Новости

Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.

14 ноября

14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.

14 ноября

С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.

13 ноября

Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.

13 ноября

Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.

13 ноября




Зачем человеку крылья

-----
Дарья Голубева
Недавно в Саракташском районе погибли дельтапланеристы. Архив интернет-новостей убеждает, что крушения сверхлёгких летательных аппаратов – не такая уж редкость. Причина, как правило, одна – пилот не справился с управлением. Что значит управлять дельтапланом, насколько рискован дельтапланерный спорт и почему, несмотря на опасность, люди по-прежнему тянутся к небу?
Дарья Голубева
Недавно в Саракташском районе погибли дельтапланеристы. Архив интернет-новостей убеждает, что крушения сверхлёгких летательных аппаратов – не такая уж редкость. Причина, как правило, одна – пилот не справился с управлением. Что значит управлять дельтапланом, насколько рискован дельтапланерный спорт и почему, несмотря на опасность, люди по-прежнему тянутся к небу?
За ответами мы отправились в дельтапланерный клуб «Прогресс». Здесь учат летать с минимальным риском для жизни. Руководитель клуба Алексей Ветюков – единственный на сегодня лицензированный инструктор в городе. Ученик первых оренбургских дельтапланеристов, он имеет квалификацию руководителя полётов, подтверждённую Федерацией сверхлёгкой авиации России. Крылья для него – не просто увлечение, это судьба и профессия.

Любишь летать?.. Бери иголку!
Чертёж похожей на дельтаплан конструкции, названной «Пёрышко», есть ещё в дневниках Леонардо да Винчи. В 60-х годах XX века дельтапланеризмом «заболел» весь мир. Советский Союз исключением не стал. На волне интереса к экстремальному занятию при авиаинститутах стали множиться кружки и секции дельтапланеризма. В Оренбурге авиаинститута не было, но дельтапланерный клуб «Прогресс», годом рождения которого можно считать 1976-й, основали недавние студенты казанского авиационного вуза. Клуб был зарегистрирован в областном комитете ДОСААФ и вошёл в структуру комитета ДОСААФ ПО «Стрела».
На заре своего существования оренбургский клуб принимал участие в спортивных мероприятиях, проводимых и в регионе, и в стране. Сегодня участвовать в крупных состязаниях оренбуржцам мешает отсутствие финансов: стоимость хорошего спортивного дельтаплана исчисляется тысячами долларов (4-5 тыс.). Но к областным соревнованиям в Кувандыке ребята готовятся по-прежнему. Они проводятся с 1981 года, после того как дельтапланеризм приобрёл официальный статус авиационно-технического вида спорта, входящего в ДОСААФ. Алексей Ветюков на первенстве области обычно выступает как главный тренер.
Авиационно-техническим этот спорт назван не случайно: дельтапланерист должен уметь самостоятельно строить летательный аппарат. Этому тоже учат в дельтапланерном клубе. Ветюков лишь шесть-семь лет назад стал летать на машинах заводского производства. Многие годы аппараты делали своими руками из металлических труб и лавсана. Машзавод помогал с материалами: металлические детали на предприятии достать было несложно. Такие самоделки, исполняемые в течение двух-трёх месяцев, не уступают в надёжности заводским моделям. Сейчас из десяти аппаратов в клубе четыре – самодельные. Но на современных соревнованиях рукотворными аппаратами уже не отделаешься…
Алексей показывает похожее на детскую люльку изделие из паралона, обтянутого тканью, с ремнями и карабинами. Это подвеска. С её помощью пилот присоединяется к крыльям. Снаряжение от фабричного не отличишь.

