Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Куда идёт «Караван»?
Алия Пшембаева
На сайт «Вечернего Оренбурга» поступило письмо от «правоверных граждан города Оренбурга», как они себя называют. «В башкирской святыне – Оренбургской мечети Караван-Сарай - поселился оборотень», - с этих слов начинается их обращение.
Мусульманская святыня Оренбурга грозит стать центром религиозного раскола.
Алия Пшембаева
Зёрна и плевелы
На сайт «Вечернего Оренбурга» поступило письмо от «правоверных граждан города Оренбурга», как они себя называют. «В башкирской святыне – Оренбургской мечети Караван-Сарай - поселился оборотень», - с этих слов начинается их обращение.
«Наш антихрист и антигерой – некто Рахматуллин Акзам (он же Амир), - продолжают авторы письма. – Не имея соответствующего духовного образования, он возомнил себя не ниже Верховного муфтия».
(Для справки: муфтий – человек, который имеет богословское образование, учёную степень, разъясняет религиозные вопросы касательно применения шариата; уважаемый общественностью представитель мусульман в правительстве. - А.П.)
«Он (Рахматуллин) так «старательно» проявил себя в «делах», что был осуждён судом Акбулакского района Оренбургской области за вымогательство».
Авторы обращения утверждают, что «раскольник Рахматуллин вышел из подчинения духовному управлению мусульман Оренбургской области и бесконтрольно расходует финансовые средства, поступающие на расчётный счёт мечети. Именно из-за Рахматуллина приостановилась реставрация мечети Караван-Сарай, к которой так долго готовились и для которой собирали средства».
Напомним читателям, архитектурный комплекс «Караван-Сарай» был возведён во времена оренбургского губернатора Василия Алексеевича Перовского как постоялый двор для прибывающих в Оренбург башкир и мещеряков. Сейчас он является исторической и культурной ценностью, но в последнее время приковывает внимание не этим, а странными событиями, которые разворачиваются вокруг.
Не так давно муссировались слухи, связанные с именем некоего Пушкина, в машине которого рядом с Караван-Сараем якобы была найдена взрывчатка. Ещё одна ниточка, ведущая к мусульманской святыне в центре Оренбурга, - информация о деятельном участии мусульманского религиозного общества «Караван-Сарай» в акции по борьбе с курительными смесями, по-другому – «спайсами», продававшимися под видом благовоний.
Мы попробовали связаться с людьми, так эмоционально отрекомендовавшими Амира Рахматуллина. Но попытка не увенчалась успехом, так как обратный адрес, указанный в электронном письме, не существует. Кто же скрывается за подписью? Чего они боятся? Им есть что скрывать или они не уверены в своей правоте?
За комментариями мы обратились к самому Амиру Рахматуллину, который не стал уходить от вопросов корреспондента, в том числе и острых.
- Что касается Пушкина, то следствие по этому делу ещё не закончено и вина обвиняемого не доказана. По моему мнению, Пушкина подставили. У Абу-Бакра (новое имя Пушкина - около восьми лет назад он принял ислам) даже и водительских прав-то нет, за рулём всегда ездил его напарник. Можно только позавидовать вере Пушкина и усердию, с которым этот человек молился и соблюдал пост, - рассказывает Амир-хазрат. - Пушкин работал на стройке, иногда ночевал в Сакмарской мечети. Однажды ему безвозмездно предложили в личное пользование автомобиль. Ничего не подозревая, он принял его, потому что это было очень удобно для работы. Того человека, кстати, который эту машину подарил, адвокат до сих пор найти не может. Так вот, в этой машине без особого труда, как будто всё заранее знали, и нашли «спрятанное» оружие и взрывчатку. Пушкина обвинили в намерении взорвать мечеть во время великого праздника. Причём в датах произошла путаница: окончание поста пришлось на 20-е число, а задержали его на несколько дней раньше. Провели обыск у Пушкина дома и якобы нашли экстремистскую литературу. Но это ровным счётом ничего не значит. Даже у меня подобная литература имеется, я ведь должен изучить её и понять, от чего следует уберечь своих прихожан.
Сейчас Пушкин в СИЗО, и мы, конечно, понимаем, что оправдать его вряд ли получится, хотя все факты указывают на его невиновность.
