Новости
В период зимнего этапа акции, который продлится до 1 марта 2025 года, запланировано проведение мероприятий, направленных на профилактику несчастных случаев с несовершеннолетними в зимний период.
Напомним, на голосование представлено 25 объектов из разных регионов Приволжья, в их числе Музей истории Оренбурга. Об этом сообщает областное Правительство. В списке достопримечательности, которые имеют культурную и историческую значимость не только для местных жителей, но и для всей страны: известные памятники, музеи, театры, университеты, мосты. Предложенный перечень составлен на основании мнения экспертов Консультативного совета по банкнотам.
2 декабря, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» выполняют:
По информации коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис», сегодня, 29 ноября, выполняются следующие виды работ:
В настоящее время на праздничной локации смонтированы деревянные домики маркета еды, которые будут предлагать гостям угощения и напитки.
«Немало положено трудов, чтобы актёры заслужили одобрение»
Татьяна Судоргина
«Длинная вереница гастролёров, антрепренёров и артистов»
Нередко в местной дореволюционной прессе, наряду с рецензиями на спектакли появлялись публикации о представителях театрального сообщества. Хроникёр «Оренбургского листка» в 1889 году свидетельствовал: «Выстрел в господина Вайермана (смотрителя городского театра), произведённый в театральном маскараде актёром С., продолжает усложнять городские толки, резко делящиеся на два тона. Есть же, однако, золотая середина, которая заключается в следующем изложении факта, основанном на расспросах свидетелей события.
Татьяна Судоргина
«Длинная вереница гастролёров, антрепренёров и артистов»
Нередко в местной дореволюционной прессе, наряду с рецензиями на спектакли появлялись публикации о представителях театрального сообщества. Хроникёр «Оренбургского листка» в 1889 году свидетельствовал: «Выстрел в господина Вайермана (смотрителя городского театра), произведённый в театральном маскараде актёром С., продолжает усложнять городские толки, резко делящиеся на два тона. Есть же, однако, золотая середина, которая заключается в следующем изложении факта, основанном на расспросах свидетелей события.
Актёр С. во втором часу ночи, заступаясь за какого-то упрямого посетителя, без билета вошедшего на маскарад, оскорбился грубым будто бы замечанием Вайермана (отставной унтер-офицер из евреев) и дал смотрителю театра пощёчину. Произошёл обмен любезностями, столь свойственными нашим безобразным маскарадам. Но актёр ответной пощёчины от Вайермана не стерпел. Он удалился в уборную, взял свой револьвер, зарядил его и, встретив на лестнице Вайермана, сделал в него выстрел в упор. Финал известен. Актёра свезли под арест, а Вайерман лежит с пулей в груди.
Резкая до дикости расправа актёра вызывает бесконечные толки и в ту и в другую сторону. Одни находят, что «жид» за нахальство не мог не потерпеть возмездия со стороны молодого актёра. Другие находят, что «жид» тут ни при чём, и личностью человека играть никак нельзя, тем более человека семейного и бедного труженика. А потому не только жалеют Вайермана, но и оправдывают его действия, так как с пьяными сапожниками, посещающими маскарад, нет никакой другой справы, кроме увода силой, а по своему служебному положению в театре Вайерман имел право требовать от посторонних невмешательства в его действия!
Надо отметить, что Вайерман издавна предан театральной службе и ухитрялся служить одновременно и городу, и антрепренёру в качестве смотрителя, гардеробщика, кассира, ламповщика, бутафора – так что действительно выглядел «хозяином» театра. На службе театру он прожил своё состояние, помогая ссудами прогоревшим антрепренёрам и актёрам»…
Согласно сохранившимся документам, Илья Абрамович после случившегося не оставил оренбургский театр. В 1915 году «Оренбургская газета» сообщала: «По установившемуся обычаю ежегодно в понедельник на Масленице бывает бенефис смотрителя городского театра И.А. Вайермана. Обычай этот остаётся в силе и в нынешний тяжёлый год – состоится бенефис Ильи Абрамовича.
