Новости

По информации городского управления пассажирского транспорта, автобусы начнут курсировать до дач и обратно со вторника, 30 апреля. Соответствующее постановление подписано Главой Оренбурга Сергеем Салминым.

27 апреля

27 апреля, по всей стране проводится Всероссийский субботник в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда», инициированного Президентом России Владимиром Путиным.

27 апреля

В Оренбурге приступили к наведению санитарного порядка после прохождения паводка. Для удобства жителей организованы дополнительные площадки временного складирования мебели, предметов быта, пришедших в негодность в результате паводка, и мусора, в том числе крупногабаритного.

26 апреля

В работах задействованы сотрудники МЧС России. При помощи мобильных комплексов спецобработки они дезинфицируют улицы, детские площадки, придомовые и другие территории Оренбурга, попавшие в зону подтопления. Всего специалистами продезинфицировано более 70 домов и придомовых участков и более 752 тысяч квадратных метров площади (это придомовые площадки и скверы, дороги, тротуары и иные территории).

26 апреля

Массовая акция по наведению чистоты состоялась в областном центре сегодня, 26 апреля, в рамках весеннего месячника благоустройства и озеленения.

26 апреля




Театр созидается любовью

-----
Театр созидается любовью Театр созидается любовью

Евгения Павлова
Сначала Рифкат Вакилович стал гостем Оренбурга. В афише Международного театрального фестиваля «Гостиный двор» (1994 год) привлекла внимание его постановка по пьесе Фернана Кроммелинка «Великодушный рогоносец» уже потому, что после Всеволода Мейерхольда его никто не ставил.

Спектакль обрушил на нас переизбыточность страстей и яростный темперамент танцевальных «зонгов» (показалось, что представление длилось целый день и две Вальпургиевы ночи!). Тем не менее зрители оценили тонкий психологизм, изящество игры заслуженного артиста России Олега Ханова в роли Бруно, да и всего актёрского ансамбля. Но сильнее всего нас поразили (после ещё не забытой скудости «производственных» и помпезности «датских» творений) яркость, самоценная сочность красок режиссёрской палитры. Так состоялась наша первая встреча с теперь художественным руководителем Оренбургского государственного областного драматического театра имени М. Горького. Прошло более пятнадцати для всех нелёгких лет. За эти годы нам вполне открылось и творческое кредо режиссёра Исрафилова, и круг его литературных пристрастий, и кладовая излюбленных приёмов, и ещё многое, многое… Первое же, о чём хочется сказать, – это его дар чувствовать время, умение наполнить спектакль воздухом сегодняшнего дня. Поразительны совпадения его премьер не просто с тем, что мы называем злобой дня, но даже с реальным фактом этой «злобы»! Вспомним хотя бы «Вестсайдскую историю» - режиссёрский сейсмограф предсказал декабрьские события на Манежной площади Москвы. Ну а последняя премьера – шекспировский «Ричард III» - попала точно в «десятку» сегодняшней политической ситуации в стране. Конечно, дар чувствовать время не только в сбывшихся пророчествах, он глубже, всеохватнее. Хотите увидеть это в классической пьесе? Вспомните «Маскарад» - как в его судорожных ритмах, злой энергии многих сцен ощущалось вероломство наших разбойных «девяностых» и бездарных «нулевых». Казалось бы, с пьесой ныне творящих авторов это легче. Но время неостановимо, и Рифкат Исрафилов умеет поставить зрителя перед необходимостью сравнить день сегодняшний со вчерашним, подумать, что изменилось в жизни, в нашем понимании её, в нас самих, как было это в «Звёздах на утреннем небе». Режиссёр не пустил в свой спектакль неуместный сегодня пафос финала (путаны, вывезенные из Москвы на время открытия Всемирной Олимпиады, в патриотическом порыве аплодируют олимпийскому огню), и главным достоинством постановки стало сострадание ко всем героиням рассказанной истории, по чьей бы вине ни были искажены их жизни.

