Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
«…где не чтят мёртвых, там не любят живых»
Александр Старых
Изучение родословной вернуло истории имя героического солдата.
Всякая уважающая себя дама обязательно владеет каким-нибудь рукоделием – дачница она, может быть, хорошая, или шьёт, как Марья-искусница, или блины вкусные печёт…Елена Владимировна успешно справляется со всеми этими делами. А кроме того, увлекается макраме и вяжет вещи на всю семью. Макраме, если кто не знает (многие современные женщины, увы, точно подзабыли, что это такое) - это вид рукоделия, основой которого является узелок. Первоначально он служил для соединения двух нитей. Но постепенно усложняясь, узелок приобрёл декоративное значение, и теперь с помощью узелков некоторые умелицы создают такие чудесные вещи, что они способны украсить любое жилище.
Не знаю, подсознательно ли Елена Владимировна выбрала это занятие, но только связывает она в узелки ещё и разноцветные нити человеческих судеб - родственников своих и мужа Николая Сергеевича Колесникова, имена которых давно уже канули в Лету. Результат порой выходит такой, что кто-нибудь из ныне живущей родни, услышав об очередном расследовании, обязательно хлопнет себя ладонью по лбу:
- Вона чё! Правильно, значит, покойная бабка Варвара говорила: родственники они нам! А мы-то и не знали, откудова родство…
В семейном летописном альбоме родословная двух родов – Колесниковых и Плехановых (девичья фамилия Елены Владимировны) – прослеживается до седьмого колена и заканчивается (пока!) началом XIX века. Кроме этих фамилий, вплетаются в историю семей и Жигловы, и Щетинины, и Шишулины, и Егоровы…
Началось всё, по её признанию, с того, что в 1996 году решила на свадьбу племяннику Виталию сделать особый подарок. Пришло в голову нарисовать семейное генеалогическое древо. Маленькое тогда оно вышло - в несколько веточек. Зато со временем разрослось и насчитывает теперь на своих стволах более семидесяти имён. Корни древа уходят глубоко в историю, однако изучение происхождения рода ещё только начинается, обещает Елена Владимировна. Её занятие давно переросло границы простого увлечения. Хотя, казалось бы, что удивительного можно найти в судьбах двух крестьянских родов, один из которых переселён в Оренбуржье из Самарской губернии, а другой убежал от голода из самой Украины? Заведомо нет среди предков ни графов, ни князей. Или так: была бы Елена Владимировна, например, профессиональным историком или архивистом - тогда сам Бог велел… Но в том-то и дело, что вместе с мужем, заслуженным работником ЖКХ, трудится она инженером в одной из самых «приземлённых» контор - в областной государственной жилищной инспекции - и занимается делами, далёкими от возвышенных, – вечными жалобами жильцов на протекающие краны, ржавые трубы – в общем, всем тем, что у нас называется каждому понятным лихим и безнадёжным словом «коммуналка».
А вот, поди ж ты, рассматриваешь альбом с родословной и видишь, с каким трепетом, любовью и тщанием относится исследователь к каждому имени, к каждой судьбе, как будто без этого что-то важное исчезнет из сегодняшнего семейного благополучия. А может, так оно и есть? Просто разучились мы понимать сущность глубинных процессов, из которых в прошлом склеивалось, исподволь формировалось наше настоящее? Как мы, например, сейчас своими руками творим будущее…«Ленивы мы и нелюбопытны», - горько заметил классик. «… где не чтят мёртвых, там не любят живых», - вторит ему народная мудрость. Обычные анкеты на каждого вновь найденного предка, которые Елена Владимировна заполняла в архивах («сто рублей за справку – ты с ума сошла!» - возмущались-недоумевали не только коллеги по работе, но и близкие), с помощью свидетелей или родственников, каким-то метафизическим образом превратились в потрясающие свидетельства нашей общей – такой непростой и совсем не убогой, как ни убеждают нас либеральные, глубоко не любящие Россию деятели – истории.
Вот лишь крохотные выдержки из исследования рода. «Колесников Сергей Степанович. Родился в 1930 г. в деревне Кишаловка в многодетной семье… В войну вместе со взрослыми работал в поле трактористом… Своими руками вместе с женой построил дом. Тесть Жиглов Иван научил Сергея Степановича выкладывать печи. Печи получались изящными, в них не было ничего лишнего. В их доме была русская печь. Антонина Ивановна пекла в печи хлеб и пироги. Когда в 2003 году в дом провели газ, печь разбирали с сожалением…»
И рядом судьба супруги Антонины Ивановны. «Родилась в степях Казахстана, когда семья скрывалась от раскулачивания. Работать начала рано – с 13 лет, в лесхозе… Кроме обычной регистрации брака с Сергеем Степановичем в сельсовете 17 октября 1954 г., они съездили в Бузулукскую церковь и обвенчались… Разгружала вагоны на станции, занималась воспитанием детей, помогала мужу строить дом… В 2004 г. отметили с мужем золотую свадьбу. Когда мужа не стало – сникла, потеряла жизненный стимул. Почти перестала есть, заболела. Переехала жить к дочери и в тот же год умерла».
