Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Из песни рубль не выкинешь
По всей России, в том числе и в Оренбурге, проводятся проверки на предмет нарушения авторских и смежных прав. Организации, развлекающие посетителей музыкой, должны делать отчисления авторам за каждую прозвучавшую песню. Или же – специальной организации, которая за определённое вознаграждение берёт эти заботы на себя. Однако таких инстанций несколько - Российское авторское общество, Российская фонографическая ассоциация, Российское общество по управлению правами исполнителей и другие, - а потому разобраться, кому и сколько платить законопослушному гражданину, весьма сложно.
По всей России, в том числе и в Оренбурге, проводятся проверки на предмет нарушения авторских и смежных прав. Организации, развлекающие посетителей музыкой, должны делать отчисления авторам за каждую прозвучавшую песню. Или же – специальной организации, которая за определённое вознаграждение берёт эти заботы на себя. Однако таких инстанций несколько - Российское авторское общество, Российская фонографическая ассоциация, Российское общество по управлению правами исполнителей и другие, - а потому разобраться, кому и сколько платить законопослушному гражданину, весьма сложно.
Недавно районные прокуратуры города проводили проверку ресторанов по обращению ООО «Российское авторское общество». Выяснилось, что у некоторых из них были договоры с другими организациями. Каждая из них, в том числе и «РАО», тем не менее уверяла, что по-настоящему аккредитована только она и платить надо только ей. В итоге запутались и нарушители, и проверяющие.
- У нас возникло много вопросов, на которые «РАО» так и не дало разъяснений, - говорит помощник прокурора Дзержинского района Галина Симонова. – На каком основании, например, они требовали заключения договоров именно с ними? Почему организации торгуются, как на рынке, и предлагают скидки на использование интеллектуального труда других людей? Пока в сфере защиты авторского права существует такая неразбериха, вряд ли можно добиться каких-либо результатов.
Тем не менее на собрании оренбургской гильдии рестораторов, в которую входят более двадцати представителей этой отрасли, было решено заключить необходимые лицензионные договоры. По ним владельцам ресторанов предстоит делать отчисления за воспроизведение фонограмм, живое исполнение и даже за музыку, звучащую с телеэкранов! При этом каждая организация, имеющая государственную аккредитацию на управление авторскими и смежными правами, устанавливает свои тарифы, которые зависят, например, от количества посадочных мест или суммы ежемесячного дохода заведения. Так, по положению о ставках авторского вознаграждения «РАО», кафе с 50 посадочными местами должно ежемесячно платить 2300 рублей. И эти неизвестно откуда взявшиеся суммы могут доходить до восьми тысяч рублей в месяц для мест общественного питания. А, например, для боулинг-центра ежемесячная плата и вовсе составляет тысячу рублей за дорожку плюс 10 рублей за один квадратный метр озвучиваемой площади! Любопытно также, как определяется адресат отчислений. Поскольку проследить, сколько раз на самом деле исполнялась та или иная песня, невозможно, за основу берут плей-листы радиостанций. По ним выявляют исполнителей, пользующихся наибольшей популярностью. Им-то, скорее всего, и уйдёт большая часть денег, несмотря на то, что в некоторых заведениях играет только классика или музыка малоизвестных коллективов.
Интересное «противоядие» проблеме нашли в рок-баре «UndergrounD». Чтобы избежать штрафа за не подкреплённое лицензией проигрывание песни «Время назад» группы «Сплин», владельцы бара связались непосредственно с музыкантами. Те были изрядно удивлены поступком неизвестных им защитников прав и прислали ответ, в котором разрешили воспроизведение указанной песни «до тех пор, пока Вселенная не начнёт сжиматься и время не пойдёт назад или в баре не появится Стивен Хокинг и не закажет яблочный сидр». Несмотря на шутливый тон ответа, послание подписано лидером группы Александром Васильевым, что, возможно, позволит предпринимателям избежать «музыкального» штрафа. Сами владельцы бара ситуацию комментировать отказались, опасаясь новых претензий со стороны проверяющих инстанций.