Увидеть и показать человека «не на фоне конечной идеи, а на фоне вечности» (Фазиль Искандер) Рифкат Исрафилов тоже умеет, отчего поставленные им спектакли нередко крупнее, глубже, явно превосходят возможности, предполагаемые пьесой. Вспомним давнюю работу – спектакль «Выходили бабки замуж». Здесь соавтором постановщика необходимо назвать сценографа Петра Плотникова. Камерная по сути комедия Флорида Булякова оказалась вписанной художником в почти планетарную раму. В выразительном и многозначном образе хлебной нивы неразделённо жили и буйная сила, и унылая заброшенность родимых просторов, обещанное и несостоявшееся изобилие. Здесь дышали два космоса, посылая нам свои внятные сигналы: космос человеческой души с её теплом, чуткой отзывчивостью, потребностью в понимании и любви и другой – враждебный людям, где бушуют шалые смерчи, ломая колосья и надежды, срывая кресты с божьих храмов. Но откуда он, тот, второй? Ведь деревенского коваля Абдуллу окружал не лунный пейзаж, а наша земля. Такая, какой мы её сделали…

В спектакли Рифката Исрафилова всегда заложена не элементарная, но художественная логика. Завершив работу, режиссёр не запирает своё создание на ключ, «дверь» остаётся открытой, по крайней мере для него. Поэтому нередко его спектакли после премьеры начинают расти. Очевидно, в них закладывается какая-то долгоиграющая энергия и заранее определены точки роста. Чеховские «Три сестры» начинались как дипломная работа студентов. Уже тогда в лучших своих сценах спектакль был наэлектризован молодой энергией, нетерпеливой жаждой полноты жизни. И все – на распутье. Посмотрите «Трёх сестёр» теперь. Вот когда спектакль созрел, стал скупее во второстепенном, стороже в деталях. Зато главная мысль его очистилась до кристальной прозрачности. Да, дом Прозоровых лежит в руинах, но души их не сокрушены. Всё, что мы видели, было, кажется теперь, предысторией, настоящая жизнь только начинается. А пока не разрушен человек, всё восстановимо.

Дорого, что мастер, умеющий сконцентрировать «злобу дня» до кромешной густоты, умеет её и рассеять – отношение Исрафилова к миру эмоционально богато, увлекает зрителя игрой оттенков.

После всего сказанного может сложиться впечатление, что Рифкат Исрафилов, глубоко озабоченный «вечными проблемами», реализует прежде всего учительскую миссию театра. Совсем нет! Он отлично знает, как необходимы зрительному залу задиристая шутка, озорной розыгрыш, возможность весело посмеяться. Трудно найти жанр, который не присутствовал бы в поле зрения режиссёра – и в афише театра эпос «Капитанской дочки» соседствует с фарсом «Великодушного рогоносца», драматическая поэма «А зори здесь тихие…» с иронической буффонадой «Корсиканка». Стоит ли говорить, что эти спектакли являются нам каждый в принадлежащем именно ему сценическом оперении плюс те краски, которые находит для воплощения замысла постановщик? В юбилейном сезоне – театру 115! – мы увидели и мюзикл. В нём было всё, что полагается иметь настоящему мюзиклу. Драматические актёры благодаря чуткому педагогу Тамаре Пикулёвой запели, и не просто – а Бернстайна, музыку, впадающую прямо в кровь. Пронзающие мелодии, кипящие ритмы, совпав с выразительным пластическим образом спектакля, стали его драматическими кульминациями. И дуэт влюблённых режиссёр выстроил по законам музыки – с безмятежной прелюдией, почти молитвенным адажио, трагической кульминацией и просветлённой кодой. К счастью, молодые актёры (и ученики! – Рифкат Вакилович, как известно, профессорствует в Институте искусств имени Л. и М. Ростроповичей) оказались способными воплотить непростой замысел – доказать, что человек созидается только любовью. Банальность? Но что делать, если наше время, запутавшись в сложностях своих, оказалось глухо к смыслу и красоте краеугольных жизненных истин?..

В наш век скепсиса и иронии в адрес жизни человеческого духа – ЖЧД, как окрестили это шалуны из околотеатральных кругов, - нужна человеческая отвага и профессиональная смелость, чтобы поставить это во главе угла своей работы. У режиссёра Рифката Исрафилова и они есть, за что нашему юбиляру дополнительное «браво»!

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.