Новости
В период зимнего этапа акции, который продлится до 1 марта 2025 года, запланировано проведение мероприятий, направленных на профилактику несчастных случаев с несовершеннолетними в зимний период.
Напомним, на голосование представлено 25 объектов из разных регионов Приволжья, в их числе Музей истории Оренбурга. Об этом сообщает областное Правительство. В списке достопримечательности, которые имеют культурную и историческую значимость не только для местных жителей, но и для всей страны: известные памятники, музеи, театры, университеты, мосты. Предложенный перечень составлен на основании мнения экспертов Консультативного совета по банкнотам.
2 декабря, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» выполняют:
По информации коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис», сегодня, 29 ноября, выполняются следующие виды работ:
В настоящее время на праздничной локации смонтированы деревянные домики маркета еды, которые будут предлагать гостям угощения и напитки.
«Недопетых песен полный том…»
Чтобы дождик омывал калину,
И алела родина моя…
Наряжу я розами долину,
Чтоб гремела песня соловья.
Никому моей большой отчизны
Не отдам я ни за что вовек!
И порог высокой этой жизни
Не преступит чуждый человек.
Дмитрий Морской (1897–1956)
Чтобы дождик омывал калину,
И алела родина моя…
Наряжу я розами долину,
Чтоб гремела песня соловья.
Никому моей большой отчизны
Не отдам я ни за что вовек!
И порог высокой этой жизни
Не преступит чуждый человек.
Дмитрий Морской (1897–1956)
Оренбургский печатный дом «Димур» выпустил уникальное издание – двухтомную антологию «Долгие вёрсты войны», «Утро Победы». Книга издана на средства Правительства Оренбургской области в рамках празднования 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Составителем сборника выступил наш бессменный литконсультант Геннадий Фёдорович Хомутов, руководитель областного литобъединения имени В.И. Даля.
Чем же так интересна эта книга? В первый том антологии — «Долгие вёрсты войны» — вошли повести, рассказы, стихотворения, очерки, воспоминания, солдатские дневники оренбургских писателей-фронтовиков, участников Великой Отечественной… Подобные сборники выходили и раньше, но менее объёмные. Здесь же представлены имена (всего их тридцать девять), подавляющее большинство которых основной массе современных читателей неизвестны, а добрая половина никогда нигде не печаталась.
— В народе среди литераторов-героев широко известен лишь Муса Джалиль. А это несправедливо, ведь на нашей земле родились и жили прозаики Иван Бражников, Владимир Карпов, лётчик Степан Прутков, герой войны и труда Юрий Бондарев, Павел Фёдоров, Григорий Коновалов, поэт Дмитрий Морской… И они, и все остальные оренбуржцы, представленные в сборнике, заслуживают нижайшего поклона и публикации, — сказал работавший над сборником Геннадий Хомутов. (Кстати, на презентации двухтомника было сказано, что Хомутов заслуживает внеочередной «Оренбургской лиры» только за работу над этой книгой.)
Никто из авторов не родился солдатом. И не все родились писателями. Пережитое заставило взяться за перо…
«…Да, я их всех слышу, вижу, чувствую дыхание бодрствующих и безмятежно спящих, как если бы грелся сейчас с ними возле костра в осенних Карпатах, — вспоминает о погибших товарищах Юрий Васильевич Бондарев (р. 1924). — Позднее оплаканные мною вызывают во мне родственную, какую-то новую любовь и тоску, такую сладкую и невыносимую, что уже не сомневаюсь: после той великой войны я остался совершенно один на свете и скоро, очень скоро приду к ним, сяду около костра, но в том, другом мире вряд ли услышу их голоса, увижу их лица, тот придорожный костёр…»
Здесь есть рассказы Героя Советского Союза Степана Пруткова (1911–1978), воспоминания о фронтовом детстве Ларисы Кузнецовой (р. 1927), выдержки из военного дневника Гатуллы Махмутова (1920–1995), стихи Бориса Карпенко (р. 1912), Леонида Ерёменко (р. 1924), Алексея Горбачёва (1919–1997), Александра Возняка (1914–1969) и ряда других поэтов, носивших погоны… Достойно укомплектованному первому тому явно не хватает одного: краткой биографии каждого из представленных здесь авторов.
Вообще, книга вызывает двойственные чувства. С одной стороны, гордость за земляков и радость от того, что нам с вами выпал шанс познакомиться с их творчеством (ведь даже самые слабые их произведения – бесценное наследие для читателя-патриота). С другой — горько становится и даже как-то неловко от таких, например, строк поэта Петра Данилова (1914–1999):
«… Дети – где-то, своими семьями.
Внук на хрупкость мою глядит:
Может, этими днями осенними
Дед полуторку освободит?..
Всё редеют ряды наши тесные,
Полны кладбища ветеранами,
Но не мучают раны телесные,
Мы гнетёмся душевными ранами».
Чем сегодня мы можем ответить героям? «Утро Победы» — так составитель озаглавил второй том антологии, в который вошли произведения потомков – современных оренбургских авторов, посвящённые великой войне и подвигу советских воинов. Пятьдесят восемь авторов, произведения которых – стихи, рассказы, очерки и песни – неоднократно публиковались в журналах, газетах, сборниках и песенниках, а значит, выдержали проверку временем.
Второй том открывается стихотворениями главного редактора газеты «Оренбургская неделя» Александра Аверьянова, а закрывается – очерком ответственного секретаря «Вечёрки» Юлии Щербининой «Моя Германия».
«Лето 1980 года. Олимпийские игры. Смерть Высоцкого. И наш отъезд в Германию почти сразу же после моего дня рождения (мне исполнилось шесть лет). Ощущение волнения и лёгкого страха: как жить среди фашистов?» — пишет Юлия Щербинина. Очень тёплые и уютные воспоминания о детстве, проведённом в немецком городе Плауэне, сглаживают общий, трагический и воинственный, настрой антологии, напоминая читателю о толерантности и мире.
Но всё же отдана немалая дань жертве уходящего поколения ветеранов.
«— Бог во мне! – дед стучал в медали,
В День Победы хватив немного.
— Сам я Бог!..
Но когда скандалил,
Был совсем не похож на Бога.
Дед рассказывал про Победу,
Я ж, учёный начальной школой,
Знал, что Бога и в деде нету,
И не знал ещё про осколок…»
(Александр Бурцев)
Осколок снаряда, навеки врезавшийся в сердце, – замечательная метафора страшных воспоминаний, терзающих и возвышающих одновременно! Передастся ли осколок по наследству иным поколениям, которые будут знать о Великой Отечественной по фильмам и хрестоматиям – уже не по рассказам очевидцев? Время покажет. Ну а двухтомник уже сейчас работает на эту бессмертную память.