Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
И «паутинки» тонкий волос…
Дарья Голубева
В Музее истории Оренбурга в минувшую субботу состоялась выставка пуховых платков и торжественная церемония награждения участников зонального этапа (Центральная зона) фестиваля оренбургского пухового платка «От матери – дочери».
Дарья Голубева
В Музее истории Оренбурга в минувшую субботу состоялась выставка пуховых платков и торжественная церемония награждения участников зонального этапа (Центральная зона) фестиваля оренбургского пухового платка «От матери – дочери».
История оренбургского пухового платка насчитывает более двух столетий. Утончённость изделию придали оренбургские казачки, а благодаря пуховницам из татарских сёл вязание платков стало искусством. Через множество поколений прошёл народный промысел, обретая новые неповторимые черты, прежде чем стать визитной карточкой степного края.
Сколько горожанок занимается пуховязанием, подсчитать трудно. Одни вяжут для себя и близких, другие – на продажу. Но не всякий платок, связанный в Оренбурге, можно назвать оренбургским. Настоящих искусниц, хранящих и развивающих традиции, в городе знают.
Одна из таких – уважаемый сотрудник «Оренбургских авиалиний» на пенсии Рашида Ревенок – в своё время окончила учебно-курсовую базу облпромсовета, готовившую «вязальщиц ажурных пуховых платков». Спицы в первый раз взяла в семь лет – мама не пустила дочь в школу, чтобы та помогла ей выполнить заданный артелью объём работы. В Нежинке тогда вязали все: от мала до велика - это одно из сёл с богатыми пуховязальными традициями. В семье Рашиды Сулеймановны тоже длинная пухово-платочная история. Мастерицами были прабабушка, бабушка, тётушки, очень хорошо вязала дочка, умеет вязать и внучка. За время 40-летней работы в «Авиалиниях» платки Рашиды разлетелись по всему свету – во Францию, Германию, Австралию, США, не говоря уже о России.
Исключительность оренбургского платка в старое время определялась благодаря уникальному пуху оренбургской козы. Теперь тех пуховых коз в области, увы, нет. Мастерицы вяжут в основном из волгоградского пуха или ташкентской ангоры.
- Каждые три года я отправлялась в поездку по сёлам Волгоградской области, - рассказывает Рашида Сулеймановна. - Пух покупала только у стариков - они знают, как правильно счёсывать коз. Запасала килограммов по 16.
Женщина берёт в руки серые и белые с жемчужным отливом пряди пуха – чистые, с редкой остью (мёртвым волосом), кладёт на чёски. Потом на другую чёску – деревянный треугольник, увенчанный металлическими зубьями.
- Мало у кого из пуховниц остались такие, - говорит мастерица. - С её помощью собираются «кочки» (комочки пряжи), и нитка получается идеально ровная. Пух продёргивают через гребень несколько раз, пока он не приобретёт вид тонкой ваты. Из такого хорошо прочёсанного пуха можно прясть тончайшую нить.
Тонкое прядение – один из признаков мастерства оренбургских пуховниц. Ажурное изделие из козьего пуха народ не случайно назвал «паутинкой» – так красива сложнейшая вязь, а на плечах изящное украшение совсем не ощутимо. Именно такая «паутинка» выполнит коронный номер – пройдёт через обручальное кольцо.
- При вязании толстого платка добавляется бумажная нить, - рассказывает Рашида Сулеймановна. – А когда вяжу «паутинку», использую шёлковую. Это придаёт изделию прочность и носкость.
Традиционные составляющие «паутинки» и палантина - кайма, решётка, середина. Рашида Сулеймановна вяжет по правилам – в один приём, одновременно обрамляя полотнище зубцами. У оренбургского платка очень мелкие ажурные зубчики.
Плата (середина платка) украшена узорами – «кошачьими лапками», «ячейками», «звёздами», «ландышами».
- У меня в арсенале много узоров, и собственных, и традиционных – «змейка с отростками», «ягодка», «берёзка», «дождик», «павлиний хвост», - перечисляет Рашида Сулеймановна.
- Шаль тоже состоит из каймы и середины, но её не обязательно украшать узорами. Распушится - их всё равно не будет видно, - мастерица показывает большой, как одеяло, серый узорный платок. – Этим укроешься зимой и уснёшь под вой метели за окном.
Такой платок – с соблюдением всех технологий – владелица проносит от 15 до 30 лет. Но покупатель должен знать, как выбрать качественное изделие.
