытать воздушный шар и как можно больше продержаться в воздухе. Шар мог направиться на север, северо-восток и восток от Москвы и мог, продержавшись несколько дней, опуститься в районах Урала и Сибири. Оказание помощи отважным аэронавтам, взявшим на себя выполнение такой трудной задачи, — долг каждого гражданина СССР. Ввиду того, что о месте спуска воздушного шара и о его экипаже до сих пор нет никаких сведений, союз Осоавиахим СССР обращается с просьбой ко всем учреждениям, организациям и лицам, имеющим какие-либо сведения об этом воздушном шаре, сообщить телеграфно по адресу: Москва, Осоавиахим, и принять меры к розыску воздушного шара и экипажа. Любое сообщение о времени и направлении пролёта воздушного шара над тем или иным пунктом может оказать его экипажу ценную помощь. Особенно желательно участие в этом деле местных охотничьих промысловых организаций. За обнаружение местонахождения аэростата или его экипажа, своевременное сообщение Осоавиахиму последним объявлена премия в 500 рублей, если при этом экипажу оказана существенная помощь, премия повышается до 1000 рублей. Союз Осоавиахим СССР просит все местные учреждения, организации широко оповестить местное население о содержании настоящего письма».

Пожалуй, зарождение и развитие российского Воздушного флота – это один из редких случаев, когда мы можем гордиться примером единения воли народа и государственной власти.

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.