Говорил Рахматуллин и о борьбе со «спайсами»:
- Это дело, которое должно объединить всех, независимо от национальности и религиозной принадлежности. Следующим нашим шагом будет массовый выход в учебные заведения, проведение встреч с учащимися. Собираемся отправить и письменное обращение к Главе города, губернатору области, прокурору с просьбой принять постановление, запрещающее свободные продажи этих курительных смесей.
- А есть ли у Вас моральное право заниматься подобной деятельностью, если за спиной преступное прошлое?
- Я не отрицаю: да, отсидел один год и два месяца. Но людей, написавших письмо в редакцию, интересуют не причины, им важен только факт судимости. Меня обвиняли в создании организованной вооружённой этнической группировки, бандитизме, грабеже, вымогательстве и многом другом. Угрожали сроком от 7 до 15 лет. Мне ставили в вину, что я собираю вокруг себя чеченцев и азербайджанцев. Напомню, на тот момент я был председателем Союза мусульман России. Лидером общероссийского движения тогда был Надир Хачилаев. (Для справки: братья Надир и Магомед Хачилаевы обвинялись в организации массовых беспорядков в мае 1998 года в Махачкале, а также в незаконном лишении свободы людей и незаконном приобретении, хранении и ношении оружия. Судебный процесс завершился их освобождением из-под стражи по амнистии прямо в зале заседаний Верховного суда Дагестана. До этого с братьев Хачилаевых были сняты обвинения в хранении оружия. – А.П.)
- Однажды, ничего не объясняя, меня просто увезли из дома, – продолжает Амир Рахматуллин. - Сотрудники РУБОП требовали назвать адреса чеченцев, состоявших в Союзе мусульман, но я отказался, сказав, что ислам не позволяет этого делать. Затем в Акбулаке состоялся суд, где мне дали три года и два месяца по статье №159 УК РФ. Если бы дали три года, то я попал бы под амнистию, поэтому срок увеличили на два месяца. Впоследствии председатель областного суда сам вышел на коллегию, и было принято решение снизить срок до 2 лет 8 месяцев. Наверное, это о чём-то говорит?! Но на тот момент я уже отсидел год и два месяца. Я не считаю это наказанием, это испытание. Я рад, что выбор пал на меня. Аллах испытывает тех, кого любит.
Такова версия Рахматуллина. И сразу вопрос: а разве исламская вера запрещает устанавливать истину? Или наказывать виноватых? А если члены Союза мусульман не виновны, почему нужно было утаивать их адреса? А может, это было просто укрывательство и соучастие? Заглянули мы и в Уголовный кодекс РФ, и обнаружилось, что в статье №159 говорится о мошенничестве. Поинтересовались мы и возможными действиями председателя суда по защите подсудимого в прошлом Рахматуллина. Оказалось, по закону он не имеет права обращаться с подобными предложениями. Согласно УПК РФ, это прерогатива прокурора или начальника колонии. Так что не всё ясно и понятно и с этой стороны.
Многих прихожан мечети преступное прошлое человека, который называет себя имамом мечети, мягко говоря, настораживает. (Для справки: имам - настоятель мечети, руководящий богослужением, коллективной молитвой. – А.П.)
- Если раньше в рамках изучения предмета «Культурология» мы со студентами в числе многих памятников культуры посещали и «Караван-Сарай», то сейчас я избегаю это делать, – говорит преподаватель одного из вузов Оренбурга (накануне публикации материала она сняла свою фамилию, опасаясь последствий). - Личность человека, который однажды преступил закон, не внушает доверия. В душе верующий человек, я не пойду в такую мечеть, пока власти не разберутся с этим. Караван-сарай находится в центре города, и не замечать, что там происходит, невозможно. Моих студентов тоже пытались привлечь в свои ряды люди из этого религиозного объединения. Честно скажу, я не рекомендую студентам появляться там.
Кто более правоверный?
С претензиями авторов письма согласен и председатель духовного управления мусульман Оренбургской области муфтий-хазрат Хайруллин:
- Рахматуллин учился в Бухаре, но не закончил учебное заведение, за несоответствующее поведение его исключили.
- Неправда, духовное образование у меня имеется, – возражает Амир-хазрат, - иначе я не смог бы занимать эту должность. Учился я вместе с Хайруллиным (и он прекрасно об этом знает!), с доблестным Ахмадом Кадыровым. (Для справки: хазрат – это учёная степень в исламе, так может называть себя человек, получивший духовное образование. – А.П.)