- Во-первых, новый платок поначалу не должен быть искусственно распушённым. Настоящий платок со временем начинает пушиться сам. Неправильно, если его чешут гребнем, – пух быстро вылезет. Во-вторых, подвесьте пальцами платок за пушинки: если они выдержат его вес – качество пуха хорошее, - поделилась главными секретами Рашида Ревенок.
Спрашиваю у мастерицы, сколько за свою жизнь связала «паутинок».
- Мама говорила: «До Луны», - улыбается Рашида Сулеймановна.
В уютной и тёплой квартире повсюду пух. Когда маленький внук Женя жалуется, что волос попал в рот, бабушка возражает: это не волос, это деньги! Промысел не раз выручал мастерицу в трудные времена.
Несмотря на давнее существование промысла, вязать платки так же хорошо, как в Оренбуржье, не научились больше нигде: ни в одном из регионов России это ремесло не получило такого распространения. В соседнем Волгограде платки вяжут на двух пуховых нитках, но они быстро сваливаются и неудобны в носке.
В последние годы стали вторгаться в наш промысел узбекистанские цветные платки. Часто лукавые продавцы выдают их за оренбургские. Но качество изделий далеко не так хорошо, как палитра расцветок.
- Окрашенные платки не такие ноские, как изделия натуральной расцветки, - уверяет пуховница Рашида Ревенок.
Изделия фабрики пуховых платков, до сих пор единственной в Оренбургском регионе, пользуются уважением во всём мире. Однако фабричная работа всё-таки уступает искусной ручной. Кстати, директор Комбината оренбургских пуховых платков Нина Елманова – одна из тех, кто оценивал работы пуховниц на фестивале оренбургского пухового платка «От матери – дочери».
Выставка являла ажурное разнообразие. Поучаствовали в ней 64 мастерицы, представив 124 работы: платки, «паутинки», палантины, связанные вручную из белого или серого козьего пуха. Жюри учитывало соблюдение технологии пуховязального промысла, творческую индивидуальность и мастерство автора, владение выбранной техникой и отражение заявленной темы. Победительниц выбирали среди мастериц всего Оренбуржья. В состав жюри вошли начальник отдела ЗАГС администрации г. Оренбурга Нина Богданова, начальник Управления министерства по культуре, общественным и внешним связям Оренбургской области Алексей Рублёв, искусствовед, автор книги об оренбургском платке Ирина Бушухина, член Международной федерации художников Римма Якупова.
Нина Богданова - сама именитая пуховница, тонкости промысла перенявшая от мамы. Именно в клубе «Леди», которым руководит Нина Васильевна, собираются самые известные в городе мастерицы пуховязания.
Самой младшей участницей фестиваля стала девятиклассница школы №72 Света Витвинова. Она посещает кружок вязания при детском центре «Славяне». Руководит кружком потомственная пуховница Наталья Симакова.
Приза зрительских симпатий удостоились платки знакомой нам Рашиды Ревенок.
По-прежнему славно своими традициями село Жёлтое Саракташского района. Работы признанного мастера Минур Ишмухаметовой отмечены за оригинальность рисунка. Это уже не просто практичные и красивые платки, а настоящие произведения искусства. Многие из них с вывязанными сюжетами из сказок Пушкина посвящены юбилею Оренбургской губернии и даже партии «Единая Россия» и побывали не на одной выставке.
«Единороссы» недаром попали на платок: и в этот раз они вложили свою лепту в организацию фестиваля: живёт народный промысел – жив и народ. А инициаторами мероприятия стали Оренбургская областная общественная организация «Совет женщин» и Оренбургский областной общественный благотворительный фонд «Совесть» при поддержке областного правительства, Законодательного Собрания Оренбургской области и городской администрации.
«Паутинка» – это изысканное украшение. Как его носить, показали девушки из театра моды «Лора». Глядя на них, понимаешь, что традиция может быть очень модной, и оренбургским платкам по-прежнему нет равных в мире. Нам есть и чем гордиться, и о чём беспокоиться – о сохранении уникального промысла. Поэтому фестиваль вызвал такой отклик у мастериц пуховязания, многие из которых готовы преподавать, передавать вековые технологии и секреты прядения и вязания. С этой целью в рамках фестиваля были организованы мастер-классы и встречи пуховниц с творческой молодёжью, ведь именно в умелых руках судьба главного оренбургского символа. Задача и молодых, и опытных пуховниц – не дать прерваться нити, которую начали прясть наши предки.