Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Школу спасёт классика
Владимир Крупин
Все против школьного учителя, все. Говорит он ученикам о порядочности – телевизор славит подлецов. Говорит он о чистоте и целомудрии – телевизор издевается над девственностью и учит спариваться. Говорит учитель об истории Отечества как о школе жизни – телевизор поливает историю грязью. Всё святое, возвышенное покрывается хрюканьем и гоготом телевизионной бесовщины.
Да и только ли одно телевидение виновато? Уже работает индустрия порнографии; разврат, пошлость и насилие в норме отношений меж людьми. Киноэкраны давно кровавого цвета. Страницы глянцевых журналов не вылезают из постелей. На лотках, как дешевые проститутки, бесчисленные издания об извращениях, садизме, колдовстве. Словом, нет той мерзости, которая бы не выставляла сейчас себя на всеобщее обозрение.
Всё это заливает мутным потоком школу. Уже не под партой, а на партах появились всякие похабные издания и ведут себя как хозяева.
Давно ли мы были в ужасе от электронных игрушек – тамагочи? А потом ворвались покемоны, нечистые духи преисподней. Вот сейчас – Гарри Поттер, написанный… женщиной. Поттер – сын волшебников, ученик школы колдовства. Огромный вред книги в том, что зло показано как норма. Плюс ко всему этому изображение таких отвратительных сцен, что и пересказывать нельзя. Высасывание крови для обретения жизненных сил – это ещё не самое гнусное в книге. Тут и сатанинские ритуалы жертвоприношений, тут и одержимые демонами учителя школы… Издателей книги не остановили даже сообщения о том, что дети, составляющие колдовские зелья по рецепту книги, получили отравления. И не надо быть пророком, чтобы предсказать, что Поттера сменит какой-либо супер-Поттер. Злу не положено предела.
Кому теперь объяснять, что величайшей трагедией для России стал Октябрьский переворот 17-го года? Это была Божья кара за грехи. А в чём главный грех человека? В том, что он начинает надеяться на себя больше, чем на Бога. На приход революции много поработали «прогрессивная» русская литература и особенно учителя. Да, увы, так. Созданный в начале ХХ века Всероссийский учительский союз делал всё для того, чтобы скорее полилась кровь в России.
Каким образом? Изгнанием из школы Церкви. Диву даёшься, читая протоколы заседаний учительских съездов. Сколько злобы в адрес священнослужителей. Все делегаты (Прибалтики, Кавказа, Сибири, Средней Азии, Украины, коренной России – все!) за то, чтобы изгнать из школы предмет «Закон Божий». За что изгнать? А ни за что, сами справимся. Мешают длиннополые вводить в Россию демократические свободы, вот за что.
Восхищаясь народниками, мы как-то забыли, что народ был против движения народничества. Женщины-народовольцы, как правило, стригли волосы, курили, проповедовали свободные сношения мужчин и женщин.
Учительский союз, подготовив чёрное дело измены России престолу, Богу, спохватился в 17-м, запищав: «Ах, мы не этого хотели!». Его тут же и разогнали.
Церковь, как известно, была отделена большевиками от государства, а школа – от Церкви. Из всех предметов, которые раньше учили нравственности, остались история, география и литература. История была быстро переделана в угоду новой власти, география из предмета патриотического стала политической и экономической, осталась литература.
