Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Ломоносов: «Брак между ровесниками снижает рождаемость»
Михаил Ломоносов своими трудами и служением Родине сделал бессмертным не только своё имя, но и возвеличил имя России и русской науки.
Большое внимание Ломоносов уделял проблеме прироста и сбережения народа, справедливо полагая, что от этого зависит процветание и могущество государства. Он не отделял демографию от государственной политики. И в этом решении Ломоносов был первым, тогда как его современники смотрели на вопросы народонаселения через призму философии, создавая, как, например, Л. Эйлер, «общие исследования о смертности и об умножении человеческого рода». Во времена Ломоносова, в первой половине XVIII века, демография как самостоятельная научная дисциплина отсутствовала не только в России, но и во всём мире. Но Ломоносов мыслил именно как учёный-демограф, обосновывая необходимость государственных мер, направленных на увеличение численности населения. В этом смысле он стоял ещё и у истоков русской демографической политики. В то же время Ломоносова волновало не в целом человечество, а русский народ, на плечах которого издревле покоилось государственное величие Российской империи.
В публицистическом послании «О сохранении и размножении российского народа», датированном ноябрём 1761 года, великий учёный описал демографические тенденции, актуальные для России не только XVIII века, но и сегодняшнего дня.
В 1761 году он написал фавориту императрицы Елизаветы Петровны графу Шувалову письмо «О сохранении и размножении народа». В трактате он высказал озабоченность высокой смертностью и малой продолжительностью жизни русских людей. Ломоносов детально разбирал отдельно факторы, которые тормозили рост населения, и одновременно с этим предлагал различные мероприятия для устранения вредного влияния этих факторов. Какие препятствия росту населения отмечал Ломоносов в своём письме?
Во-первых, он обращал внимание на разность возрастов супругов. Он считал, что брак между ровесниками снижает рождаемость. По мнению учёного, «невеста не должна быть старее разве только двумя годами, а жених старее может быть 15-ю летами... Женщины родят едва далее 45 лет, а мужчины часто и до 60 лет к плодородию способны: всего сходнее, если муж жены старее от 7 до 10 лет». Далее Ломоносов отмечал вред браков, которые совершались принудительно без желания вступающих в брак. Придавая большое значение брачности, Ломоносов предлагал также отменить запрет вступать в брак в 4-й раз и разрешить молодым овдовевшим священникам вступать в брак вторично.
Затем Ломоносов переходил к изложению вопросов, связанных со смертностью в России. Он очень детально и обстоятельно излагал необходимые меры снижения смертности. Прежде всего он отмечал «детское душегубство», то есть убийство матерью своего дитя, чтобы скрыть свой позор. С целью снижения злого «душегубства» Ломоносов предлагал учредить специальные дома, которые принимали бы «зазорных» детей.
Отмечая высокую смертность в России, М.В. Ломоносов давал советы для решения этой проблемы. Он предлагал позаботиться о том, чтобы способы лечения и лекарства можно было отыскать и применить везде в России, «ибо у нас дело обстоит плохо».
Ломоносов возмущался церковными обычаями, приносящими вред здоровью человека. «Таких упрямых попов, кои хотят насильно крестить холодною водою, почитаю я, полагали затем, что желают после родин и крестин вскоре похорон для своей корысти». Детская смертность в ту пору была чрезвычайно высока. Ломоносов отмечал много случаев, когда из 10-15 детей у матери в живых ни одного не осталось.
Однако Ломоносов не ограничивался изложением борьбы с детской смертностью. Он уделял большое внимание и смертности взрослого населения.
Для снижения смертности вообще Ломоносов призывал к просвещению народа, чтобы снизить уровень бытового пьянства и невоздержанности и насаждать разумный и здоровый образ жизни. Кроме того, государство, по мнению учёного, должно бороться с причинами, которые увеличивают смертность населения, – с пожарами, эпидемиями и потоплениями. Он удручённо писал, что в русских деревнях почти нет врачей, «отчего смертность особенно увеличивается». Ломоносов мечтательно рассуждал о желательной перемене укоренившихся в народе обычаев, в том числе и о несоответствии русскому климату установленных когда-то в Греции и на Святой Земле постов и церковных праздников. Он доказывал, что Великий пост приходится в России на самое суровое время года, что создаёт большую нагрузку на здоровье людей. «Если б наша Масленица положена была в мае месяце, – рассуждал Ломоносов, – то Великий пост был бы в полной весне и в начале лета, а Святая неделя около Петрова дня». В это время бремя поста было бы связано не с повышенной нагрузкой на физический организм, а со здоровым аскетизмом крестьянского труда, укрепляющим дух и здоровье народа. «Ради исправления таких нужных работ, – продолжал Ломоносов, – меньше было бы праздности, матери невоздержания, меньше гостьбы и пирушек, меньше пьянства… А сверх того, хотя бы кто и напился, однако, возвращаясь домой, не замёрз бы на дороге, как на Масленице бывает, и не провалился бы под лёд, как случается на Святой неделе». Это говорил, конечно, рационально мыслящий учёный, а не богослов. Он призывал созвать для введения соответствующих изменений Вселенский собор, но, к сожалению, безуспешно. В упомянутом письме к графу Шувалову Ломоносов не забыл упомянуть и о миграции населения – явлении, которое напрямую связано с демографией и сопутствует ей. Он называл тех русских, которые уезжают жить за границу, «живыми покойниками» и считал необходимым предпринимать меры по возвращению людей из-за границы, так как Россия «в состоянии вместить их в своё безопасное недро». То есть фактически Ломоносов призывал и к возврату на родину уехавших сограждан. В то же время М.В. Ломоносов предлагает адекватные компенсационные меры – наладить въезд мигрантов: «Место беглецов за границы удобно наполнить можно приёмом иностранных, ежели к тому употреблены будут пристойные меры… Пространное владение великой нашей монархини в состоянии вместить в своё безопасное недро целые народы и довольствовать всякими потребами, кои единого только посильного труда от человеков ожидают к своему полезному произведению». Это актуально и для нашего времени. Российская экономика не выживет без привлечения труда мигрантов – это реальность сегодняшнего дня. В его концепции сбережения народа российского были указаны меры по трём главным направлениям – рождаемости, смертности и миграции. В наши дни исследования и государственные реформы по этим направлениям позволят приостановить смертность россиян, увеличить рождаемость и создать экономические условия для будущего прироста населения. Ломоносов предвидел это два с половиной столетия назад. Тогда его записка попала «под сукно», так как граф Шувалов вскоре потерял своё влияние при дворе и был вынужден уехать за границу.
Ломоносова также волновало несовершенство ревизий населения, которые практиковались с петровских времён. Остро стоял вопрос о выработке единого переписного документа, о сокращении сроков проведения переписей и повышении квалификации переписчиков. В 1760 году Ломоносов разработал «Академическую анкету» с тридцатью вопросами для сбора статистических данных, характеризовавших отдельные районы России и всю страну в целом.
По мнению Ломоносова, сбережение населения России является первоочередной целью, которую должно преследовать государство. Эта цель в полной мере сохраняет свою актуальность и сегодня. Когда читаешь его строки, первым делом проникаешься чувством гордости за человека, который душою болел за продолжение рода российского.
Меры по сбережению населения России должны стать для государства главными, ведь от этого зависит «сохранение жизни столь великого множества людей»…
Оренбургстат.