Новости
В период зимнего этапа акции, который продлится до 1 марта 2025 года, запланировано проведение мероприятий, направленных на профилактику несчастных случаев с несовершеннолетними в зимний период.
Напомним, на голосование представлено 25 объектов из разных регионов Приволжья, в их числе Музей истории Оренбурга. Об этом сообщает областное Правительство. В списке достопримечательности, которые имеют культурную и историческую значимость не только для местных жителей, но и для всей страны: известные памятники, музеи, театры, университеты, мосты. Предложенный перечень составлен на основании мнения экспертов Консультативного совета по банкнотам.
2 декабря, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» выполняют:
По информации коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис», сегодня, 29 ноября, выполняются следующие виды работ:
В настоящее время на праздничной локации смонтированы деревянные домики маркета еды, которые будут предлагать гостям угощения и напитки.
Город ста языков
(Окончание. Нач. в №№19, 20, 21, 22, 24)
Здесь дружат все наречья
Ольга Мялова
В далёком 2002 году на Координационном совете представители различных общественных организаций и национально-культурных центров предложили тогдашнему губернатору Оренбургской области Алексею Чернышёву построить Дом народов Оренбуржья.
В нём располагались бы «штаб-квартиры» представителей каждой национальности, музеи культуры и быта каждого народа (или хотя бы самых многочисленных. Всё-таки народностей у нас – больше ста!). Алексей Андреевич подумал и сказал: «Хорошая идея! Только тесно вам всем будет в одном доме. По каморке каждому народу – это не дело. Построим сразу деревню!»
Вот так понемногу и стала расти на улице Мира Национальная деревня, ставшая любимым местом отдыха оренбуржцев, одной из главных достопримечательностей города. В строительстве комплекса участвовали десять национально-культурных объединений. Они были отобраны исходя из доли каждой этнической группы в общей численности населения области: русское (доля русских в общей численности населения региона составляет 73,9%), татарское (7,6%), казахское (5,8%), украинское (3,5%), башкирское (2,4%), мордовское (2,4%), немецкое (0,8%), чувашское (0,8%), белорусское (0,4%) и армянское (0,5%).
Впрочем, места для других подворий ещё полно! Скажем, участок для киргизского подворья давно выделен (это справедливо – киргизы относятся к коренным народам Оренбуржья), и дом ждёт своего часа.
У каждого подворья своё лицо. Вот, скажем, белёная украинская хатка – разгульная и хозяйственная одновременно. Внушительный армянский дом - хоть и построен из горных пород, надёжностью и внушительными габаритами навевает мысль о Ноевом ковчеге. Казахская юрта – оазис в пыльной и раскалённой степи (тем более что расположена она рядом с фонтаном). Пышный русский терем по внешнему виду рассчитан исключительно на князей и бояр. А белорусское подворье кажется добродушным и одухотворённым, со своими сказочными деревянными фигурами во дворике и аистами на крыше – неотъемлемым символом «страны озёр»…
Молодость моя, Белоруссия…
«Ой, прямо как у батьки с маткой дома! Как в детство вернулись!» - восхищались оренбургские казаки, впервые шагнув на порог белорусского дома-музея, открывшегося в 2008 году. Холодное и чопорное слово «музей» (так же, как и нейтральное «дом») никак не ассоциируется с необыкновенно уютной славянской избушкой, в которой сразу хочется поселиться. Тут тебе и печка, и крестьянская колыбель, и кровать под лоскутным одеялом с аккуратно, «по-бабушкиному», взбитыми и уложенными уголком подушками; и тканые коврики, и вышитые скатерти, рушники, занавески; и целая «армия» глиняной посуды. Всё это – вещи «из сундуков», которыми охотно делились и делятся с подворьем городские семьи. Есть даже шаль и кашемировый платок середины позапрошлого века!
На стенах – чёрно-белые портреты оренбургских фронтовиков и целинников белорусского происхождения. В углу стоит патефон, которому добрая сотня лет, но он охотно «споёт» вам пару довоенных романсов. А старенькие кувшины из-под молока сохранили вкусный сливочный аромат…
- Молоко у белорусских коров особенно вкусное. Какие луга под Бобруйском! - мечтательно говорит Виктор Пархомович, председатель белорусской общественной организации «Сябры», уроженец маленькой живописной деревни под тем самым Бобруйском.
- Как попал в Оренбург? В молодости, трудясь на полях под Курганом, встретил оренбургскую казачку. Вот и поехал за ней, променял озёра на степи! О чём ничуть не жалею.