«Степан Колесников рано остался без родителей. Его отец пел в церковном хоре, поэтому Степана прозвали «монашенком… После женитьбы переехал в д. Кишаловку в дом тестя. У них было крепкое хозяйство. В годы репрессий их хотели раскулачить, но они зарезали корову, и их раскулачивать передумали… В годы ВОВ был призван на фронт, воевал. Зимой 1942 демобилизован по ранению и контузии… В 1966 г. похоронен на деревенском кладбище. …В 1970 г. Киншаловки не стало. Но каждую Троицу на месте, где стояла деревня, собираются бывшие жители и их родственники. Накрывают столы на поляне, и за разговорами выпивают, вспоминают былое и рассказывают о настоящем…»
Если бы анкеты из семейного альбома касались только истории одного рода, то и тогда бы они имели замечательную ценность. Но есть за всем этим гораздо большее, чем просто родословная двух семейств. Своё, родное, неизбывное встаёт у каждого, кто читает бесхитростные свидетельства, добытые в архивах, в ходе переписки с ведомствами Министерства обороны, ФСБ… Если это всё чужая история, то отчего же так щемит сердце, будто родные судьбы глядят на тебя с этих с любовью оформленных страниц?
«Распалась связь времён», - с ужасом восклицает Гамлет, когда видит, как на свежей могиле его отца, датского короля, играют свадьбу вдовствующей королевы и брата усопшего и возводят пышные дворцы "новой жизни". "Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые..." Не знаю, не очень уверен в справедливости классической тютчевской формулы. Тем более что противостоит ей не менее известная: «Не дай вам Бог, жить в эпоху перемен!»
В «роковое» время жить страшно: смена эпох, разрушение привычного уклада жизни вплоть до поругания прежних святынь, возникновение новых, часто до отвратительности чуждых форм жизни… Люди теряются в непонимании: куда всё девается, почему рушится, где спасение? На юру, продуваемом ледяными ветрами истории, человек ищет опору и понимание сути происходящего. Кто-то ударяется в оккультизм и безверие, кто-то ломается под ударами судьбы и становится равнодушным и озлобленным, а кто-то пытается обратиться к истории рода. И видит тогда, что и времена хуже были, и жили беднее и страшнее, но выживали, выстаивали! И семьи не распадались, и детей не бросали, и наркоманами не становились, превращаясь в животных на глазах собственных чад. Можно позавидовать детям Елены Владимировны Константину и Ольге, которые подростками, пять лет назад, в самый разгар поисков, стали активными его участниками. Таких уроков истории в школе сейчас не преподают. А и в учебники, признаётся Елена Владимировна, пришлось залезать по уши. Иллюстрацией к коллективизации, несправедливому гонению со стороны советской власти, героическому подвигу простых людей на фронте и в тылу стали для неё и её детей судьбы родных людей, словно вышедших из смутной пелены истории, – страдавших, но не проклявших никого, растивших детей, строивших новую жизнь и тихо, по-православному, уходивших из неё – надорванные непосильной работой, израненные, измученные, но благодарившие при последнем вздохе Бога и просившие прощения у тех, ради которых они и положили жизни и судьбы.
Описывая судьбу своего деда Ивана Михайловича Плеханова, погибшего в бою в 1942 году у деревни Соболи Тверской области, Елена Викторовна, не имея точных данных, бросается изучать историю тех сражений.
- Анализируя место гибели и исторические события, делаю вывод, -пишет Колесникова, - что Иван Михайлович, возможно, участвовал в следующих операциях… И далее перечисляет, как заправский историк:
- Калининская наступательная операция, Сычёвско-Вяземская, Ржевско-Сычёвская…
Имя Ивана Плеханова изначально выбито на одной из гранитных стел городского мемориала на площади Победы у Вечного огня в Орске. А вот имя другого деда – по материнской линии – Ильи Фёдоровича Егорова его внучка вернула, можно сказать, из небытия. Не то чтобы совсем не знали о фронтовике при жизни, но оказалось после смерти, что в военкомате, откуда пацаном уходил Егоров на фронт, таковой среди призывавшихся не числился. Пришлось начинать самостоятельный поиск. Из Центрального архива Министерства обороны РФ получила Елена Владимировна справку о том, что дед воевал храбро и был награждён медалями «За боевые заслуги» и «солдатским орденом» «За отвагу». Недавно семья Колесниковых получила ответ военкома, что имя солдата будет включено в «Книгу памяти Челябинской области».
Спорят сейчас во все лопатки, какими должны быть школьные учебники по истории страны - и толерантными-то, и антисталинистскими, и по-новому отражающими предшествующие события. «Всё по-новому да по-новому, а когда же по-доброму?» - вздохнёт иной раз наш народ. Родословные альбомы, подобные тем, который составляет Елена Владимировна с детьми, ценнее любого учебника уже тем, что рассказывают историю не учёные профессора с той горы, откуда очередной ветер дует, а родные люди, связанные с тобой общей кровью, на которой и взошло это самое родовое древо. Жаль только, что такие уроки случаются далеко не в каждой семье.