Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Центр авангарда – Оренбург
Евгения Павлова
В названии книги Игоря Смекалова «УНОВИС в Оренбурге» для широкой читающей публики скрыта загадка. Впрочем, вопрос снимается на первой же странице: Утвердители Нового Искусства – вот кто такие «уновисы».
Для того же, чтобы восстановить - по дням! – хронику событий художественной жизни Оренбурга 1919-1921 годов, высветить непрояснённые события короткого, но, как оказалось, чрезвычайно насыщенного периода существования оренбургского филиала движения УНОВИС, основанного Иваном Кудряшовым при участии Казимира Малевича и Лазаря Лисицкого в 1919 году, потребовалась напряжённая работа в частных и столичных архивах, сопровождавшаяся, как увидит читатель, счастливыми находками.
Они привели автора к выводу: Оренбург наряду с Витебском, Смоленском, Петербургом и Москвой был крупным центром классического авангарда 20-х годов, что им убедительно доказано. Это и сведения об оренбургском центре Государственных свободных художественных мастерских, уже работавшем в 1920 году, и данные о связи художников-земляков с представителями российской художественной культуры, которые, «относясь к диаметрально противоположным направлениям (от академизма до супрематизма), создали в Оренбурге образцы искусства, и ныне привлекающие свежестью замысла и качеством реализации». Это, наконец, не только глобальность задачи («ниспровержение старого мира искусств да будет вычерчено на ваших ладонях!»), но и основанные в оренбургских мастерских художественно-промышленные специализации, соответствующие знаменитому столичному ВХУТЕМАСУ, и 1-я Государственная выставка картин в Оренбурге 1922 года, показавшая землякам 265 произведений разных жанров, и Проект супрематического оформления 1-го Советского театра…
На страницах книги Игоря Смекалова дышит само Время – таков эффект сведения воедино строгих документов, свидетельств современников, газетных публикаций, старых фотографий, рисунков, датированных 20-ми годами.
Среди героев исследовательского повествования, а это, как мы помним, К. Малевич, Л. Лисицкий, И. Кудряшов, Н. Тимофеева, А. Степанов, Н. Ледяев, С. Карпов, С. Рянгина и многие другие, быть может, самый загадочный – Сергей Калмыков. Помните фантастическую фигуру художника в разноцветных одеждах на улицах Алма-Аты, общающегося с космосом, одного из персонажей романа Юрия Домбровского «Факультет ненужных вещей»? Это и есть Сергей Калмыков.
Надо сказать, книгу Игоря Смекалова с первых дней её жизни сопровождают удивительные обстоятельства и совпадения. В презентации издания, состоявшейся в музее ИЗО, принял участие приехавший из Израиля по приглашению Оренбургского благотворительного фонда «Евразия» писатель Давид Маркиш, автор романа о Сергее Калмыкове, президент Фонда С. Калмыкова. Нетрудно было предположить, что собравшиеся на презентацию услышат от гостя много интересного, в том числе и главным образом о живописце, графике, сценографе, писателе Сергее Ивановиче Калмыкове. Мы не обманулись.
Существование же и энергичная деятельность фонда имени оренбургского художника сулит нам новые открытия в его творчестве и непростой судьбе.