Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
«Оренбург открывает автобусное движение»
Ольга Сгибнева, начальник отдела информации и публикации документов ГУ «ГАОО»
Накануне Дня автомобилиста обратимся к архивным документам, рассказывающим об открытии автобусного движения в Оренбурге в середине 20-х годов прошлого века.
«Для сбора сведений привлечь учеников»
В 1925 году Управление Губернского инженера (УГИ) занималось разработкой расширенного регуляционного плана по перепланировке улиц Оренбурга. Для этого требовались статистические сведения о количестве движения транспорта по улицам города. Для сбора необходимой информации губернский инженер И.В. Рянгин предложил задействовать учащихся трудовых школ 2-й ступени города Оренбурга. С этой целью заведующим учебными заведениями разослали специальные инструкции.
Из документа следует, что ученикам всех классов в порядке обязательных внешкольных занятий в срок до 30 января 1925 года предлагалось проделать работу по собиранию статистических сведений о количестве уличного движения. От ученика требовался серьёзный подход к работе - заполнить специальную ведомость, указав наименование улицы, движение по которой подсчитывалось, номер дома и название ближайшей поперечной улицы. Акцент делался на проведение трёхчасовых наблюдений только в будние дни. Например, в первый день учащийся должен был наблюдать за движением транспорта в утренние часы, в следующий раз провести дневное или вечернее наблюдение.
Представляя 23 января 1925 года в Плановую комиссию при Оренбургском губисполкоме «Заключение об устройстве автобусного сообщения по г. Оренбургу», И.В. Рянгин отмечал: «Результаты наблюдений будут получены к 15 февраля, предполагается сделать общую сводку в виде диаграммы движения. В настоящее время УГИ может высказать лишь общие предположения: 1. Четыре трамвайные линии по два автобуса с ёмкостью по 12 пассажиров не решат проблемы пассажирского движения по городу. За 1 час в один конец города может проехать не более 24 человек, что недостаточно, принимая во внимание неравномерность движения в течение дня (главные массы с окраин проходят в часы перед началом работ и по окончании их). 2. Автобусное сообщение слишком дорого и недоступно рабочему населению. Так, проезд из Новой стройки стоит 12 копеек. Рабочий в день должен затратить на два конца 24 копейки, а в месяц около 6 рублей, то есть тарифную ставку 1 разряда. Проезд из Красного городка стоит ещё дороже – 18 копеек.
План распределения линий в схеме правилен, но не согласован с рельефом города. Так, имеется линия по Косушечному переулку (ныне Косогорный переулок. – О.С.), имеющему на протяжении 50 сажен (2,13 м. – О.С.) подъём в 4 сажени. Кроме того, неизвестно состояние мостовых.
На основании вышеизложенного УГИ считает, что только дешёвое трамвайное сообщение может решить проблему движения по Оренбургу как пассажирского, так и грузового».
В мае 1925 года заместителем председателя Оренбургского губисполкома Я.Г. Лобановым и представителем акционерного общества «Автопромторг» В.А. Коноваловым был подписан договор на поставку в Оренбург десяти омнибусов «Форд» на сумму 34 тысячи рублей (3400 рублей каждый). Машины должны были прибыть из Ленинграда в течение 3 месяцев после подписания договора.
«Машины отправились в первый маршрут»
Первые пять машин прибыли в Оренбург 30 сентября 1925 года. Автобусы, два из которых имели электрическое освещение, принимались специальной комиссией горсовета. На пути следования машин оренбуржцы устроили торжественную встречу.
Губернская газета «Смычка» 11 октября 1925 года сообщала: «Вчера, ровно в 12 часов дня ворота гаража распахнулись, и пять машин плавно, одна за другой, вышли на площадь, раздвигая собравшуюся толпу. После короткого выступления председателя горсовета Котова о знаменательности этого дня, когда Оренбург открывает автобусное движение, машины с вагоновожатыми и присутствовавшими на открытии представителями организаций были сняты фотографом. Около часа дня машины отправились в первый маршрут. Первых пассажиров автобусы приняли около Дворца Труда, от которого две машины пошли на Кооперативную улицу (современная улица Кирова. – О.С.) и две по улице Цвиллинга к виадуку. В дальнейшем в одном направлении будут курсировать две машины с 7 утра до 12 часов ночи».
Уже 15 октября газета напечатала сообщение неизвестного горожанина, который утверждал: «Если отсутствовать в городе дней 10-15, всякие новшества, введённые за это время, особенно ярко бросаются в глаза. Речь идёт об автобусах. Этих диковинах, успевших за короткое время перевозить до 30 тысяч народу, сделать более полные сборы, чем опера и оперетта за все сезоны своего процветания, ушибить несколько ребятишек, не успевших осуществить своих авантюрных дерзаний бесплатного проезда на автокрыльях. Первые жертвы глубоко потрясли остальную оборванную ораву. Теперь ребятня стремится с непримиримым желанием ставить палки в автомобильные колёса. На углах улиц, где за неделю народились «станции» и «полустанки», они умело и с быстрым навыком подкладывают камни под резиновые шины.