Претензии о самоназначении Рахматуллин считает беспочвенными по той причине, что имеются документы, подтверждающие проведение собрания и избрание его на пост руководителя мусульманского религиозного общества «Караван-Сарай».
- У нас есть устав общественной организации, в рамках которого мы действуем. Я пришёл сюда не сам, меня пригласил мой предшественник Уметбай Гумеров. Он два года об этом говорил. Перед своим уходом Уметбай-хазрат сказал, что мечеть остаётся без присмотра.
По его инициативе мы провели собрание (имеются соответствующие документы), передали их в управление юстиции, зарегистрировали. Но через два месяца появились злопыхатели, называющие себя «истинными башкирами». Они заявили, что решение о моём назначении было принято незаконно и что я не имею на это права, потому что башкир только наполовину.
Несогласные с назначением Рахматуллина обратились с письменным обращением к председателю Духовного управления мусульман Оренбургской области Абдульбари Хайруллину.
- Мы пытались провести в «Караван-Сарае» собрание по уставу, но нам помешали это сделать, - рассказывает муфтий хазрат Абдульбари. – Тогда мы организовали встречу в Центральной соборной мечети и постановили, что официальных выборов не было. Несколько человек написали об этом заявление. В Управлении юстиции этот протокол не приняли и предложили обратиться в суд. Мы не хотели судиться, но деваться было некуда. Прошли слушания, но Ленинский суд не отменил протокола собрания о назначении Рахматуллина. Сейчас мы подали жалобу в областной суд.
- Я вижу в этом только меркантильный интерес, - возражает Рахматуллин. – Если эти люди действительно радеют о делах мечети, то почему не окажут реальную помощь? Пусть хотя бы окно протрут! Работать они не хотят, но требуют отдать пост председателя, ключ, печать… Ни до, ни после всех событий эти люди, называющие себя мусульманами, в мечети не появлялись.
«Вечерний Оренбург», в свою очередь, попытался получить комментарий у людей, которые требуют снять Рахматуллина с поста руководителя МРО «Караван-Сарай». Однако встретиться с журналистом они отказываются. Ссылаться на них и называть фамилии тоже запрещают.
- Меня обвиняют, что я обманным путём пришёл к этой должности, что втёрся в доверие к Гумерову. Но почему-то не вспоминают, что именно мы устроили празднование его дня рождения, подарили ему «Волгу». Тогда как никого из тех, кто считает меня неправым в этой ситуации, на данном мероприятии не было, а мы приглашали всех! И если они действительно хотели отдать дань уважения этому человеку, то могли бы появиться, хотя бы подарить цветы.
И снова вопрос: а что, степень правоты в каком-то вопросе определяется дороговизной подарка или цветами?
Раскол?
- Если всё останется как есть, и Рахматуллин будет по-прежнему руководителем МРО «Караван-Сарай», то тогда любой сможет провозгласить себя имамом, - считает Абдульбари-хазрат, - и это будет полный бардак.
По мнению муфтия, имамом (то есть настоятелем) мечети Амир Рахматуллин не является, так как для этого необходимо заручиться подтверждением Верховного муфтия России Талгата Таджутдина.
- Он пытался стать имамом, ездил в Уфу, - комментирует муфтий-хазрат, - но Верховный муфтий России не дал согласия, так как моей подписи там не было. А я её не дам! То, что случилось, считаю рейдерским захватом мечети. И мы уже пожинаем плоды раскола: преподавателю медресе, например, не дали возможность провести проповедь в мечети «Караван-Сарай».
- Верховный муфтий Талгат Таджутдин не считает нужным вмешиваться в дела прихода, – возражает Амир-хазрат, - он говорит, что у каждой религиозной организации есть свой устав, согласно которому мы и должны действовать. Мы так и делаем. При мне к Верховному муфтию подошли женщины с просьбой разобраться с имамом их мечети, на что он ответил: сами выбрали, сами и должны разобраться в сложившейся ситуации.
- Согласно уставу Духовного управления мусульман Оренбургской области, председателем совета прихода может быть человек, постоянно живущий в этой местности (Рахматуллин с семьёй живёт в Сакмаре), - зачитывает выдержку из устава Хайруллин, - нравственно безупречный, он избирается большинством голосов сроком на три года. Приходской совет подотчётен приходскому собранию, которое возглавляет имам-хатыб, он также может быть и председателем совета. Раньше Уметбай Гумеров выполнял функции и того и другого. (Для справки: имам-хатыб - тот имам, который имеет право на проповеди.)
