Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Берёшь кредит – рискуешь жизнью
Людмила Ковалёва
По сравнению с 2009 годом количество нарушений в сфере кредитования в Оренбурге выросло в шесть раз.
В 2010 году в Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области с жалобами на кредитные организации обратились 107 человек (что в четыре раза больше, чем в 2009 г.).
Наиболее часто в заявлениях упоминались банки «Русский стандарт», «Хоум кредит», «Агроимпульс», «Русьфинансбанк», «Росбанк», «Авангард». Правда, 75 из обратившихся пришлось уйти ни с чем, так как и срок привлечения фирмы к административной ответственности (год со дня заключения договора), и даже трёхлетний срок исковой давности уже истекли. Только работа по девяти заявлениям закончилась для банков штрафами, а 27 дел дошли до суда.
О нечистоплотной работе финансовых организаций говорят и плановые проверки. Благодаря им специалисты Управления обнаружили 244 нарушения (47 постановлений о взыскании штрафов на сумму 262 тыс. руб. уже вступили в силу)! Самое распространённое – включение в договор условий, ущемляющих права потребителей. Например, взимание с клиентов комиссии за оформление пакета документов, открытие счёта, платы за его ведение и даже саму выдачу кредита. Эта сумма от 0,5 процента до трёх ежемесячно прибавляется к основному платежу, о чём человек может даже не догадываться и погашать только ранее оговорённую сумму. Неоплаченные же комиссии будут копиться и приумножаться штрафами. Ещё одна уловка, которой пользуется большинство проверяемых банков, – их одностороннее право менять условия договора, что запрещено ч.4 ст.29 ФЗ №395-1 «О банках и банковской деятельности». Банки грешат и установлением моратория на досрочное погашение кредита, и взиманием за это штрафа, и навязыванием услуг по страхованию жизни и здоровья, к тому же у ограниченного списка компаний.
- У банков есть много обоснованных поводов для разделения комиссий и основного платежа по кредиту, которое не ущемляет прав клиентов, - комментирует начальник юридического отдела ОИКБ «Русь» Ирина Гарпенко. - Суды же это не учитывают, приравнивая необходимое введение комиссий с рекламными трюками, когда на баннере написана одна процентная ставка, а на деле она в несколько раз больше. У запрета на досрочное погашение есть оправдание: банк рассчитывает на определённую сумму, которую получит от клиента.
- Мы не считаем дополнительные услуги навязыванием, скорее - взаимовыгодной сделкой, - поддерживает коллегу Олег Голубенцев, управляющий Оренбургским филиалом ОАО КБ «Агропромкредит». - Банку необходимо быть уверенным в том, что деньги вернутся. Поэтому он просит заёмщика застраховать имущество, причём сделать это в проверенной фирме. У нас были случаи, когда страховка становилась единственным источником погашения кредита. При выполнении наших требований клиент получает кредит на более выгодных условиях. К сожалению, не все это понимают, отсюда – бесконечные иски в суд. А это – благоприятная почва для так называемого «потребительского экстремизма». У нас были случаи, когда люди в открытую заявляли, что знают о своей неправоте, но всё равно судились с нами в надежде вернуть часть уплаченных денег.
То, что оренбуржцы жалуются на финансовые организации именно потому, что хотят найти способ не выплачивать кредит, подтверждают и представители Роспотребнадзора.
- Нередко с жалобами на банки к нам обращаются люди, которые сами месяцами не платят, - признаёт Наталья Вяльцина, руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области. – Они вовремя не оценили ответственности, которую на себя взяли, и теперь всеми способами пытаются её сбросить. Однако их поведение – не повод не защищать горожан, которые действительно попались на удочку недобросовестных банков.
- В данный момент мы участвуем в судах против тридцати одного банка, - говорит Игорь Дубинин, председатель президиума Оренбургской городской общественной организации по защите прав потребителей «Коллективная защита инвестиций». – Они редко идут на уступки в досудебном порядке. В основном на просьбу клиентов разобраться в ситуации либо пишут отказ, либо просто игнорируют. Клиентов, которые доводят дело до суда, мало. Но даже с постановлением на руках банкиры не торопятся изменять ситуацию и вновь выставляют комиссии за всё, что их душе угодно. Что же касается навязывания страховки, то мы выступаем только против принуждения к личному страхованию. Здесь ситуация порой доходит до абсурда. К нам обращался студент, который купил телефон за 3,5 тыс. руб. в кредит на три месяца. Так его заставили застраховать жизнь! Естественно, мы будем защищать интересы таких потребителей. Мы бесплатно консультируем по любым потребительским вопросам.
По данным анкетирования молодых оренбуржцев, которые чаще всего попадают в неприятные кредитные истории, только восемь процентов из них знают о том, что комиссия за открытие и ведение счёта признана незаконной. Хотя в идеале обо всех условиях сделки клиент должен узнать ещё до её заключения. Ведь «продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несёт ответственность, предусмотренную Законом о защите прав потребителей.
- Мы настаиваем - клиент обязан знать, за что он платит. Однако сегодня в сфере банковских услуг практически отсутствует прозрачность. Если ситуация не изменится, то рост жалоб на кредитные организации год от года будет расти в геометрической прогрессии, - считает Игорь Вячеславович.
Кстати, закон о кредитном страховании, который мог бы разрешить спорные вопросы между клиентами и банками, Правительство РФ должно было принять ещё в 2007 году. Однако до сих пор работа над ним не закончилась.
Что делать, если вы заметили обман?
Практика показывает: если не терять время, недобросовестный банк можно будет наказать. Для начала обратитесь с письменной претензией на условия договора в само кредитное учреждение. Если никаких действий не последовало, приступайте к составлению искового заявления. Сделать это помогут сотрудники окружных отделов по защите прав потребителей или «Центра гигиены и эпидемиологии», при котором находится консультационный центр. Можете обратиться в городскую общественную организацию по защите прав потребителей «Коллективная защита инвестиций».
Прежде чем взять кредит
* Внимательно прочитайте договор займа и изучите его условия, особенно те, что написаны мелким шрифтом. Чаще всего в них прописано самое «интересное».
* Обязательно поинтересуйтесь комиссиями. По закону их быть не должно.
* Уточните условия досрочного погашения.
* Попросите у кредитора выдать Вам на руки типовую форму кредитного договора, а лучше - соберите такие формы в разных кредитных организациях для выбора лучшего варианта.
* Знайте, что по закону банк должен проинформировать вас о размере кредита; полной сумме, подлежащей выплате, графике её погашения; перечне и размере платежей, связанных с несоблюдением вами условий кредитного договора.
* Сохраняйте все платёжные документы, а после погашения кредита требуйте у банка документ о том, что вы ему больше ничего не должны.