Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Зона рискованного земледелия, или «На своём поле, как подпольщики»
(о романе Фарида Нагима «Земные одежды»)
Михаил Кильдяшов
Едва ли можно вспомнить в истории культуры период, когда окружающая действительность воспринималась как некий монолит без зазеркалья и подводных течений. Романтики в XIX веке были далеко не первыми, кто актуализировал идею двоемирия – ещё в античные времена Платон говорил о существовании мира вещей и мира идей: всякому материализованному явлению (вещи) соответствует своеобразный проект, заранее заданная программа (идея), по которой должна существовать эта вещь.
Человек в подобной системе тоже имеет свою идею, но представьте, что кто-то по какой-то причине вдруг отклонился от намеченного направления и теперь живёт в отрыве от предначертанной судьбы и возложенной миссии. В этом и заключается идейный эпицентр романа Фарида Нагима «Земные одежды».
Главный герой романа Димка – среднестатистический москвич, живущий в коммуналке с нелюбимой женой и методично убивающий время на опостылевшей работе. «Земную жизнь пройдя до половины», герой ощущает в мегаполисе потерю почвы под ногами: «Шарик Димкиного тела потерялся и завис на этом пейнтбольном поле, он забыл все свои прежние, автоматически отработанные, но в целом хаотические маршруты передвижений. Ища себе место, он вдруг понял, что в стране не делается ничего серьёзного, перспективного». Начинается судорожный поиск системы координат, смысла жизни, в результате которого себя и своих ровесников Димка осознаёт «треснутым поколением», провалившимся в тектонический разлом эпох, отсоединённым, как прицепной вагон, от скоростного состава истории: «…идеологически замороженные советской системой юноши, они радостно нырнули в кипящие котлы капитализма, и вынырнули кто за границей, кто в Чечне, одни убийцами и калеками, другие бомжами, третьи живыми мертвецами, кем угодно, но только не красавцами Иванушками. Они мечтали о новой жизни, мнили себя избранными, грезили роллс-ройсами, яхтами и парижскими спальнями, но ничего не вышло из этого, они ничего не получили, но и просто работать от зари до зари подчинёнными в офисах, рабочими на фабриках и заводах уже не могли — не совмещались эти виды с яркими миражами, обессилившими душу».
Однажды в метро Димка видит объявление о некоем Фёдоре Волкомурове, в 95-м году уехавшем на учёбу в Москву из маленькой оренбургской деревни Ченгирлау и пропавшем без вести. Димку поражает собственное сходство с фотографией разыскиваемого. Дома на антресолях среди вещей прошлых жильцов коммуналки Димка находит сумку с дневниками, письмами и «учёными записками» того самого Фёдора Волкомурова – аспиранта агрофака. Из дневников главный герой узнаёт о семье Фёдора, о развале колхоза в Ченгирлау и о сельскохозяйственном проекте Волкомурова.
Окончательно разочаровавшись в жене и работе, влекомый неведомой силой, Димка отправляется в степной край на границе с Казахстаном, где каким-то метафизическим образом преломляются время и пространство: «Это было странное возвращение в начало девяностых - та же попса и шансон вагонного радио, те же угрожающие, быковатые походки у парней. <...> На скамьях сидели старухи казашки, и по их одеяниям трудно было бы сказать, какой сейчас век».
Здесь, в конкретной, отдельно взятой точке произошло замедление времени, затор бытия, и десятилетия, как в автомобильной пробке, оказываются плотно прижатыми друг к другу. Именно в Ченгирлау Димке становится очевидно, что тридцать последних лет были сплошной эпохой перемен, что произошёл тотальный дрейф системы ценностей: «Всё вернулось к началу странного круга. Дом культуры стал церковью, и на крыше вновь появились снесённые в двадцатые годы маковка с крестом и звонница. А за деревней, на мощном уступе, пред которым даже река робела и покорно изгибалась, осела «Кармелита» — белая вилла наркобарона Табани. Это, наверное, было самое красивое и видное место во всей деревне. Вилла была возведена на фундаменте детского туберкулезного диспансера».
А грубые швы истории прошли по человеческим судьбам: «Всё разваливалось в деревне, всё разваливалось в этом дворе, всё разваливалось и в компании. Здесь каждый был сам по себе, и каждый по отдельности нёс какую-то бессмысленную чепуху, а общего и осмысленного не получалось. <...> Димку не покидало ощущение, что за время его отсутствия в этом мире произошла глобальная катастрофа, ударные волны которой слышны до сих пор. И люди только сейчас немного пришли в себя и опомнились, приподняли головы и отряхнулись. Окликают друг друга, кто жив остался».