И вот с ней-то, с литературой, большевики до конца не справились. Конечно, Чернышевский, Добролюбов, Герцен, Писарев, Белинский стали определять направление умов. Конечно, Радищев учился наизусть, враги самодержавия - декабристы - превозносились, даже из Некрасова сделали революционера, даже Гоголя истолковывали социологически, Пушкин только и делал, что «горел свободою», Лермонтова славили за «немытую Россию», которую он не писал…
Но произошло нечто неподвластное большевикам. Классика восстала против безбожия большевизма. Что могут сделать идеологи с рассказом «Живые мощи»? А со стихами «По небу полуночи ангел летел…», «У врат обители святой…», «Когда для смертного умолкнет шумный день…», «Бесы» (это пушкинское «Мчатся тучи, вьются тучи, невидимкою луна…»)? А был же ещё и роман Достоевского «Бесы», запрещённый к изучению, отгороженный от вузов и школы (но если есть забор, то возникает и желание заглянуть за него). А что можно было сделать со строчками: «Затеплила Богу свечку, затопила жарко печку…», или «Я вошёл в хату, на стене ни одного образа – дурной знак…», или «Скорей зажги свечу перед иконой…»? А любимое детьми «Бородино» – «Когда б на то не Божья воля, не отдали б Москвы…»? Или из «Песни про царя Ивана Васильевича…»: «И погнулся крест, и вдавился в грудь, как роса из-под него кровь закапала…»? А былины, в которых стояние богатырей за веру православную, служба князю Владимиру – Красное Солнышко – главное? То есть, если и бледнела «лампада пред ясным восходом зари», то не гасла, а сгущалась ночь – и свет лампады вновь не давал наступить полной тьме.
Здесь цитаты настолько узнаваемы, что смешно давать ссылки. А сколько мест, где верность долгу, присяге, церковному обряду была нормой жизненного поведения, а отклонение от неё было наказуемо. Гринёв присягал престолу и России и не может изменить присяге. И как страшно наказывается изменничество Швабрина, хотя и его жалеет автор, понимая, что не наш суд ждёт предателя, а Божий. Катерина в «Грозе», преступившая святость венца, не выдерживает тяжести преступления. И тут ни при чём «тёмное царство», и никакой она не «луч света» в нём.
Классика, берущая соки питания у Священного Писания, у летописей, былин, житийной литературы, народных песен, – вот что спасало учителей и детей, а значит и Россию.
Теперь как никогда возможно именно так преподавать русскую классику: как порождение Церкви, как мостик между мирской жизнью и Богом. Но для этого нужна воцерковленность прежде всего самих учителей. Без этого ничего не получится. А воцерковление – это годы и годы. Но для начала – хотя бы понимание, что без Бога Россия не возродится, что Господь - это такая же реальность, как окружающий нас Божий мир – небо, лес, вода.
Без соединения филологии и литературы в личности учителя невозможно и говорить о филологии как науке и о литературе как самостоятельной нравственной субстанции. Пока же филология сама по себе, и литература тем более сама по себе. Почему тем более? Потому что филология без литературы быть не может, а литература без филологии обходится. И школа сама по себе. И учитель. И ученики. Понимания литературы как проводницы Священного Писания на примерах из жизни пока нет. Есть образы, препарирование сюжетов, пересказ. И бесчисленные шпаргалки, производство которых поставлено на поток. Изгоняется русский язык, заменяясь английским, изгоняется сочинение, заменяясь изложением, машина воспитания англоязычных роботов набирает обороты. А в мире – это не все знают – растёт авторитет русской классики. И до того растёт, что Россию изучают не по экономическим и политическим книгам, а по Достоевскому, Гончарову, Шолохову, Шмелёву.
«Бог есть любовь», – говорим мы. И даже не ходящий в церковь, но любящий свой предмет и учеников учитель – он уже проводник Божией любви. А если ещё вдобавок к преподаванию программы и совместным поездкам по святым и литературным местам он привьёт тягу к чтению нашей ранней литературы, – нет цены такому учителю. А если ещё будет возрождаться школьный театр, противостоящий пошлости эстрады опять же с помощью классики, то счастливы воспитанники такого наставника.
То, что злу не положено предела, объясняется святыми отцами так: в последние времена зло должно обнажиться до конца. И тогда будет поражено Господом. Мы не знаем, доживём ли до этого времени телесно, но то, что наши души доживут, это точно. И мы будем судимы каждый в отдельности. И тот, кто сопротивлялся злу, несомненно, будет оправдан.
И всегда на крайней передовой борьбы со злом – школьный учитель. Оружие его – любовь к детям, знание предмета, вера в Бога и Россию.