Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
«Укротили «Сарматского льва»
Ольга Мялова-Слабодич
Масштабное культурное мероприятие, продлившееся с 23 по 28 ноября, проводилось под эгидой Министерства культуры РФ, Комитета Государственной Думы РФ по культуре, Правительства Оренбургской области и администрации города Оренбурга; при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ и Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству.
В Оренбурге прошёл II Международный кинофестиваль «Восток-Запад».
Ольга Мялова-Слабодич
Масштабное культурное мероприятие, продлившееся с 23 по 28 ноября, проводилось под эгидой Министерства культуры РФ, Комитета Государственной Думы РФ по культуре, Правительства Оренбургской области и администрации города Оренбурга; при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ и Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству.
«Восток–Запад» - один из четырёх мировых фестивалей, несущих в себе идею единения двух частей света и двух абсолютно разных культур. Но почему именно в Оренбурге?
- Азия увлечена европейской культурой, Европа – азиатской. Это увлечение иногда рождает новые формы развития того или иного искусства, - убеждена президент кинофестиваля Татьяна Воронецкая. – В Оренбурге есть стела, обозначающая границу Европы и Азии. Стоя около этой стелы, понимаешь, как едино пространство и время, как условно любое разделение культур.
В день открытия фестиваля в Оренбургском драматическом театре имени Горького состоялся настоящий «звездопад» - к нам приехал целый взвод знаменитых актёров и культовых режиссёров - Виктория Толстоганова, Эвклид Кюрзидис, Сергей Гармаш, Дарья Повереннова, Андрей Руденский, Михаил Горевой… и многие другие деятели кино. На открытие фестиваля прибыли председатель Комитета по культуре Госдумы РФ Григорий Ивлиев и ректор Всероссийского государственного института кинематографии (ВГИК) Владимир Малышев.
Делегацию возглавил сам председатель Союза кинематографистов России, обладатель «Оскара» и «Золотой пальмовой ветви» Никита Михалков.
- Оренбург – единственный в России абсолютно реальный мост между Европой и Азией, культурой Востока и западной культурой. Так что место для проведения фестиваля выбрано самое подходящее, - заметил на пресс-конференции мэтр отечественной режиссуры.
По вечерам столичные и зарубежные гости наведывались в национально-культурный комплекс «Национальная деревня», идея которого весьма близка мультикультурной концепции самого фестиваля. Здесь кинематографистов ожидали экскурсии по всем подворьям, а также ежевечерние ужины с национальными блюдами.
Иди и смотри!
По традиции для фестиваля отбирают десять ярких и неординарных фильмов, снятых в последние годы. Конкурсная программа нынешнего сезона состояла из фильмов шестнадцати стран, большинство которых ни разу не показывали в России (к слову, и в будущем раздобыть их в российском прокате будет большой проблемой). Это картины «Там и здесь» (режиссёр Дарко Донгулов, Сербия-США-Германия-Греция), «Сделано в Венгрии» (Дьердь Феньо, Венгрия), «Обходчик 47» (Филипп Реч, Чехия), «8 дней до премьеры» (Перту Лепп, Финляндия), «Томми в аду» (Оле Раймонд Гилденос, Норвегия), «Сплетённые параллели» (Ованес Галстян, Армения-Норвегия-Франция-Нидерланды), «Ничей сын» (Арсен Остоич, Хорватия-Словения), «Пыль времени» (Тео Ангелопулос, Греция-Россия-Франция-Италия), «Меня зовут Ойген» (Майкл Стейнер, Швейцария), «Истинный полдень» (Насир Саидов, Таджикистан-Нидерланды-Швейцария-Иран).
Оценки фильмам ставили эстонский кинорежиссёр, оператор, профессор Арво Ихо, американский режиссёр Слава Цукерман (снял культовый фильм «Жидкое небо», ставший основоположником авангардного американского кино), известный хорватский продюсер Станислав Бабич (его последняя работа «Метастазы» была признана лучшим хорватским фильмом года), южнокорейский кинорежиссёр, кинодраматург, писательница, профессор Ким Чжейон (в Оренбург она, правда, не попала по состоянию здоровья) и российская актриса-красавица Виктория Толстоганова, знакомая нам по фильмам «На безымянной высоте», «Ветка сирени», «Побег» и другим.
Кроме того, в трёх кинотеатрах города – «Космосе», «Соколе», «Союзе» - прошли показы картин выдающихся мастеров мирового кино. В программе «Классика авангарда» прокрутили семь картин разных лет. Три из них были юбилейные: 20 лет исполнилось картине «Город Зеро» Карена Шахназарова, 45 лет – фильму «Я – Куба» Михаила Калатозова и 35 лет фильму «Зеркало» Андрея Тарковского, показ которого на большом экране вызвал особый восторг у оренбургских киноманов.