Бенефициант до такой степени сроднился с нашим театром, что трудно и представить себе таковой без него, а потому и традиционный ежегодный бенефис его является до некоторой степени театральным событием. Илья Абрамович прослужил при нашем театре около сорока лет. Он представляет собой живую хронологию нашего театра: он превосходно помнит длинную вереницу гастролёров, антрепренёров и артистов, побывавших на нашей сцене, и в разговоре может передать что-нибудь интересное о многих из них.
К чести Ильи Абрамовича надо отнести его услужливое, умелое отношение к публике всех рангов, благодаря чему в нашем театре никогда не бывает никаких недоразумений – частое, обычное явление во многих театрах.
Нельзя обойти молчанием и отношение Ильи Абрамовича к местным любительским кружкам. Он во всякое время готов помочь им всем, что только находится в распоряжении, и сделать всё, что только в силах сделать»...
«Роль дочери купца играл юнкер Любомирский»
Оренбургские журналисты прошлого оставили для нас довольно много сообщений о деятельности тех самых любительских театральных объединений, которым помогал И.А. Вайерман. Познакомимся с некоторыми из них.
Воспитанники оренбургского казачьего юнкерского училища в конце ХIХ столетия, как писал современник, подготовили спектакль: "Поставлена комедия в 4-х действиях Островского "Правда хорошо, а счастье лучше". Зрительная зала была художественно декорирована флагами, что при массе портретов и гравюр, изображающих достопамятные события из военной истории, представляло в совокупности восхитительную картину.
В спектакле принимали участие исключительно юнкера под руководством младшего офицера подъесаула В.П. Водопьянова. Он же украшал сцену и рисовал декорации. Комедия прошла дружно. Весьма обдуманно проведена роль Мавры Тарасовны Барабашёвой (юнкер Лосев), роль няньки Фелицаты умело и с оживлением провёл юнкер Чернышёв. Остальные действующие лица были также весьма удачно изображены: роль дочери купца Поликсену играл юнкер Любомирский, конторщика Платона - юнкер Карпов, мать его Пелагею Григорьевну – юнкер Свешников.
Немало было положено трудов, чтобы юные актёры заслужили горячее одобрение присутствующих. Зрители наградили дружными аплодисментами актёров, а также и руководителя их».
В январе 1910 года в местной прессе появилась информация: «В 241-м Орском резервном батальоне целая группа офицеров решила регулярно каждый месяц ставить 3-4 солдатских спектакля. Действующими лицами явятся исключительно нижние чины батальона. Декоратором приглашён незаменимый артист художник Хохлов, который уже много поработал для солдатской сцены. Дирекция городского театра, идя навстречу столь симпатичному начинанию, разрешила устроителям пользоваться её гардеробом и декорациями».
Чуть позже оренбуржцев известили: «В зале офицерского собрания состоится первый спектакль вновь реформированного кружка любителей. Пойдут три вещицы: «Предложение» Чехова, «Письмо из деревни» Гриневской и «Жена напрокат».
«Группой служащих железной дороги поставлена пьеса»
В Народном доме (находился на месте нынешнего театра музыкальной комедии. - Т.С.) зимой 1908 года состоялся спектакль с благотворительной целью, анонсируя который корреспондент «Оренбургской газеты» подчёркивал: «Группой любителей служащих Ташкентской железной дороги будет поставлена пьеса Гауптмана «Потонувший колокол». Сбор пойдёт на усиление фонда, открытого попечительницей оренбургской железнодорожной больницы Екатериной Ивановной Штукенберг (супруга начальника железной дороги. - Т.С.) для выдачи пособий увечным и нуждающимся больным, не имеющим право на пособие из казны. Пьеса носит мистический характер. Автор бичует людское суеверие. Написаны новые декорации, световые эффекты, быстрые превращения, гномы, эльфы, летающие совы, блуждающие огни, ведьмы и т.д.».
Позднее стало известно, что «данный любителями драматического искусства спектакль прошёл с выдающимся успехом, как в сценическом, так и в материальном отношениях. Декорации, костюмы, световые эффекты были более чем удовлетворительны. Зрительный зал был полон. Присутствовали преимущественно железнодорожные служащие. Сбор дал валовую выручку – 458 рублей, буфет чайный – 35 рублей. За вычетом расходов в пользу фонда для оказания помощи увечным и неимущим больным железнодорожной больницы поступит около 250 рублей».