Чем друг от друга отличаются белорус, украинец и русский? По мнению Виктора Мифодьевича, – абсолютно ничем! И любая попытка разделить единый по сути народ выглядит искусственной. Тем не менее к отдельной национальности «белорус» принадлежат около трёх тысяч оренбуржцев. Есть среди наших «сябров» (то есть соседей, товарищей) инженеры, агрономы, врачи, артисты, учителя...
А особенно славятся белорусы своими золотыми руками. В городе известны имена таких ярких мастеров, как преподаватели художественного колледжа Николай Оришкевич и Татьяна Савина. Оришкевич– скульптор, гончар и художник в одном лице, участник многочисленных городских и областных выставок, декоратор-оформитель разнообразных городских интерьеров (именно он, к примеру, создал Сарматского Оленя). «Вечёрка» не раз писала о работах рукодельницы Татьяны Савиной – лоскутных одеялах, панно, традиционных славянских куклах из соломы… Да и сам Виктор Мифодьевич Пархомович, хоть и инженер по образованию, нередко берёт в руки резец. Его деревянные игрушки красуются в избе на резных полках, которые он сам же изготовил и прибил.
- Есть такая поговорка: «Не купи дом, а купи соседей», - говорит руководитель белорусского дома-музея Надежда Осоулко. – Нам с соседями по Деревне повезло. Все славянские праздники – от Рождества до Ивана Купалы – празднуем сообща с другими подворьями…
День Ивана Купалы белорусы празднуют как раз сегодня, 6 июля. Так что читатель «Вечёрки» может ещё успеть на празднество. Оно, как и в прошлом году, будет длиться целый день. В программе – и песни с хороводами, и традиционное обливание водой, и символический поиск цветка папоротника, и даже прыжки через костёр во дворе подворья. Правда, костёр тоже будет символическим – из соображений безопасности.
Теперь о грустном. Совсем недавно белорусский дом-музей был гораздо обширнее и содержательнее. Был второй этаж, в котором планировалось сделать фотогалерею с портретами оренбургских ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла и целинников, а также библиотеку и штаб общественной организации «Сябры». Подвальное же помещение руководители собирались приспособить под школу резчиков. Однако с уходом в отставку Алексея Чернышёва оба этажа, верхний и нулевой, потихоньку присвоили себе инвесторы подворья, отдав помещения в аренду турфирмам.
- Теперь приходится ютиться в одной избе. Пропадают наши планы, пропадает множество интересных экспонатов – их просто негде разместить, - невесело говорит Виктор Мифодьевич. – Надеемся, что Юрий Александрович Берг поможет нам восстановить музей.
Мордву здесь уважают!
С картин живописца Фёдора Сычкова, репродукции которых в изобилии развешаны на бревенчатых стенах мордовского дома-музея, задорно улыбаются краснощёкие деревенские красавицы. Сразу чувствуется, что мы в гостях у трудолюбивого и музыкального народа.
- Я с детства помню, как люди шли на работу с песнями, возвращались с песнями, да и вообще старались встать пораньше, чтобы больше сделать за день. О праздниках и речи нет. У мордвы так заведено: в каждой деревне – свой престольный праздник. У нас, например, был Михайлов день, - вспоминает руководитель оренбургской общественной организации «Мордовский культурный центр» Михаил Кузьмин.
Михаил Дмитриевич – доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач России, заслуженный врач Республики Мордовия. В наш город он приехал около тридцати лет назад, и вот уже двадцать семь лет заведует урологическим отделением областной клинической больницы.
- Я родился в селе Новые Верхиссы Инсарского района Республики Мордовия. (Кстати, мы с президентом Республики Николаем Меркушкиным – земляки, а если копнуть ещё глубже, можно обнаружить и родство.) Как я попал в Оренбург? У дочери был хронический бронхит, так что климат требовалось сменить. Мы решили перебраться в Оренбургскую область: климат здесь сухой, резко континентальный, без влажности. Тем более что в Орске когда-то жили родители, уехавшие затем в Мордовию… В областном центре я стал врачом областной больницы, а через два года - заведующим отделения урологии, главным урологом Оренбургской области. В Оренбурге защитил кандидатскую, докторскую, у меня много изобретений, патентов, более 50 научных работ, опубликованных в российских и зарубежных журналах..
В 2002 году была юридически оформлена организация «Мордовский культурный центр», которая нацелена на сохранение национальной культуры и языка, поддержку самых ярких и талантливых представителей народа и помощь соплеменникам, попавшим в сложную жизненную ситуацию.
