Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Загадки раковин каури
Наталья Романенко
Фонды Оренбургского историко-краеведческого музея хранят любопытнейшие экспонаты: раковины каури. Они украшают национальные костюмы мордовского и чувашского народов. Маленькие, продолговатые, изящные. Формой своей напоминающие сомкнутые челюсти какого-то животного, каури через века дошли до нас из загадочного мира. И в наше время археологи находят их в приуральских степях. Но раковины по-прежнему, как и несколько столетий назад, оставляют для учёных больше вопросов, чем ответов.
Наталья Романенко
Фонды Оренбургского историко-краеведческого музея хранят любопытнейшие экспонаты: раковины каури. Они украшают национальные костюмы мордовского и чувашского народов. Маленькие, продолговатые, изящные. Формой своей напоминающие сомкнутые челюсти какого-то животного, каури через века дошли до нас из загадочного мира. И в наше время археологи находят их в приуральских степях. Но раковины по-прежнему, как и несколько столетий назад, оставляют для учёных больше вопросов, чем ответов.
…Двенадцать воинов-папуасов, затаившись в зарослях тростника, ждали… Им, охотникам за головами, нужен был мужской череп. Без него их товарищ юный воин - не имел права выбирать себе жену на брачной церемонии. Много часов провели охотники в засаде, поджидая добычу: папуаса, шедшего в их сторону. Выскочив из укрытия, охотники дубинами сбили мужчину с ног. Забросив тело в лодку, папуасы быстро поплыли вниз по реке.
Дома охотников встретили ликованием. Мясом накормили племя, но жениху его не дали, потому как он не прошёл посвящение в мужчины. Череп очистили, глазницы и ноздри намазали смолой, украсили жемчугом, перьями райских птиц и раковинами каури. Кушу - череп для брачной церемонии - был готов.
Всех молодых девушек деревни усадили на земле вереницей. Жених прошёл вдоль ряда, выбрал невесту и, поставив перед ней кушу, произнёс клятву любви и верности. Но юноше предстояло пройти ещё ряд церемоний, в частности, просидеть перед черепом три дня и три ночи, не спуская с него глаз. Закрывать глаза и вставать с места было запрещено…
Образ жизни папуасов-каннибалов, составлявших население девственного тропического леса Новой Гвинеи, был исследован русским путешественником Николаем Николаевичем Миклухо-Маклаем в 70-80 годы XIX века. «Меня, - писал Л.Н. Толстой Миклухо-Маклаю, - приводит в восхищение в вашей деятельности то, что вы вошли к ним добром и истиной, а не пушками и водкой, и вы доказали это подвигами истинного мужества. Ваш опыт общения с дикарями составит эпоху в науке… Напишите их историю, и вы сослужите большую и хорошую службу науке и человечеству».
27 октября 1870 года из Кронштадта в кругосветное плавание вышел корвет «Витязь». Посетив остров Пасхи, острова Таити и Самоа, корвет высадил Н.Н. Миклухо-Маклая на северо-восточном берегу Новой Гвинеи, в заливе Астролейб. Путешественник поселился в заранее выстроенной для него хижине, в получасе ходьбы от папуасской деревни. Отправившись на первую встречу с дикарями, Миклухо-Маклай не взял оружия. Воинственные туземцы долго разглядывали пришельца, а затем пригласили в деревню, показав жестами, что не убьют и не съедят его. Впоследствии исследователь будет общаться с папуасами на их языке, выучив около тысячи слов и лишь изредка пользуясь услугами туземца-переводчика.
Так началось знакомство русского путешественника с Новой Гвинеей - самым большим после Гренландии островом земного шара, находящимся к северу от Австралии. Миклухо-Маклай ещё не раз посетит Новую Гвинею, соберёт интереснейший и до него никому не известный материал о жизни народа, живущего в каменном веке. С отчётами, дневниками, письмами отважного путешественника познакомится и Оренбургский отдел Императорского Русского Географического общества, состоявший в переписке и обменивавшийся изданиями со многими научными обществами и учёными России и мира.