У Рахматуллина, в свою очередь, есть все документы, доказывающие, что собрание состоялось по правилам и его избрали на этот пост большинством голосов.
Члены местного мусульманского религиозного объединения «Караван-Сарай» не считают себя юридически и канонически подотчётными Духовному управлению мусульман России.
Получается замкнутый круг: муфтий не признаёт Рахматуллина имам-хатыбом мечети «Караван-Сарай», Рахматуллин, в свою очередь, не собирается признавать авторитет Духовного управления мусульман Оренбургской области и не будет ему подчиняться.
Амир Рахматуллин постоянно инициирует различные общественные акции, позиционируя себя активным общественным деятелем и руководителем такой же активной организации. Под крылом МРО «Караван-Сарай» формируется казачье станичное войско. Рахматуллин объявил себя атаманом и принимает молодых людей в казачью общину.
- Юридически станичное казачье войско «Караван-Сарай» ещё не оформлено, так как не было круга, – комментирует ситуацию заместитель атамана по связям с общественностью Марат Аширов. - Но инициативная группа поддержала кандидатуру Амира-хазрата и избрала его атаманом станичного казачьего войска. В скором времени должен состояться круг. А пока мы в соответствии с законами Российской Федерации подчиняемся Оренбургскому войсковому казачьему обществу во главе с Бельковым.
(Для справки: сегодня в Оренбурге существует отдельское казачье общество «Первый отдел Оренбургского казачьего войска». Атаманом отдела избран В.И. Каргалов. Существует также Городское Оренбургское казачье войско «Славянское» во главе с атаманом Ю.П. Бельковым. Оба лидера также не признают друг друга.)
У Рахматуллина есть немало последователей, которые поддерживают выбранный им курс. А планов у Амира-хазрата много:
- Мы открываем молельные комнаты при больницах. Недавно, например, открыли в военном госпитале (пр. Парковый, 3). Планируем продолжить эту работу в других лечебных учреждениях, в аэропортах, вокзалах, военных частях. Хотим устроить проведение полномасштабных курсов по татарскому языку, провести мусульманский сабантуй, принять участие в спортивных мероприятиях. В ближайшее время планируем провести ремонт внутри мечети (освещение, динамики, ковровое покрытие).
Причину, по которой люди идут за Рахматуллиным, назвал тот же Марат Аширов:
- Я ему верю потому, что он действительно что-то делает. При этом исполняет все религиозные предписания (не только обязательные, но и желательные). Причём Рахматуллин никогда этого не афиширует, просто верует. И у него слова не расходятся с делом.
Ремонт от споров не зависит
А что же с ремонтом и реставрацией в «захваченном» Караван-Сарае? Действительно ли всё там так угрожающе плохо? В департаменте культуры и искусства Оренбургской области сообщили, что реставрационные работы по замене изразцов и минарета мечети «Караван-Сарай» осуществляла фирма ООО «Реставратор». Теперь работы снаружи и внутри ведёт ООО «Оптима» (Сибай, Башкирия). Финансирует восстановление здания Министерство культуры РФ. Деньги, чтобы избежать коррупции, перечисляют на счёт той фирмы, которая выигрывает конкурс. На реставрацию комплекса «Караван-Сарай» за время ремонта было выделено около 19 миллионов рублей.
- Неважно, кто является пользователем этого здания, - объясняет Марина Григорьевна Дмитриева, начальник отдела по охране объектов культурного наследства департамента. - Для нас главное, чтобы сохранить памятник архитектуры. На данный момент остаются в силе те охранные обязательства, которые подписаны и согласованы с прежним имамом мечети «Караван-Сарай».
Так что реставрационные работы не останавливались и ведутся уже восемь лет вне зависимости от споров вокруг мечети.
Выходит, вопрос о сохранности исторического памятника - архитектурного комплекса Караван-Сарай – отпадает сам собой. А вот здание духовное, религиозное, кажется, пошатнулось. «Дом, разделившийся в себе, не устоит», - сказано в одной религии, но справедливо это и для других. Но под обломками, как свидетельствует новейшая история, часто оказываются не только его обитатели, но и безвинные окружающие.
Сегодня, 9 декабря, должно состояться судебное заседание. О том, чем закончится эта история, мы расскажем нашим читателям.
Что касается Пушкина, очень жаль парня. Дважды подставили, ради своих политических идей перемололи человека в жерновах этой светской инквизиции.