Мордовское подворье в Национальной деревне открылось два года назад. Здание в форме старинного женского головного убора – панго – приметно издали. А по соседству – музей, традиционная бревенчатая изба, в которой уютно пахнет деревом и травяным чаем. Экспонаты для музея «приехали» из сёл области – таких, как Мордовский Бугуруслан, Коровино, Старое Тюрино, Мордово-Добрино, Узели, Нойкино, Сапожкино и многих других. Здесь есть на что посмотреть: прялки, посуда, веретена, кровать, праздничные мордовские костюмы и даже чучела издревле почитаемых мордвой «лесных хозяев» - кабанов, волков и оленей… Можно полистать альбом с песнями, колядками, заговорами и поговорками, который Михаил Дмитриевич сотоварищи собрали в поездках по тем самым деревням и сёлам.
- Просто ходили и записывали как говорят, как поют мордвины у нас в Оренбуржье…
А у нас, жителей областного центра, всегда есть шанс услышать, как поёт одна из самых известных оренбурженок мордовской национальности – Юлия Учватова, солистка областной филармонии, народная артистка Оренбуржья и Республики Мордовия, заслуженная артистка России. В исполнении русских народных песен Учватовой равных нет – за её мастерство и душевность, незабываемый голос, царственную красоту певицу давно называют оренбургским символом русской песни.
В целом представители народа живут в самых разных концах города, работают и возглавляют самые разные предприятия. Но мест компактного проживания в Оренбурге нет.
По итогам переписи 2002 года мордвы в Оренбурге – около 8 тысяч человек, а в области – 52 тысячи. По неофициальным данным, – в семь раз больше!
- Не все почему-то хотят записываться мордвой. Финно-угры во время переписей населения очень часто записывают себя как русские. Создаётся иллюзия, будто бы численность русского населения растёт. Но растёт оно в основном за счёт финно-угров, - говорит Михаил Дмитриевич. – И в жизни наши народы неразрывно связывают братские узы. Мы храним свой финно-угорский мир, но жить без русских не можем.
Нас степь связала крепко…
…Как уже упоминалось, далеко не каждый народ Оренбурга выстроил себе подворье в Национальной деревне. Но каждый – сохранил собственную самобытную культуру и живёт в мире с другими народами. Неспроста столько разноязычных гостей сходятся и съезжаются на оренбургских национальных праздниках.
Так, многие из нас любят и посещают Дни польской культуры и литературы, Дни польского кино, музыкально-литературные гостиные, посвящённые творчеству известных польских композиторов и поэтов. Эти «торжества души» для оренбургской интеллигенции организуют «Культурно-просветительский центр «Полония Червонэ маки» (руководитель - Ванда Селивановская) и Центр польской культуры «Вавель» (руководитель - Лариса Курзина). При организациях работает клуб изучения польского языка и культуры «Скворонек», а молодёжь по желанию может отправиться в Польшу по обменным программам.
Традиционно в Оренбурге отмечаются и еврейские праздники –светские, такие, как, например, общинный фестиваль еврейской книги (ОФЕК), и религиозные - Песах, Ханука и другие. В этой сфере активно работает еврейская национально-культурная автономия города Оренбурга под руководством Михаила Адера. В нашем городе также действует еврейский благотворительный центр «Хэсэд-Авив» (директор – Александр Паин). Ну а в списках Еврейского клуба фронтовиков – больше сотни участников Великой Отечественной войны.
А совсем недавно в Центральной городской библиотеке отмечали Первый фестиваль киргизской культуры, приуроченный к Дню рождения писателя Чингиза Айтматова. Почему первый?
- До этого мы не выходили в свет. А в этом году официально оформили свой культурно-правовой центр и решили показать, что есть в Оренбурге такая национальность – киргизы, - шутит заместитель председателя правления национально-культурной автономии Оренбурга «Мекендэш» («Соотечественники»)Нурбек Ниязалиев. На празднике можно было увидеть экспонаты народных промыслов, полюбоваться живописными костюмами, услышать народный инструмент – комуз и голос первой артистки, поющей от лица киргизов Оренбурга, – студентки института искусств имени М.и Л. Ростроповичей Азизы Ниязалиевой.
И это лишь некоторые мероприятия некоторых оренбургских национальных центров! Писать обо всех – не хватит места.
…Полвека назад в сквере у Дома Советов был разбит парк-дендрариум. В нём росли (и прекрасно уживались, надо сказать!) десятки самых разных деревьев со всех концов Оренбургской области. Это очень похоже на Национальную деревню и вообще на весь наш оренбургский социум. А ещё похоже на луговую поляну в Зауральной роще, где сотни цветов растут под одним солнцем, и каждый по отдельности и все вместе радуют глаз красотой и неповторимостью.