Оренбургских учёных и историков весьма заинтересовала уникальная
коллекция Миклухо-Маклая, составленная из малоизученных, а в большинстве своём и неизвестных антропологических и этнографических предметов. В частности, Оренбургский отдел Географического общества мало имел сведений об интереснейшем экспонате губернского музея - раковинах каури, которыми многие народы украшали национальные костюмы. Сведения о раковинах, добытые Миклухо-Маклаем, были уникальны и представляли для науки огромный интерес. Причудливые и продолговатые, они считались талисманом-оберегом от сглаза и злых духов, а также играли роль денег, номинал которых был весьма высок. Утлые судёнышки, Бог знает, каким образом пересекавшие Индийский океан, доставляли в Европу ладан - ароматическую смолу тропических деревьев, камфару, опиум, пряности, благовония, жемчуг и те самые каури. Раковины попадали в цивилизованный мир буквально омытые кровью. В стране, где они «родились», поедание человеческого мяса, и охота за головами были нормой жизни.
…Вглубь девственного тропического леса Миклухо-Маклай пробирался вместе с группой туземцев-охотников за крокодилами. Старший охотник – Танус - не раз предостерегал учёного об опасностях, а также крепким напитком лечил его от «току» - изматывающей хандры, не известной медицине. Через несколько дней, когда запас провианта охотников подошёл к концу, Танус направил лодки к ближайшей деревне, где жили папуасы-людоеды. Охотник знал обычаи этого племени, и потому его команда не боялась быть съеденной. Здесь Миклухо-Маклай стал свидетелем и участником весьма экзотической торговой церемонии.
Вождь приказал пришельцам проползти между расставленных ног женщин, выстроенных цепочкой от берега до мужского дома. Ползти пришлось по месиву из глины и грязи. К Миклухо-Маклаю как к бледнолицему было приковано внимание всех папуасов: он должен был ползти быстро, энергично, иначе бы его убили.
Торговля прошла быстро: за крупу «саго» и бананы охотники за крокодилами расплачивались обыкновенными камнями и раковинами каури. Из камней папуасы делали навершия дубинок, топоры, наконечники копий, а каури служили им разменной монетой в торговых делах с другими племенами. Их наличие у племени говорило о его благосостоянии.
В джунглях гор Нассау Миклухо-Маклай познакомился с племенем пигмеев. Женщин в племени было мало, и потому цену за невесту назначали высокую. И даже когда жених уже внёс плату - несметное количество раковин каури - родственники невесты по мужской линии имели право выстрелить в него из лука с опредёленного расстояния. И, если жених не успевал вовремя отскочить в сторону, невеста-вдова вновь становилась товаром.
Некоторые племена, чтобы добыть «деньги»-раковины, постоянно вели междоусобные воины. Добывая каури на побережьях рек, папуасы доставляли их в те места, где можно было «купить» нужный им товар. Таким образом папуасские «деньги» были в обороте на протяжении сотен лет, переходя от племени к племени.
Чем дальше племена находились от побережья, тем больше ценились раковины. Здесь цену определяла длина лианы, на которую раковины плотно нанизывались. Так, одну свинью туземцы меняли на такую нить раковин, которой можно было обвить один раз шею животного. Папуасы могли купить жену на одну ночь, отмерив ей плату: нога девушки от ступни до колена обвивалась плетью лианы с каури. У папуасов-каннибалов было принято хранить в хижинах мумии, украшенные раковинами каури. При необходимости эти раковины использовались в качестве денег.
Туземцы, желая задобрить злых духов, одаривали их подарками, отдавая им самое для себя ценное. Для одних племён мерилом ценности было количество молодых женщин в племени или наличие в каждой хижине множества раковин каури… «Возможно, мой рассказ покажется неправдоподобным, - писал Миклухо-Маклай, - но в нём нет ни капли вымысла. Всё я наблюдал собственными глазами, так как мне разрешалось расхаживать по деревне. Я мог разговаривать с жителями, заходить в хижины. Я мог пригласить туземцев к себе в лагерь, показать, как пользоваться карандашом, давал им посмотреть в зеркало. Но как мы были далеки друг от друга! Наши образы жизни разделяли тысячелетия. Но враги или друзья - все мы, живущие на Земле, зависим друг от друга, связаны невидимыми, нерасторжимыми узами».