Увы, далеко не все фильмы фестиваля, даже премьерные, собирали аншлаги. Скорее, наоборот. «Немного обидно, когда именитый зарубежный режиссёр представляет свою картину в пустом зале», - подосадовал Кирилл Разлогов, известный российский киновед и культуролог, директор Российского института культурологии, выступивший на фестивале модератором дискуссий. Но, с другой стороны, обидно было многим прийти в «Космос» и услышать безапелляционное «Билетов нет!» при том же полупустом зале.
Понятно, что причина пустых рядов – не в культурном уровне оренбуржцев. Виной тому - промахи в организации, слабая реклама фестиваля и… эпидемия гриппа (большая часть билетов задолго до фестиваля разошлась по школам, а там, как известно, объявили карантин).
Тем не менее в Оренбурге большинству гостей понравилось – и тёплый приём, и экскурсии, и сам город.
Уже не ждём перемен…
На премьере фильма «Асса-2» Сергея Соловьёва царило настоящее столпотворение. Оно и понятно, учитывая культовость и колоссальный успех первой части.
- Я выпустил «Ассу» 25 лет назад, и весь бюджет картины, включая гонорары звёзд, составил 650 тысяч рублей, - поделился Соловьёв на пресс-конференции, посвящённой своим новым фильмам. – За первые восемь месяцев проката фильм собрал 26 миллионов рублей (это при том, что билет стоил 1 рубль 60 копеек). Ни одна из отснятых с тех пор картин не имела шанса с такой прибылью вернуть затраты своим создателям.
Кстати, почти моментально были распроданы билеты и на «Анну Каренину» того же Соловьёва. Режиссёр специально рекомендовал смотреть «Ассу-2» перед «Карениной», так как последняя завершает собой эту своеобразную трилогию.
Надо сказать, многие после просмотра остались в недоумении. Кое-кто откровенно расстроился. Вторая часть «Ассы» свидетельствует о пересмотре ценностей самого режиссёра, его разочаровании в былом времени и недовольстве нынешним. Новый, жёсткий фильм практически полностью аннигилирует романтику предшествующей «Ассы» - метафоры, которая на деле оказалась беспомощной фикцией. Отныне правит миром – и искусством - «живое, шевелящееся бабло». И развлекаловка. Не случайно ряд кровавых, особенно брутальных сцен в финале фильма завершается истошной, глумливой песней-требованием Кати Волковой: «Попкорна!!!»
- Я желал бы вернуть советскую власть, только в щадящем режиме. Негатив современной кинематографии, пресыщенность зрителя – наша вина. Мы воспитали поколение, а вернее, развратили его, внушив ему и себе, что, мол, есть какой-то зритель нового времени, - говорит Сергей Соловьёв. – Я в первой «Ассе» сам стоял в этой многотысячной толпе на концерте Виктора Цоя и вдохновенно орал: «Перемен! Мы ждём перемен!» И что же? Спросите сегодня хоть одного из этой толпы, увидел ли он те самые перемены, о которых столько кричали. Ни один! Мы оказались тупой массовкой.
Мне хорошо запомнились слова одной женщины – автора диссертации по фильму «Асса»: «Я в ранней юности ходила на премьеру фильма, и меня переполняла эйфория, предчувствие праздника свободы! Тогда никто из нас не понимал, что на самом деле это был праздник окончания честного искусства. После - наступила эпоха коммерции».
Раздача львов
На торжественной церемонии закрытия кинофестиваля фильму-победителю, определённому по результатам голосования, был вручён главный приз - золотой «Сарматский лев». «Томми в аду» - фильм о жизни норвежских подростков с глубоким нравственным и психологическим подтекстом. Этот же фильм получил награду и за лучшую режиссуру.
Награду «За вклад в киноискусство» получили кинорежиссёры Сергей Соловьёв и Александр Прошкин. Кстати, Александр Анатольевич был награждён ещё в первый день фестиваля. Фрагменты его лучших фильмов – «Русский бунт», «Доктор Живаго», «Холодное лето пятьдесят третьего», «Михайло Ломоносов», - прокрученные перед выходом на сцену режиссёра, вызывали прямо-таки взрывные аплодисменты зрителей.
- Я протоптал в Оренбуржье кинематографическую тропу - снимал у вас «Русский бунт» и «Трио», - сказал Александр Прошкин. – Надеюсь, тропа станет широкой дорогой. Оренбуржье – край поразительного пространства и великих культурных традиций.