Новости
В период зимнего этапа акции, который продлится до 1 марта 2025 года, запланировано проведение мероприятий, направленных на профилактику несчастных случаев с несовершеннолетними в зимний период.
Напомним, на голосование представлено 25 объектов из разных регионов Приволжья, в их числе Музей истории Оренбурга. Об этом сообщает областное Правительство. В списке достопримечательности, которые имеют культурную и историческую значимость не только для местных жителей, но и для всей страны: известные памятники, музеи, театры, университеты, мосты. Предложенный перечень составлен на основании мнения экспертов Консультативного совета по банкнотам.
2 декабря, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» выполняют:
По информации коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис», сегодня, 29 ноября, выполняются следующие виды работ:
В настоящее время на праздничной локации смонтированы деревянные домики маркета еды, которые будут предлагать гостям угощения и напитки.
Зачем в школе убивают гномов?
Впереди ещё целая учебная четверть, а в школах родителям уже объявили о необходимости покупки учебников на следующий учебный год. Причём пособия, купленные в сентябре, уже могут оказаться негодными, и родителям придётся снова раскошеливаться. Кто регулирует программы? Почему школьные учебники нельзя, как прежде, передавать «по наследству»?
Впереди ещё целая учебная четверть, а в школах родителям уже объявили о необходимости покупки учебников на следующий учебный год. Причём пособия, купленные в сентябре, уже могут оказаться негодными, и родителям придётся снова раскошеливаться. Кто регулирует программы? Почему школьные учебники нельзя, как прежде, передавать «по наследству»?
В каждой школе свой учебник
На днях позвонила подруга и попросила помощи: пятеро взрослых с высшим образованием решали весь вечер задачку для третьего класса, которая так и не далась. Увы, помочь и я не смогла. Возник вопрос: а кто вообще пишет учебники для наших детей?
— Каждый раз, когда учу с ребёнком уроки, не перестаю удивляться, как можно так запутать самое простое понятие? — возмущается Ольга Рязанова, мать четвероклассницы из 72-й школы. — Условие изложено так, что до смысла добраться невозможно.
Другие родители, напротив, удивлены примитивностью школьных изданий. Вот, к примеру, задачка для первоклашки: «По двору гуляли петух и курица. У петуха две ноги, у курицы четыре. Сколько ног гуляло по двору?» Ещё один пример из учебника по ОБЖ: «Если на вас нападают в помещении, возьмите стол и наносите тычковые удары ножками стола или размашистыми движениями расчищайте путь к выходу». Помимо «грамотных» советов и незатейливых задач в современных учебниках часто встречаются ошибки, опечатки и просто откровенные ляпы. Авторы путают даты рождения и смерти великих людей. В одном из учебников Лермонтова окрестили Юрием Михайловичем, Индию — материком и т.д. Многих ввела в ступор «добрая» задачка для вторых классов. Начинается она так: «10 гномов приговорены к смерти. Но им дали последний шанс на спасение…» Пару лет назад в одном из пособий по немецкому языку можно было встретить достаточно откровенную деталь из жизни немецкого подростка. В переводе фраза звучала так: «Мне четырнадцать лет, с родителями поссорилась, ушла жить к сирийцу». Удивительно, но эта литература входила в каталог учебников для начальной и средней школы и выходила под грифом «рекомендовано» Минобразования России. Ситуация с тех пор мало изменилась. По неофициальным данным, около 80 процентов школьных учебников выходят с ошибками. По мнению местных педагогов, причина — в спешном издании.
— Раньше до широкого внедрения нового учебника его несколько лет «обкатывали» как экспериментальный, и только после этого он появлялся в общих списках, — рассказывает учитель начальных классов городской школы №25, руководитель методического объединения учителей начальных классов Южного округа Роза Сафина, имеющая 46-летний педагогический стаж. — В образовании был единый стандарт. Сегодня в школах десятки школьных программ, и к каждой — свой комплект учебников. Авторов сотни!
Издательские издевательства
Понятно, что издавать макулатуру тоннами кому-то должно быть выгодно. В массовых тиражах и прибылях заинтересованы как авторы, так и сами издатели.
— У меня двое детей. Один в третьем классе, другой — во втором, — рассказывает горожанка Елена Долгова. — Учатся они по одной и той же программе. Но мы каждый год вынуждены покупать новые книги и пособия: учебники меняются ежегодно!
Интересно, что разработать программу, написать и издать новый учебник может практически любой педагог. Достаточно убедить редакционную коллегию издательства в «жизненной необходимости», «научной свежести» своего пособия и дождаться от Министерства образования и науки страны заветного «допущено». Чем больше программ, тем больше выбор у учителя. С одной стороны, это хорошо, с другой — ещё одна проблема. Согласно Закону РФ «Об образовании», каждый педагог вправе сам выбирать методику обучения и воспитания, учебных пособий и материалов в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением.