Всё выше и выше…
- Теоретически управлять дельтапланом можно и в 14 лет, - говорит Алексей Ветюков. – А в клуб мы принимаем с 18-ти.
Основной контингент – студенты и рабочая молодёжь. Но возрастного порога для занятий дельтапланеризмом нет. Скажем, член клуба Александр пришёл сюда в 40 лет.
Главное, что необходимо новичку, – энтузиазм. Учебный, а затем учебно-тренировочный дельтаплан ему выделят в клубе.
- Собственный аппарат, конечно, помогает научиться быстрее, – говорит уже опытный член клуба студент-медик Кирилл Кузин. – Но для тренировок подойдёт любой.
Кирилл занимался туризмом. Летать стал благодаря девушке. Вслед за ней он пришёл в клуб и - остался: понравилось небо…
Чтобы взмыть в него, одного желания мало. Сначала необходимо пройти медкомиссию. Потом - теоретическую подготовку, которая включает курсы метеорологии и аэродинамики, изучение устройства и пилотирования дельтаплана, а также курс первой медицинской помощи. Лекции длятся от двух до трёх месяцев, после чего слушатели сдают зачёт.
Затем - лётная подготовка. Это постижение порядка 30 упражнений: бег с дельтапланом по полю, чтобы просто почувствовать вес аппарата (он в среднем 35 килограммов), прыжки с ним и уж затем взлёт на высоту 10 метров. Высота наращивается постепенно, по мере закрепления моторных навыков.
- Научиться летать можно и за 2-3 недели, - говорит Ветюков, - если заниматься интенсивно. Немаловажный фактор – погода. Хороши для полёта ясные дни.
Важно и место полёта. Выбираются гористые ландшафты. Традиционные места – горы в Кувандыке, село Новогафарово под Саракташом и гора Гребени.
На отметке в тысячу метров можно выполнять фигуры высшего пилотажа. Однако они требуют высочайшего мастерства, которым овладевают единицы. Эти же люди проверяют границы возможностей сверхлёгкого летательного аппарата.
Мировой рекорд дальности полёта установлен в Америке - 700 км. Обычно дельтапланерист способен преодолеть 30-40 километров.
Один полёт длится от двух до четырёх часов. Известен случай суточного пребывания на высоте. Но полёты новичка измеряются минутами. В лётной книжке Кирилла – она выдаётся каждому члену клуба – указано: за год он налетал всего один час. Его наставник Алексей Ветюков пролетел в общей сложности тысячу часов.

Главное – голова!
Федерация сверхлёгких летательных аппаратов России в июле этого года приняла Постановление «О мерах предотвращения аварийности на СЛА»: «Массовым явлением, особенно в среде неорганизованных владельцев СЛА, является выполнение незапланированных, произвольных заданий, противоречащих как уровню подготовки экипажей, так и эксплуатационным ограничениям СЛА». В качестве профилактики предлагается в том числе анализировать квалификации руководителей полётов СЛА и допускать к выполнению заданий только после прохождения подготовки.
- Начинающий дельтапланерист должен уметь управлять полётом, правильно выбирать место посадки, группироваться, разбираться в погоде и знать, что за рамки, установленные руководителем полётов, выходить нельзя, - подчёркивает Ветюков. - Именно эти знания и навыки, а также реальная оценка своих возможностей плюс обязательная проверка дельтаплана перед полётом помогут избежать несчастных случаев.
Запретить пользоваться собственным дельтапланом никто не может. Но прежде чем взмыть в воздух, в соответствии с федеральными авиационными правилами необходимо получить разрешение на использование воздушного пространства в оренбургском центре «Организация воздушного движения». Оно позволяет ознакомиться с порядком подъёма в воздух.
Недавно трагически погибшие дельтапланеристы такого разрешения в центре не получали. Не обучались они и в дельтапланерном клубе.

«Дельтаплан - такая штука, философская вполне…»
В последнее время популярностью пользуются парапланы - сверхлёгкие летательные аппараты, напоминающие купол парашюта. Их вес меньше. Но мода - модой, а дельтапланы надёжнее.
- Они динамичнее, быстрее, дальше летают и позволяют выполнять более резкие манёвры, - перечисляют пилоты преимущества аппарата в форме греческой буквы «дельта».
Много охотников летать и на «телегах» - мотодельтапланах.
- Управление моторным и безмоторным аппаратами разнится так же, как управление велосипедом и мотоциклом, - сравнил Алексей Ветюков.
Отношение к дельтапланеризму у каждого своё. «Всё дело в приоритетах и амбициях», – резонно замечают дельтапланеристы. Для кого-то это не самое дешёвое хобби, для кого-то оно превращается в профессию или серьёзный спорт. Но тот, кто хоть раз оторвался от земли, будет стремиться к ощущению свободного полёта всегда. На вопрос, чем привлекает человека небо, Алексей Ветюков не ответил словами. Гитара, которая не давала мне покоя с начала визита, как чеховское ружьё, всё же «выстрелила» под занавес разговора. Песня была про небо… Руководитель полётов пишет красивые песни и замечательно их исполняет. И это нисколько не удивительно для человека, который занимается одним из самых романтичных видов спорта на земле. Точнее – в небе.


Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.