Новости

Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.

14 ноября

14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.

14 ноября

С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.

13 ноября

Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.

13 ноября

Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.

13 ноября




Путеводная нить Золотой Кудели

-----
Путеводная нить Золотой Кудели

(о романе В.А. Бахревского «365 чудес в году»)
Михаил Кильдяшов
Последние двадцать лет русской жизни можно сравнить с подорванным мостом, по которому теперь невозможно возвращение к той точке, где был выбран заведомо ложный путь, но особенно страшно за тех, кому предстоит движение вперёд по этой шаткой конструкции.

Занозой в сердце засела мысль современного писателя Фарида Нагима о том, что «в стране каждый год похищают, убивают, развращают, абортируют и продают на органы Великую Детскую армию». На духовных фронтах этой войны постоянно приходится держать круговую оборону: грязевым потоком обрушивается на неокрепшие души информация из Интернета, сводят к нулю, разрывая связь времён и поколений, идеалы прошлого, предельно примитивным становится образование. Прекрасная страна, населённая добрыми персонажами кино и мультфильмов, на которых выросло несколько поколений, теперь оккупирована иноземными монстрами. Русская культура истосковалась по художественной литературе, способной указать детям духовный ориентир, наделить их душевным здоровьем, заложить в них внутренний стержень, какой всегда давали произведения С.Т. Аксакова и Бажова, Пришвина и Паустовского. Сейчас нам необходима спасительная книга, вокруг которой могло бы объединиться новое поколение, благодаря которой Детская армия пополнилась бы непобедимыми ратниками.

 Именно такая миссия сегодня возлагается на новый роман В.А. Бахревского «365 чудес в году». Детскую душу движет постоянный интерес к неизведанному и вера в чудо, потому так сильна была в нашей литературе традиция святочного рассказа. Но если святочный рассказ предполагает свершение одного долгожданного чуда в году, то В. Бахревский говорит, что в жизни всегда есть место чудесам: «…всякий прожитый день – чудо Божье. Бывает, маешься, но ежели хорошенько подумать, сердцем подумать – непременно, пусть одну разъединственную золотинку, а сыщешь в мелькнувшем дне».

Главный герой романа – ученик начальной школы Тимоша Родионов, житель небольшой рязанской деревни Золотая Кудель. С 1 декабря он начинает старательно отмечать чудеса, происходящие вокруг, и к концу года накапливает целую сокровищницу открытий, впечатлений, духовных радостей. Живыми источниками чудес, питающих душу Тимоши, становятся природа, православная вера, деревенский труд, домашний уют, учёба в школе, русская история и литература.
Жители деревни – не потребители природы, не угнетатели её. Здесь, как во времена Золотого века, человек пребывает в гармонии с миром: подкармливает животных и спасает их в пору морозов, может погладить волчицу и приручить дикую козу, понимает птичий язык. Лес для Тимоши – «друг сокровенный», ручей и река – бесконечный поток времени, а родная земля так же дорога и сокровенна, как семья: «…захотелось встать на колени и поцеловать землю: она же родная, как мама, как отец, как сестричка и бабушка». Именно поэтому природа не выталкивает из себя человека, как инородное тело, а исцеляет его травами, делится дарами леса, даёт богатый урожай.

В самом центре Золотой Кудели, на Лушной горе, монашеская артель возрождает храм, вокруг которого люди сплачиваются ещё теснее: несут из своих домов всё, что смогли сберечь после разрушения старого храма, всей школой помогают в росписи церкви, всей деревней отстаивают праздничные службы. После осознания того, что «Люди без молитвы — весны не ведают. Без молитвы для души — зима нескончаемая!», в Золотой Кудели возрождается настоящая соборная жизнь.
Школа Золотой Кудели с единственной учительницей-подвижницей Светланой Филипповной – единая семья, где нет разногласий и ссор, где все слились в общей песне и едином танце. Эти песни о любви к Родине, о русской судьбе, радости и печали, а танцы подобны тем, что танцевали на балах пушкинских времён. Школа не ограничивается ни пространством учебного кабинета, ни рамками программы. Как тимуровцы, ученики помогают бабушкам на огородах, устраивают концерты для фронтовиков, ходят в лес, где познают вместе с учительницей и бабушками его секреты, ездят по разным городам страны – и эти экскурсии становятся настоящими паломничествами. Грозная комиссия, приехавшая закрывать малокомплектную школу, восхитившись математическими, литературными и живописными способностями учеников, поразившись результатами учёбы, достигнутыми без помощи коварного Интернета и интервентских школьных методик, разносит славу о школе по всей области.