А теперь давайте посчитаем, в какую сумму родителям обходятся ноу-хау образования: комплект для начальной школы стоит в среднем от 1,5 до 2,5 тысячи рублей. Учебники для среднего звена — почти в два раза дороже. В зависимости от класса каждому ученику требуется от 12 до 15 школьных книг. Стоимость каждой варьируется от 200 до 300 рублей. Приобрести комплект (без учёта атласов, контурных карт и прочих дополнительных пособий) можно за 2,4–4,5 тысячи рублей. И это при том, что перекупить учебники у других классов невозможно: учитель требует новой редакции издания, в котором абсолютно ничего не совпадает со старым! Недавно было принято решение о том, что над учебниками для следующего учебного года будут работать теперь всего тридцать издательств (ранее их было пятьдесят). Тем не менее количество выпускаемых книг продолжает расти. В конце прошлого года был опубликован проект Федерального перечня учебников на 2010-2011 учебный год. Количество наименований в сравнении с 2009-2010 годом увеличилось почти на 150 (с 1303 до 1451), а значит, о качестве изданий и стоимости комплектов можно не говорить. Контролировать содержание такого объёма информации практически невозможно.
К единому знаменателю
Прийти к единому стандарту в образовании школьников сегодня практически невозможно.
— Мы можем лишь посоветовать муниципальным образовательным учреждениям более доступные программы, — комментирует начальник отдела общего образования и инспектирования городского Управления образования Софья Гельфонд. — Последнее слово всегда остаётся за руководством школы и за педагогом. Сегодня учитель, исходя из своего опыта и навыков, может работать абсолютно по любой программе. Главное условие – наличие сертификации.
Ещё одна причина разногласий в процессе образования — появление гимназий, лицеев и частных школ. Статус заведений поддерживается сложными программами. Многим детям этот уровень оказывается не под силу, но и перевод в обычную школу скажется на его успеваемости: там занимаются по совершенно другой программе!
— В начальной школе мы ещё стараемся как-то координировать выбор педагога, — поясняет Р.Ф. Сафина. — Поэтому около 70 процентов детей занимаются по программе «Гармония». Обучение по этой методике сегодня можно встретить в каждой оренбургской школе. Она очень неплохая, но теряет свой смысл, не имея продолжения в среднем звене. Однако учителя-предметники, под чьё попечение попадают пятиклашки, отказываются по ней работать, ориентируясь на собственный выбор. В Москве отчасти эту проблему удалось решить. По рассказам оренбургских педагогов, работать в столице легче благодаря негласному ограничению школьных программ. Контроль осуществлять проще, а значит, и переписывать учебники будут реже.
Сегодня в областном центре большая часть младших школьников занимаются по программе «Гармония». В оренбургских учебных заведениях практикуются также программы обучения по программам Занкова, Эльконина-Давыдова, «Школа России–2000», «Школа России–2100»…
Комментирует Председатель Оренбургского городского Совета, Секретарь Политсовета ОРО Партии «Единая Россия» Андрей Шевченко:
-В 1992 году Закон «Об образовании» закрепил за учителем право на применение разнообразных методик и средств обучения, в том числе и учебников. Тем самым в школе открылся шлюз для учебных материалов с разной идеологией, но и с разным качеством. Начиная с 2003 года, реформа учебного книгоиздания получила немало новых импульсов. В итоге пришли к тому, что сегодня ответственность за то, что написано в учебнике, Министерство образования и науки РФ уже не несёт. Его чиновники совершают некий формальный акт – формируют список книг, получивших два положительных заключения. Эти оценки дают Российская академия наук, которая оценивает научную и методическую составляющую учебника, и Российская академия образования, которая проверяет учебник на соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. Вопрос качества образования лежит не только в содержательной плоскости, но и в управленческой. К примеру, учебные пособия рекомендует к изданию Министерство образования и науки РФ, отвечающее за стандарты образования. Но контроль за соблюдением этих стандартов — например, при выдаче лицензий средним учебным заведениям или при их аккредитации, с начала 90-х является полномочием региональных органов управления. Таким образом, федеральное министерство в течение полутора десятилетий не контролирует в полной мере качество образования в средней школе просто потому, что у него нет необходимых инструментов контроля. Проблема в том, что повлиять на ситуацию на местном уровне невозможно – у нас нет полномочий. Именно поэтому мы при каждом удобном случае поднимаем вопрос через наших депутатов в Госдуме, через «Единую Россию». Так поступают представители многих муниципальных образований, и результаты есть. В их числе национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». 2010-й объявлен Годом учителя, и с этого года в России должны быть окончательно введены новые государственные образовательные стандарты. В разработке новой модели участвовало большое количество представителей вузовского и академического сообщества, а также бизнеса. Говоря о качестве образования, невозможно не затронуть тему введения новых предметов. На данный момент в школах 18 пилотных регионов России вводят курс «Духовно-нравственное воспитание», который включает выборные дисциплины по истории одной из мировых религий, общий курс религиоведения и основы светской этики. Чем не первый шаг к выстраиванию новой эффективной системы образования? На мой взгляд, нам просто необходимы предметы, дающие правильные жизненные ориентиры. Будущее любой страны определяется за школьной партой, и государство обязано защитить Россию от «убийства гномов», привить новому поколению национальную идею и в конечном итоге вырастить мощный интеллектуальный потенциал.