Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Вадим Смирнов: «Главное — сделать что-то хорошее!»
Ольга Мялова
Вадима Смирнова по праву называют «революционером» в театральной среде Оренбурга. С появлением нового главного режиссёра в Оренбургском областном театре кукол (который и в трудные времена умел держать марку) действительно свершилась небольшая революция. Репертуар стал креативнее, спектакли – многогранными и многожанровыми. Во многом благодаря постановкам Смирнова — взять хотя бы «Тень» или «Маленькие трагедии» — оренбургские зрители смогли ощутить всю глубину и серьёзность такого, казалось бы, «несерьёзного» жанра, как кукольный театр.
Нынешний детский спектакль «Коза-Дереза» Вадим Смирнов поставил, можно сказать, уже на излёте – после закрытия театрального сезона.
— Вадим Александрович, почему в новый сезон нас провожает именно «Коза»? Как родилась идея этой постановки?
— Во-первых, это очень хорошая сказка. Как, впрочем, и другие пьесы Михаила Супонина, написанные для театра кукол (в том числе, и для самых маленьких его зрителей). Он умеет писать без всяких нравоучений, и в то же время поучительно. Говорят, что дереза – это такая трава, которая если появляется во дворе, то сразу начинаются ссоры. И вот перед нами история о том, как вредный и упрямый человек (в данном случае Коза) вокруг себя всё выжигает. Такое яблоко раздора, палка в муравейнике.
Мы сейчас в театре ставим всё больше серьёзные спектакли – не только для детей, но и для подростков, и для взрослых. Ну а маленькие должны смотреть хорошую, забавную сказку. Так что мы взяли материал для самых маленьких и решили сделать его в забавной манере, задействовав тантаморески (полулюди-полукуклы) и несколько ширмовых кукол. Кстати, я не так уж часто ставлю спектакль на ширмах, а тут – вполне классический вариант.
— Совсем недавно Вы вернулись с семинара из Москвы. Можно ли подробнее?
— Это был не семинар, а десятидневное обучение в «Школе театрального лидера» — совместном проекте московского Центра им. Вс. Мейерхольда (ЦИМ) и Департамента культуры Москвы. Вообще эти поездки в Москву для меня всегда — хороший глоток воздуха. Езжу за тем, чтобы немного разбередить мозги, отвлечься, сбить с себя провинциальность, о чём-то задуматься… А задуматься есть о чём. Известно, что страна сейчас в кризисе, а театр – и подавно. Сегодня же есть прецеденты, когда театры попросту закрываются. Спектакли приходится ставить в нелёгких условиях. А главное — театрами сегодня сложно руководить и не все желают это делать на постоянной основе. Гораздо легче приехать, поставить спектакль, поработать немного — и уехать.
— Говорят, что среди театральных коллективов команда кукольников, как правило, самая сплочённая…
— Что ж, любой театр – семья. Конечно, конфликты и хорошие взаимоотношения прежде всего зависят от социума в целом. В любом обществе находится своя Коза-Дереза. Жаль, что в жизни не всегда удаётся её прогнать, так, как в спектакле.
— Вадим Александрович, в театре Вы работаете вместе с супругой – артисткой Еленой Смирновой. Постоянное сотрудничество Вам не мешает в семейной жизни?
— Честно говоря, мы с Леной никогда особо об этом не задумывались. Для нас никогда не стоял такой вопрос – мешает нам театр или помогает. Всё как-то само собой. Другое дело, что иногда трудно совмещать работу с воспитанием детей, потому что мы оба должны тут денно и нощно вкалывать. У детей праздники, а у нас — премьера! Нужно сходить на родительское собрание, а мы не можем, у нас репетиция!
— Дочки пока не изъявляют желания пойти по вашим стопам?
— Старшая дочь, Аня, думаю, нет. И мы даже этому рады, как и все театральные родители. Как ни парадоксально, люди, которые сполна вкусят театральной жизни, потом врагам своим этой участи не пожелают! А младшая, Вика, честно говоря, на сцену засматривается. Но мы думаем, это пока малолетство. Повзрослеет – будет иначе.
— Вы сами в их возрасте мечтали связать жизнь с театром?