Причина таких чудесных результатов в том, что Светлана Филипповна – человек с надёжным духовным фильтром, каждого ребёнка она научила «отделять зёрна от плевел», вооружила «щитом над сердцем», который не сумеют пробить «дикари XXI века». Так, для юных путешественников Москва начинается только на Красной площади: «Жить, дышать, смотреть разрешили себе, когда стояли перед Кремлёвской стеной, на вечных камнях брусчатки». ГУМ с его бешеными ценами вызывает отторжение золотокудельцев, а Владимирская икона Божией Матери и «Богатыри» Васнецова в Третьяковской галерее позволяют услышать Родину. Для Тимоши, отправившегося на каникулы в Оренбуржье к родителям, чужеродным оказывается роскошный семейный коттедж, огромные газодобывающие установки, зато притягательными становятся река, степь, городской музей.

Мир Золотой Кудели держится на трёх опорных столпах: православная вера, природа и школа. Все они подчинены не линеарному времени, способному делить жизнь на законченные отрезки, вырывать из неё эпизоды, лишать прошлого и затуманивать будущее, а циклическому. Годовые циклы церковных праздников, сельскохозяйственных работ и школьной учёбы накладываются друг на друга, не могут существовать обособленно; настоящее обогащается прошлым и открывает будущее. Человеческая память при этом – главный летописец, но деревенский быт хранит в себе особые машины времени: ордена героев войны, патефон, прялку, старые деньги, фантики от советских конфет, альбом с фотографиями предков – «книга живых на все времена».

Связь времён в Золотой Кудели никогда не распадётся, потому что «У Бога и прошлое и будущее». И фраза, которую, как молитву, повторяет Тимоша, – «все, как всегда» - символ постоянства мира Божьего. Это постоянство способно слить человека со всей Вселенной: «Тимоша снял шапку и потёрся щекой о небо. Небо на земле кончается». Кажется, что пространственно-временные границы окончательно стерлись, можно сделать всего один шаг - и очутишься в другой эпохе, коснёшься посоха Пересвета, окажешься за общим семейным столом с героями своей страны – Александром Матросовым и Юрием Гагариным.

В этом Божественном пространстве когда-то существовала великая Держава, о которой тоскуют сегодня старики Золотой Кудели: «Иисуса Христа распяли более двух тысяч лет тому назад. А с нашим народом такое произошло за один век несколько раз…»; о возрождении Державы молятся юные патриоты: «Господи! Святое небо! Пусть Россия будет великой, какой была». Старая и молодая гвардии сливаются в единую армию, на концерте к Дню Победы фронтовик снимает с груди орден и дарит его школе: «Школу-то могут закрыть, могут и деревню сровнять с землей. Но куда русский народ денут? Мы их всех переживём! Мы их всех перетерпим, злыдней подколодных». Символом новой жизни, пробивающейся хрупким ростком между каменными плитами, становится эпизод, когда Тимоша со старой почтальонской сумкой, где раньше были похоронки, разносит поздравления ветеранам.

Именно с Золотой Кудели начинается «собирание русских земель», лучи солнца над Лушной горой должны притянуть к России бывшие союзные республики, как острова, оторвавшиеся от материка. Беженцами в деревню стекаются туркмены, таджики, киргизы и молдаване - дружную школьную семью пополняют новички. Первый урок очередного учебного года стал подобен фонтану «Дружба народов», откуда живой водой лились стихи и сказки на разных языках.
Золотая Кудель призвана стать ядром, точкой опоры для рассыпающегося мира: «Бог был в их храме, на их Лушной горе. Воцарился во всей своей Божественной силе и отсюда, с Лушной горы, утверждает Вселенную. Учёные говорят: Вселенная разбегается. Может, и разбегается, но она утверждена Богом и никогда не исчезнет, и с землёй ничего не случится».
Отмеченные за успехи в учёбе и в творчестве, школьники из Золотой Кудели разъезжаются по разным городам, но они не покидают родную землю. Подобно ученикам Сергия Радонежского, которые когда-то воздвигли пятьдесят монастырей и тем самым очертили границу Московского государства, Тимоша и его друзья отправляются создавать по стране свои Золотые Кудели, откуда будут проповедовать идею великой Державы, Святой Руси.

Так, «365 чудес в году» из романа-воспитания перерастает в «поденную летопись», «Житие отрока Тимофея», который в финале понял, а скорее почувствовал главное: «Из малых чудес и получается большое Божье чудо - жизнь. Человеческая и всего сущего!». А миссия его поколения в том, чтобы «быть жизнью России».
В романе Владислава Бахревского дана не художественная педагогическая система, а указан путь возрождения. Из Божественной золотой кудели нужно протянуть спасительные путеводные нити: через Волгу, Урал и Оку, Рязанский и Московский Кремль, Киево-Печерскую и Троице-Сергиеву лавру, Третьяковку и Абрамцево. На этом святом пути юным Тимошам встретится летописец Нестор, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Андрей Рублёв, Пушкин, Гоголь, В.И. Даль, маршал Жуков, Павел Корин. И тогда тихие ангелы поднимут на своих крыльях весь русский народ и перенесут его над пропастью истории, где тяжким напоминанием о нынешних смутах останется полуразрушенный мост.

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.