Новости

Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.

14 ноября

14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.

14 ноября

С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.

13 ноября

Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.

13 ноября

Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.

13 ноября




И «паутинки» тонкий волос…

-----
И «паутинки» тонкий волос…
Дарья Голубева
В Музее истории Оренбурга в минувшую субботу состоялась выставка пуховых платков и торжественная церемония награждения участников зонального этапа (Центральная зона) фестиваля оренбургского пухового платка «От матери – дочери».
И «паутинки» тонкий волос…
Дарья Голубева
В Музее истории Оренбурга в минувшую субботу состоялась выставка пуховых платков и торжественная церемония награждения участников зонального этапа (Центральная зона) фестиваля оренбургского пухового платка «От матери – дочери».
Для жителей Оренбуржья пуховый платок – вещь повседневная. Между тем в мире к этому изделию относятся с подобающим уважением. Надежда Бабкина, Валерия, Алла Пугачёва, Мадонна, Шон Янг и даже Дима Билан - обладатели легендарного сувенира. По слухам, Ферджи, известная певица из группы «Black Eyed Peas», на один из номеров вышла в подаренной белой оренбургской «паутинке». Незабвенная певица Людмила Зыкина и поэт Виктор Боков в своём творчестве увековечили оренбургский сувенир.
История оренбургского пухового платка насчитывает более двух столетий. Утончённость изделию придали оренбургские казачки, а благодаря пуховницам из татарских сёл вязание платков стало искусством. Через множество поколений прошёл народный промысел, обретая новые неповторимые черты, прежде чем стать визитной карточкой степного края.
«…это не волос, а деньги!»
Сколько горожанок занимается пуховязанием, подсчитать трудно. Одни вяжут для себя и близких, другие – на продажу. Но не всякий платок, связанный в Оренбурге, можно назвать оренбургским. Настоящих искусниц, хранящих и развивающих традиции, в городе знают.
Одна из таких – уважаемый сотрудник «Оренбургских авиалиний» на пенсии Рашида Ревенок – в своё время окончила учебно-курсовую базу облпромсовета, готовившую «вязальщиц ажурных пуховых платков». Спицы в первый раз взяла в семь лет – мама не пустила дочь в школу, чтобы та помогла ей выполнить заданный артелью объём работы. В Нежинке тогда вязали все: от мала до велика - это одно из сёл с богатыми пуховязальными традициями. В семье Рашиды Сулеймановны тоже длинная пухово-платочная история. Мастерицами были прабабушка, бабушка, тётушки, очень хорошо вязала дочка, умеет вязать и внучка. За время 40-летней работы в «Авиалиниях» платки Рашиды разлетелись по всему свету – во Францию, Германию, Австралию, США, не говоря уже о России.
Исключительность оренбургского платка в старое время определялась благодаря уникальному пуху оренбургской козы. Теперь тех пуховых коз в области, увы, нет. Мастерицы вяжут в основном из волгоградского пуха или ташкентской ангоры.
- Каждые три года я отправлялась в поездку по сёлам Волгоградской области, - рассказывает Рашида Сулеймановна. - Пух покупала только у стариков - они знают, как правильно счёсывать коз. Запасала килограммов по 16.
Женщина берёт в руки серые и белые с жемчужным отливом пряди пуха – чистые, с редкой остью (мёртвым волосом), кладёт на чёски. Потом на другую чёску – деревянный треугольник, увенчанный металлическими зубьями.
- Мало у кого из пуховниц остались такие, - говорит мастерица. - С её помощью собираются «кочки» (комочки пряжи), и нитка получается идеально ровная. Пух продёргивают через гребень несколько раз, пока он не приобретёт вид тонкой ваты. Из такого хорошо прочёсанного пуха можно прясть тончайшую нить.
Тонкое прядение – один из признаков мастерства оренбургских пуховниц. Ажурное изделие из козьего пуха народ не случайно назвал «паутинкой» – так красива сложнейшая вязь, а на плечах изящное украшение совсем не ощутимо. Именно такая «паутинка» выполнит коронный номер – пройдёт через обручальное кольцо.
- При вязании толстого платка добавляется бумажная нить, - рассказывает Рашида Сулеймановна. – А когда вяжу «паутинку», использую шёлковую. Это придаёт изделию прочность и носкость.
Традиционные составляющие «паутинки» и палантина - кайма, решётка, середина. Рашида Сулеймановна вяжет по правилам – в один приём, одновременно обрамляя полотнище зубцами. У оренбургского платка очень мелкие ажурные зубчики.
Плата (середина платка) украшена узорами – «кошачьими лапками», «ячейками», «звёздами», «ландышами».
- У меня в арсенале много узоров, и собственных, и традиционных – «змейка с отростками», «ягодка», «берёзка», «дождик», «павлиний хвост», - перечисляет Рашида Сулеймановна.