Неукоснительное исполнение четвёртой части Гражданского кодекса, в котором прописаны права на результаты интеллектуальной деятельности, может привести и к более абсурдным ситуациям. Так, например, правозащитники Новосибирска потребовали, чтобы регистрация браков в ЗАГСах проходила без марша Мендельсона, ведь его проигрывание ущемляет права неизвестных музыкантов, десятки лет назад исполнивших это произведение. Уголовное дело по факту нарушения авторских прав было заведено в Татарстане. Правозащитников возмутило, что организатор концертов группы «Машина времени» не заключил договор с «Российским авторским обществом». Оказывается, даже исполнение собственных песен может нарушить авторские права. И это несмотря на то, что у самой группы никаких претензий не было, – она полностью получила гонорар. А вот «РАО», лишившееся немалой доли этой суммы, почувствовало себя обиженным. Подобное разбирательство ведётся и с группой «Deep Purple» после концерта в Ростове-на-Дону. А в июле «РАО» пыталось запретить Российской футбольной премьер-лиге публичное воспроизведение футбольного марша. Абсурд, но если бы Крылов жил в наши дни, защитники авторских прав частенько наведывались бы и к нему. Ведь не секрет, что Иван Андреевич заимствовал сюжеты для своих басен у Эзопа, Федра, Лессинга, Лафонтена и других баснописцев.
Естественно, на этом фоне растёт и количество авторов, мечтающих заработать на своих творениях. Не отстаёт в этом плане от прогрессивного человечества и Оренбург. Творцы «нетленки» идут за помощью в Торгово-промышленную палату.
- Практически каждую неделю к нам обращаются желающие получить экспертное заключение, - рассказывает начальник отдела патентов и товарных знаков ТПП Александр Горелик. - Мы не выясняем истинности авторства, а лишь подтверждаем, что на момент регистрации объект авторского права существовал. Иногда это приводит к курьёзам. Так, к нам дважды приносили одно и то же произведение… с разным авторством.
Сейчас в «Реестре субъектов авторского права и смежных прав» Торгово-промышленной палаты Оренбургской области более сотни зарегистрированных авторов и тысячи произведений. Оренбуржцы оформляют рисунки, сборники пьес для классической гитары, музыку, тексты и ноты к песням, стихи и прозу, варианты дизайна торта и даже рецепты от гриппа.
Среди субъектов авторского права - руководитель казачьего ансамбля «Станица» Сергей Астафьев, муниципальный ансамбль русской песни «Раздолье», рок-группа «Last may».
С каждым годом общества защиты авторских прав всё активнее призывают пользоваться благами законодательства, но не в одиночку, а с их помощью. Может, из любви к сочинителям, а может, из личной корысти: ведь их заработок при этом составляет 15% от авторского вознаграждения.
В любом случае регулярные проверки лицензий на публичное воспроизведение музыки в общественных местах Оренбурга скоро станут таким же привычным делом, как и посещения пожарных или налоговиков. Ведь по статье №1270 четвёртой части Гражданского кодекса, «в местах, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи», даже прослушивание радио или просмотр телевизора - это «использование произведения, исключительное право на которое принадлежит его автору или правообладателю», а значит, должно быть оплачено. Но что самое интересное, в этот список попадают и маршрутки, и бесплатные катки, и городские мероприятия, вроде Дня города, и даже свадьбы. Такими темпами мы скоро придём к тому, что, устроив дома дружескую вечеринку, нам останется только горланить русские народные песни. Ведь на народное достояние «музыкальный налог» пока ещё, слава Богу, не распространяется.
Николай pnapiatig@mail.ru
Послушными нас воспитал благостный Советский Союз - надеюсь, Вы помните, как весело было послушным в 90-е? Согласен, закон плох, но это закон, и надо его исполнять, иначе хуже будет и государству и всем его жителям, но когда абсурд возводится в закон и закон доводится до абсурда - извините, мне это не нравится.
Не гражданина надо воспитывать в себе, а человека. В смысле - разумное, мыслящее, культурное существо. Что ограничение доступа к книгам и музыке, которые были бесплатными и общедоступными, как раз осложняет.