Этим возмущается каждый гражданин, проезжающий в автобусе. В течение десятиминутной езды он услаждает себя беседами с кондуктором и шофёром. Беседы идут так плавно, так мило и прерываются лишь на остановках».
Автобусы с самого начала работали с полной нагрузкой. Ежедневная выручка составляла более 400 рублей. Только в октябре было продано 120 588 билетов на сумму 7 957 рублей 28 копеек. С 18 октября 1925 года автобусы в городе стали ходить с 8 часов утра до 1 часа ночи.
Ожидая прибытия ещё пяти машин из Ленинграда, власти города решали вопрос об открытии второй автобусной линии. Планировалось, что линия пройдёт по Водяной улице (теперь ул. М. Горького), Советской, Инженерной, Каргалинской, Фельдшерской (современные улицы Володарского, Комсомольская, Попова) и Бёрдинской (ныне - Хлебный переулок). На всех остановках автобуса вывешивались обозначающие таблички.
Вторая автобусная линия открылась в Оренбурге 22 ноября 1925 года. Из документов фонда Плановой комиссии узнаём, что на 1 января 1926 года водитель автобуса ежемесячно получал 52 рубля 50 копеек, оклад кондуктора составлял 33 рубля. И шофёр, и кондуктор имели пять выходных в месяц.
«Ввести цветные билеты»
В мае 1926 года, проанализировав полугодовую работу автотранспорта, сделав необходимые расчёты, председатель губплана Б.И. Мермонштейн отмечал, что «имеются хищения со стороны обслуживающего персонала, недостаточен учёт простоев машин, не обращается достаточного внимания на слишком большие расходы горючего материала и смазки».
Ведомством было вынесено решение: «1. Необходимо введение точного учёта с немедленным выявлением причин перерасхода топлива. 2. Признавая наличие злоупотреблений в виде хищений выручки, усилить контроль за продажей проездных билетов, для чего считать необходимым издание обязательного постановления, коим должно быть предусмотрено привлечение к ответственности безбилетных пассажиров, установить строжайшую ответственность (вплоть до увольнения) замеченных в злоупотреблениях кондукторов и обслуживающего персонала. Для упорядочения работы в этом направлении считать необходимым введение цветных билетов по полустанкам. 3. В целях выявления истинных причин систематического падения выручки и неуклонного роста расходов на один машино-день, предложить ГКО срочно провести тщательное обследование постановки дела автотранспорта. 4. Считая автосообщение делом экономически выгодным и практически нужным Оренбургу, принимая во внимание, что существующий состав автомашин не в состоянии обслужить город, признать необходимым расширение состава машин».
На состоявшемся 1 июня 1926 года заседании президиума губернской плановой комиссии рассматривался вопрос о расширении работы автотранспорта. Обсуждалась возможность приобретения новых типов машин для Оренбурга. Собравшимися были озвучены выявленные недостатки в обслуживании единиц техники системы «Форд» - «частые поломки машин, затруднительность ремонта, неудобства для публики». Было принято решение командировать представителя автотранса в Москву для выяснения условий приобретения машин системы «Штейер». Планировалось внесение задатка в сумме 20 тысяч рублей за указанную марку машин. В сентябре 1926 года городской автопарк пополнился 5 автобусами «Штейер» (22 местные).
«Намечены широкие перспективы…»
Документы свидетельствуют, что 85 лет назад численность населения Оренбурга составляла около 130 тысяч человек. Для обслуживания рабочих районов городскому автопарку дополнительно требовалась новая техника. Принимались меры к исправлению дорог по линии автобусного движения.
8 октября 1926 года «Смычка» информировала: «Для оренбургского автотранспорта обрисовываются широкие перспективы. Включение в повседневную работу новых авто значительно повлияло на приток денежных средств, не говоря уже о культурно-практическом значении, какое выявляет наличие в городе удобных средств передвижения. Отдел коммунального хозяйства намечает дальнейшее развитие этой отрасли. Во-первых, предполагается приобретение моторов такси, которые будут обслуживать нужды менее значительных групп пассажиров и не будут совершать рейсов исключительно по определённым маршрутам.
С другой стороны, программа автотранспорта предусматривает поддержание своей деятельности на должной высоте. Уже сейчас ведётся работа по дальнейшему пополнению автотранспорта. Оно неизбежно ввиду изнашиваемости машин, работающих из-за относительно ограниченного состава с большой нагрузкой. Это предполагается сделать не позднее весны нового года.
В отношении больших удобств для пассажиров с 4 октября установлен новый маршрут: от цирка по Уфимской улице (ныне улица 1-я Пугачёвская) с конечной остановкой на Никольской площади - в Форштадте. Всего 15 станций.
Учитывая условия некоторых улиц города, администрация в целях сбережения машин будет отменять маршрут в период большой распутицы. Намечается и ещё одна линия маршрута – на Аренду: к прачечной губздрава по Гончарной (теперь ул. Акулова), Косушечному (ныне Косогорному) переулку, Хлебной площади с конечным пунктом на Нижегородской улице (современная улица Путепроводная)».