— Да. С самого детства. Сначала я мечтал быть актёром. И я им стал: начал с кукольного кружка, потом вошёл в детский актив Нижегородского театра кукол, затем поступил в театральное училище… Причём мою семью никак не назовёшь театральной династией. У меня родители, так сказать, реальными жизненными профессиями заняты! Отец – физик по образованию — всегда работал на машиностроительных заводах. Мама работает в институте прикладной физики. И среди бабушек-дедушек «лириков» тоже нет.
— Но они одобрили Ваше стремление к сцене?
— Вполне одобрили. Хотя и переспросили в своё время: «Тебе правда это нравится? Ну, слава Богу!» Сами они в театре были за всю жизнь пару-тройку раз.
— А какую из сыгранных Вами ролей Вы однозначно можете назвать любимой?
— Это Князь Вано из «Ханумы». Лучше ничего не делал, честное слово! Любил и сам спектакль, и в роли старого Князя чувствовал себя безумно комфортно. Именно после этой роли я был замечен, появились премии. Мне было 29 лет, и это было уже после того, как я десять лет проработал в Нижегородском театре кукол.
— В какой спектакль режиссёр Вадим Смирнов вложил больше всего сил?
— Ох, не знаю… Да в каждый! Но, как правило, последний спектакль – всегда самый лучший и любимый. Сегодня мне кажется, что я не делал ничего лучше «Маленьких трагедий». На мой взгляд, это наивысшее проявление моего ума. Пока… А остальное, мне кажется, в разной степени стоит планкой ниже. Этот спектакль прежде всего дорог тем, что в него много вложено, и вложено кропотливо, вдумчиво, не поверхностно. Ну а после него – обожаю спектакль «Женитьба Бальзаминова», который для меня такая «вещь в себе», коробочка, в которой всё ладненько сложилось. Каждый раз смотрю его и думаю: ах, какой хороший! Что бы с ним ни делали артисты, чего бы ни наваляли, он от этого не портится. Крепкий!
Есть и любимые детские спектакли. Когда я только приехал в Оренбург, с налёта поставил «Снежную Королеву», — и всем спектакль понравился, потому что он какой-то безумно трогательный и необычный получился. Хотя и не сложный технологически. Подчас масштаб самого спектакля не играет роли. Может быть, маленькая фитюлька, а она дороже чего-то огромного!
Ведь, берясь за постановку, ты не думаешь: «Вот сейчас возьму и шедевр сделаю!» Об этом вообще речи нет. Но ставишь перед собой цель: сделать что-то хорошее. Потом, бывает, досадуешь, видишь недостатки и думаешь: «Всё не так, ну совсем не так! Что же людям-то в зале нравится? Может, и правда неплохо? Ну… ладно тогда». И понемногу себя успокаиваешь.
— Есть ли у Вас в арсенале пьеса, которую Вы давно мечтаете поставить?
— Такой пьесой были и «Штаны» Ануя (наши «Генералы в юбках»), и пушкинские «Маленькие трагедии». «Трагедии» вообще зрели двенадцать лет, но ведь созрели! «Тень» была поставлена ещё в Нижнем Новгороде, но прошла всего шесть раз. Потом мы уехали. И казалось, пока в Оренбурге не пройдёт её премьера, спектакль никогда не состоится в полной мере.
А сейчас делаем «Синюю птицу» по Морису Метерлинку. Подробнее рассказать не могу, пока у нас всё в стадии разработки. Но могу раскрыть секрет: центральные роли исполнят… дети.
Заслуженный артист России Вадим Смирнов окончил Нижегородское театральное училище, Ярославский театральный институт. Обучался в аспирантуре Санкт-Петербургской академии театрального искусства. С 2004-го по 2006-й был художественным руководителем Нижегородского государственного академического театра кукол. Преподавал мастерство актёра с куклой в Нижегородском театральном училище им. Евстигнеева. С 2007 года работает в Оренбургском областном театре кукол, где поставил уже девятнадцать спектаклей. Самые известные: «Тень», «Снежная Королева», «Женитьба Бальзаминова», «Али-Баба и сорок разбойников», «Ястребок», «Генералы в юбках», «Маленькие трагедии».