Но только здесь, где жители деревни, как остатки роты после артобстрела, собираются в партизанский отряд, Димка находит себя, ощущает своё присутствие в мире: «Шёл и слышал своё дыхание, будто рядом с ним усталый человек, это мешало, и он понял, что отвык в городе от своего дыхания, не слышал его в городском шуме много лет».
Совершенно необъяснимым образом он узнаёт все достопримечательности Ченгирлау, умело ориентируется в деревенском быту, как после амнезии, вспоминает соседей, проникается нежностью и заботой к уже обезумевшему деду-фронтовику (единственному оставшемуся в живых родственнику), встречает настоящую любовь. Биографии Димки и Фёдора Волкомурова смыкаются воедино, вещь и идея наконец-то находят друг друга. Как блудный сын после мирских страстей, главный герой возвращается в отчий дом, обретает родину: «Я просто понял, что у меня есть земля. Есть столб атмосферного воздуха над ней и космос. И на этой земле я имею полномочия жить, быть полноправным и свободным. То есть понял, что до этого, и вообще, я был никакой человек и вполне допускал, что со мной можно делать всё, что угодно, — обманывать, использовать, повелевать и богатеть за мой счёт».
Но на родине ещё предстоит «собирание русских земель» и формирование «народного ополчения», ведь, как известно, один в поле не воин, потому нужно преодолеть цивилизацию одиночек и вернуться к культуре всеединства. Но как это сделать, когда соборность вытравили из душ, а коллективизм выбили из сознания: «Вся деревня находится в фермерской эйфории, и странно, это ещё более отдаляет людей друг от друга».
Димка-Фёдор становится для односельчан своеобразным культурным героем, пассионарием, который вопреки инстинкту самосохранения стремится изменить действительность. Он пытается раскачать земляков «философией общего дела», превратить Ченгирлау в Китеж, Беловодье, остров Буян, в стране, давшей сильный крен, сконцентрировать резервацию патриотов и тружеников.
На какое-то время это удаётся: через Интернет в Ченгирлау стекаются единомышленники со всей России, утомлённые урбанизацией и отсутствием сверхзадачи. По проекту Волкомурова восстанавливается колхоз, возрождается земледелие. Люди будто выходят из спячки, разрывают непроницаемые душевные мембраны, начинают видеть друг друга. В новогоднюю ночь, встречаемую всей деревней в новом клубе, Димке при виде общего благоденствия, подобно гётевскому Фаусту, хочется произнести «остановись, мгновенье – ты прекрасно»: «Казалось, некий волшебник руководит торжеством: много людей, но просторно; выпито мало, но пьяно; несколько часов танцев, хороводов и забавных конкурсов, но никакой усталости».
Но предприятие жителей Ченгирлау признано областными властями «нерентабельным» – колхоз без государственной поддержки разоряется. Оказывается, возделывание родной почвы происходит в «зоне рискованного земледелия», где неотвратимо разрастается пустыня, где по границам родины, как заградительные щиты и блокпосты, надо высаживать хвойные деревья; где, несмотря на круговую оборону, ополченцы несут потери от убийств, суицида, пьянства, супружеской неверности.
Видимо, что-то сбилось не в индивидуальной, а в общенациональной программе, нужно не выравнивать крону, а восстанавливать корневую систему, а для этого необходимо оглянуться назад, найти ту точку, за которой всё пошло не так. Может быть, попытаться отыскать нулевой меридиан в степи с её колоссальной энергией не исторического, а археологического времени: «…верилось, что здесь сияла бескрайняя водная гладь. Ковыль переливался глубокими волнами, вздымался на барханах. Громады облаков двигали по впадинам световые пятна. Пылающее марево вдали воссоздавало хранимые веками миражи — караваны, древние города, конные армии. Холодело в груди и дух захватывало, казалось, ковыль дымится по верху пустоты, он — шерсть бездны».
А может быть, удастся повернуть стрелки часов, обратясь к храму: «Люди были в современных одеждах, а их тени на стенах средневековые».
Когда обличие превращается в личину и скрывает лик, человек хочет сбросить земные одежды, стремится очиститься от коросты, жаждет обновления. Спасением станет, по апостольскому призыву, облечь душу в «одежды небесные», но чистыми они останутся, если мы не будем «подпольщиками на своём поле».