Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Как просьбе быстрее дойти до Бога?
- Многие воспринимают паломничество как разновидность современного туризма, но на духовной основе. Но ведь истории возникновения понятий «паломничество» и «туризм» разные?
- Многие воспринимают паломничество как разновидность современного туризма, но на духовной основе. Но ведь истории возникновения понятий «паломничество» и «туризм» разные?
- Безусловно. Это разные понятия. Замечу, туризм как массовое явление начал активно развиваться только последние сто лет. Христианское паломничество зародилось в I веке после Рождества Христова и с тех пор является составной частью религиозной жизни. В православии и в целом в христианстве оно получило широкое распространение в начале IV века, после того как вышел в свет Нантский эдикт святого равноапостольного императора Константина Великого. На основании этого решения императора Константина христианство было легализовано, прекратились гонения на верующих. Святой император Константин и его мать святая императрица Елена предприняли самое важное, что было сделано в паломничестве за все две тысячи лет, – восстановление и мемориализацию святынь, связанных с земной жизнью Господа нашего Иисуса Христа. Тогда в Иерусалиме появился храм Гроба Господня, в Вифлееме – храм Рождества, тогда же был обретён Святой Животворящий Крест Господень. С этого момента начинается история массового паломничества к святыням Палестины, которое продолжается и по сей день. Именно туризм перенял и структуру, и опыт организации поездок у паломников, а не наоборот, как это сейчас пытаются представить некоторые специалисты в туристической сфере.
- Чем же все-таки паломничество отличается от туризма?
- Если иметь в виду, что туризм – это прежде всего путешествие с целью отдыха, обучения, лечения и так далее, то паломничество – это напряжённая духовная работа, молитва и богослужения. Иногда оно сопряжено с чисто физической работой – трудникам (так называют этих паломников) приходится выполнять её в святых местах. Повторюсь: паломничество – это часть религиозной жизни каждого верующего человека. В старину паломников называли странниками, поклонниками и богомольцами. Когда они возвращались со Святой Земли и привозили с собой пальмовые ветви, их стали величать пальмовниками. Потом это слово трансформировалось в современное «паломник». Мне кажется, что религиозная сторона паломничества неверно воспринимается людьми, особенно недавно вышедшими из атеистического прошлого. И в этом главная ошибка тех, кто считает паломничество разновидностью туристической деятельности.
- Вы упомянули так называемый религиозный туризм. А что это такое? И как к нему относится Православная Церковь?
- Русская Православная Церковь всегда поддерживала и поощряла религиозный туризм, считая, что с его помощью человек может сделать свой первый шаг к храму. Такой турист, приезжая к святым местам, в частности на Святую Землю, в Иерусалим, не принимает участия в богослужениях. Он изучает, познаёт историю и культуру христианской религии, любуется красотой архитектурных форм, иконами, декоративным оформлением соборов и храмов, произведениями ювелирного искусства и другими внешними атрибутами веры.
- А сочетание паломничества и туризма вообще возможно?
- Во всяком случае – не возбраняется. Мы считаем, что паломничество и отдых совместимы, но в последовательном цикле. Сначала человек, если нужно, постится, потом молится, принимает участие в богослужениях, выполняя взятую на себя духовную работу. А затем он может и отдохнуть – например, в поездке по религиозному маршруту, в том или ином благодатном месте. Это совершенно нормально.
- В религиозном туризме могут участвовать люди разных вероисповеданий?
- Безусловно. Православные христиане могут побывать, например, в религиозных местах мусульманского или буддистского мира, посетить Таиланд, Лаос, Непал, Индию, Китай, познакомиться со всеми мировыми религиями и их культурой.
- А как относится к этому Русская Православная Церковь?
- Наша церковь этот вопрос не регламентирует. Это является личным делом каждого. Если человеку в силу его любознательности, работы или отдыха нужно быть в стране, где преобладает другая религиозная традиция, церковь ему не препятствует.
- Зачем люди отправляются в паломничество?
- Считается, что в святом месте просьбы и молитвы быстрее доходят до Бога. И более явственно. Поэтому паломничество притягивает тысячи, миллионы людей. Koгда обращаешься к святыне, ощущаешь особую близость со Спасителем. Очень важно, что человек во время паломничества несёт в своём сердце, насколько он искренен. Если он приходит только ради любопытства, это не паломничество. А если с трепетной молитвой, просьбой, исходящей от самой души, с верой, человек получает в святом месте особую Божию благодать.
- Человек некрещёный, неверующий может участвовать в паломнических поездках?
- Бывают случаи, когда в паломническую группу попадают невоцерковленные и даже некрещёные люди. Но с ними работают, им помогают священники, которые, как правило, всегда есть в составе паломнических групп. Но я уже говорил, паломничество – дело трудное. Это не отдых и не туризм. Неверующий человек может и не выдержать такой поездки. Только с верой в Бога можно паломничать, в противном случае ничего не получится. Если человек находится на пути к храму, то такая поездка приближает его к вере. Ведь кроме тяжёлого духовного труда паломничество приносит огромную радость. Люди возвращаются цветущими, довольными, радостными. Они излучают яркий свет, энергию, благодать, которую черпают в святых местах на всю жизнь, и как бы дарят её другим людям.
- Какие святые места и православные достопримечательности в нашей стране и за рубежом Вы могли бы порекомендовать начинающим паломникам?
- Я бы не стал высказывать какие-то общие рекомендации, ведь паломничество – это веление души. Каждый выбирает для себя, куда и когда он хочет поехать самостоятельно или советуясь со своим духовным отцом. Ограничений никаких не существует. Конечно, храм Гроба Господня в Иерусалиме – величайшая святыня для христиан всех конфессий. Поэтому его посещение – особое событие для любого паломника. Но и в России есть замечательные места. Паломничество к своим родным святыням не менее значимо, чем поездка к Святой Земле. Например, Троице-Сергиева лавра или Киево-Печерская лавра, откуда пошла монастырская жизнь по России. Практически в каждом российском регионе существует немало православных реликвий и мест, достойных внимания верующих. И за границей их довольно много. Помимо традиционных мест, таких, как Иерусалим, хотел бы обратить внимание на Египет, незаслуженно забытый паломниками, где долгое время пребывало Святое семейство – Иисус Христос и Пресвятая Богородица. Отсюда, с Синайского полуострова, вышли много святых, почитаемых христианами до сегодняшнего дня. Кроме того, я добавил бы бесчисленные христианские святыни в Италии, в частности в городе Бари, где находятся мощи святителя Николая Чудотворца. Безусловно, множество святынь в Греции, на Балканах – в Сербии и Черногории, а также в Болгарии, Румынии, Турции. Центров Всемирного Православия много, к ним можно отнести святыни в соседних с нами странах – Украине, Белоруссии, Грузии.
Беседовал Николай КАЗАНЦЕВ.