- Шаль тоже состоит из каймы и середины, но её не обязательно украшать узорами. Распушится - их всё равно не будет видно, - мастерица показывает большой, как одеяло, серый узорный платок. – Этим укроешься зимой и уснёшь под вой метели за окном.
Такой платок – с соблюдением всех технологий – владелица проносит от 15 до 30 лет. Но покупатель должен знать, как выбрать качественное изделие.
- Во-первых, новый платок поначалу не должен быть искусственно распушённым. Настоящий платок со временем начинает пушиться сам. Неправильно, если его чешут гребнем, – пух быстро вылезет. Во-вторых, подвесьте пальцами платок за пушинки: если они выдержат его вес – качество пуха хорошее, - поделилась главными секретами Рашида Ревенок.
Спрашиваю у мастерицы, сколько за свою жизнь связала «паутинок».
- Мама говорила: «До Луны», - улыбается Рашида Сулеймановна.
В уютной и тёплой квартире повсюду пух. Когда маленький внук Женя жалуется, что волос попал в рот, бабушка возражает: это не волос, это деньги! Промысел не раз выручал мастерицу в трудные времена.
Несмотря на давнее существование промысла, вязать платки так же хорошо, как в Оренбуржье, не научились больше нигде: ни в одном из регионов России это ремесло не получило такого распространения. В соседнем Волгограде платки вяжут на двух пуховых нитках, но они быстро сваливаются и неудобны в носке.
В последние годы стали вторгаться в наш промысел узбекистанские цветные платки. Часто лукавые продавцы выдают их за оренбургские. Но качество изделий далеко не так хорошо, как палитра расцветок.
- Окрашенные платки не такие ноские, как изделия натуральной расцветки, - уверяет пуховница Рашида Ревенок.
Изделия фабрики пуховых платков, до сих пор единственной в Оренбургском регионе, пользуются уважением во всём мире. Однако фабричная работа всё-таки уступает искусной ручной. Кстати, директор Комбината оренбургских пуховых платков Нина Елманова – одна из тех, кто оценивал работы пуховниц на фестивале оренбургского пухового платка «От матери – дочери».
Времён связующая нить
Выставка являла ажурное разнообразие. Поучаствовали в ней 64 мастерицы, представив 124 работы: платки, «паутинки», палантины, связанные вручную из белого или серого козьего пуха. Жюри учитывало соблюдение технологии пуховязального промысла, творческую индивидуальность и мастерство автора, владение выбранной техникой и отражение заявленной темы. Победительниц выбирали среди мастериц всего Оренбуржья. В состав жюри вошли начальник отдела ЗАГС администрации г. Оренбурга Нина Богданова, начальник Управления министерства по культуре, общественным и внешним связям Оренбургской области Алексей Рублёв, искусствовед, автор книги об оренбургском платке Ирина Бушухина, член Международной федерации художников Римма Якупова.
Нина Богданова - сама именитая пуховница, тонкости промысла перенявшая от мамы. Именно в клубе «Леди», которым руководит Нина Васильевна, собираются самые известные в городе мастерицы пуховязания.
Самой младшей участницей фестиваля стала девятиклассница школы №72 Света Витвинова. Она посещает кружок вязания при детском центре «Славяне». Руководит кружком потомственная пуховница Наталья Симакова.
Приза зрительских симпатий удостоились платки знакомой нам Рашиды Ревенок.
По-прежнему славно своими традициями село Жёлтое Саракташского района. Работы признанного мастера Минур Ишмухаметовой отмечены за оригинальность рисунка. Это уже не просто практичные и красивые платки, а настоящие произведения искусства. Многие из них с вывязанными сюжетами из сказок Пушкина посвящены юбилею Оренбургской губернии и даже партии «Единая Россия» и побывали не на одной выставке.
«Единороссы» недаром попали на платок: и в этот раз они вложили свою лепту в организацию фестиваля: живёт народный промысел – жив и народ. А инициаторами мероприятия стали Оренбургская областная общественная организация «Совет женщин» и Оренбургский областной общественный благотворительный фонд «Совесть» при поддержке областного правительства, Законодательного Собрания Оренбургской области и городской администрации.
«Паутинка» – это изысканное украшение. Как его носить, показали девушки из театра моды «Лора». Глядя на них, понимаешь, что традиция может быть очень модной, и оренбургским платкам по-прежнему нет равных в мире. Нам есть и чем гордиться, и о чём беспокоиться – о сохранении уникального промысла. Поэтому фестиваль вызвал такой отклик у мастериц пуховязания, многие из которых готовы преподавать, передавать вековые технологии и секреты прядения и вязания. С этой целью в рамках фестиваля были организованы мастер-классы и встречи пуховниц с творческой молодёжью, ведь именно в умелых руках судьба главного оренбургского символа. Задача и молодых, и опытных пуховниц – не дать прерваться нити, которую начали прясть наши предки.

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.