На достигнутом железнодорожники не остановились. Представитель «Оренбургской газеты» в 1910 году писал: «несколько лет тому назад у нас в Оренбурге функционировало общество любителей музыкально-драматического искусства. Кружок с успехом устраивал в помещении общественного собрания (теперь здание на ул. Советской, 17, переданное театральному факультету Оренбургского института искусств имени Леопольда и Мстислава Ростроповичей. - Т.С.) спектакли и музыкальные вечера. Но волею судеб, как всякое благое дело, кружок окончил своё существование, оставив на произвол судьбы заведённое с большим трудом имущество. Два года назад небольшая группа железнодорожников вздумала возобновить деятельность музыкально-драматического кружка и с этой целью принялась за выяснение драматических сил путём рассылки опросных листков. Желающих откликнулась масса, но инициаторам пришлось столкнуться с некоторыми непредвиденными обстоятельствами. Относительно имущества поиски оказались тщетными, а общественное собрание относительно помещения предложило почти невыполнимые условия.
При массе железнодорожных служащих в Оренбурге столь благое начинание, как музыкально-драматический кружок, могло бы с успехом осуществиться. Инициатива открытия музыкально-драматического кружка служащих Ташкентской железной дороги всецело принадлежит тем железнодорожникам, которые своими многолетними трудами на сценах Народного дома, общественного и военного собраний приобрели некоторую известность в Оренбурге. Нет никакого сомнения в том, что железнодорожное начальство к осуществлению такого начинания отнесётся не только с сочувствием, но и окажет помощь, заключающуюся на первых порах в разрешении устраивать вечера в казённых помещениях…»
«Устраивается благотворительный спектакль»
Наши предки в начале ХХ века имели возможность оказать помощь тем, кто в ней нуждался, посетив на выбор несколько театральных постановок. Например, в 1908 году оренбуржцев приглашали: «В.А. Вишневской устраивается в городском театре благотворительный спектакль, половина чистого сбора с которого поступит в пользу благотворительного общества при Римско-Католической церкви». Представлена будет известная драма Потехина «Нищие духом». По окончании спектакля - дивертисмент»; «Почётной попечительницей женской частной гимназии О.И. Эверсман устраивается благотворительный спектакль «Красное солнышко» - оперетта в 3-х действиях. Сбор поступит в пользу недостаточных учениц частной женской гимназии госпожи Карповой»; «В пользу общества вспомоществования учащим и учившим в начальных училищах Оренбургской губернии представлена будет пьеса в 3-х действиях «Нравственные устои». Сбор со спектакля поступит на усиление капитала на приобретение дома под устройство общежития учительских детей (живущих в настоящее время по частным квартирам), содержание детей, учащихся в различных учебных заведениях города».
В зале общественного собрания тогда же состоялся благотворительный спектакль, организованный супругой городского головы З.Д. Кузьминой. В газетах сообщалось: «Сбор в пользу санитарно-благотворительного попечительства, 20% чистого сбора пойдёт в пользу недостаточных учениц городской женской гимназии. Ставится «Счастье на целый год» и «Хорошенькая конторщица» - одноактные пьесы. В дивертисменте примут участие артисты русской оперы. Впервые будет показана лондонская новинка – соединение жизни с кинематографом. Действие пьес будет сопровождаться демонстрированием картин кинематографа господина Чаринова. Обильная и разнообразная программа, а главное – симпатичная цель спектакля, дают право надеяться, что всегда отзывчивая на нужды ближнего оренбургская публика посетит этот вечер».
Председатель правления оренбургской детской летней санатории доктор М.М. Кенигсберг в 1910 году через «Оренбургскую газету» выразил «глубокую признательность и благодарность всем, посетившим спектакль, устроенный в городском театре в пользу санатории, – жертвователям, артистам и вообще всем лицам, способствовавшим материальному успеху спектакля». Чистый доход составил тогда около 500 рублей (по ценам того времени килограмм мяса первого сорта стоил от 15 до 25 копеек. – Т.С.)