Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Шесть раз до Луны и обратно
2 августа в Оренбурге отметили День железнодорожника
Мария Левашова
По самым скромным подсчётам около 200 лет в общей сложности проработали на железной дороге пять поколений Денискиных, каждый из которых прошёл не меньше двух миллионов километров (к слову, от Луны нас отделяет «всего-то» 384400 км) железнодорожного полотна.
По самым скромным подсчётам около 200 лет в общей сложности проработали на железной дороге пять поколений Денискиных, каждый из которых прошёл не меньше двух миллионов километров (к слову, от Луны нас отделяет «всего-то» 384400 км) железнодорожного полотна.
У руля полтора века
История трудовых лет Денискиных берёт начало в 1876 году, когда Яков Степанович Денискин устроился в локомотивное депо. Проработал он там до 1921 года, успев побывать и кочегаром, и помощником машиниста, и одним из первых машинистов в Оренбурге. На пенсию уходил сверхклассным (были тогда такие!) машинистом паровоза.
Кстати, его зять Осип Уваров тоже проработал в депо машинистом паровоза с 1900 по 1938 год.
За Яковом Денискиным по проторённой дороге в депо пошли сначала сын Иван, потом внуки. На долю старшего – Анатолия - выпали тяжёлые военные годы. В его биографии есть интересный факт: в 1941 году пришёл приказ Сталина о том, чтобы все машинисты переучивались на штурманов-бомбардировщиков, и он вместе с другими своими коллегами отправился «водить самолёты» под Иркутск. Но уже в 1942 году машинистам приказали вернуться в депо – поезда же тоже кому-то нужно было водить! По возвращении его поставили во главе колонны машинистов, где он и проработал до 1964 года.
Младший - Борис - стал первым в Оренбургском депо электросварщиком. После Великой Отечественной войны он окончил научно-исследовательский институт электросварки им. Патона в Киеве и до пенсии работал там научным сотрудником.
Династию продолжили сыновья Анатолия Ивановича – Евгений и Николай Денискины. Николаю довелось водить всё, что только есть на железных дорогах: тепловоз, электровоз и электропоезд. У него четыре права управления локомотивами! Неудивительно, что этот человек является заслуженным работником транспорта РФ. Сейчас оба брата уже на пенсии, побеседовать мне удалось с Николаем Анатольевичем, статным мужчиной с ясными голубыми глазами и тёплой улыбкой. Он уже пять лет на пенсии – в 2004 году привёл свою последнюю электричку из Медногорска. (Машинисты, в силу повышенной сложности работы и чрезвычайной ответственности, уходят на заслуженный отдых в 55 лет.)
Но, как выяснилось, уход на пенсию не оставил без дела Николая Анатольевича – он преподаёт в железнодорожном техникуме. Сегодня учебное заведение оснащено компьютерами, симуляторами кабины машиниста. Оно и понятно: на дворе уже доказавший свою техническую состоятельность век информационных технологий. Как же раньше водили поезда – без телефонов, без раций?
Как рассказывал ему отец, Анатолий Иванович, работали все железнодорожники закреплёнными бригадами, отвечавшими каждая за свой поезд. Жили все машинисты в локомотивном городке на улице Ногина. Вместе ждали свистка, сообщавшего о прибытии состава, вместе бежали к поезду, вместе и отдыхали после поездок. Так создавались крепкие и семейные, и дружеские узы.
- В чём сложность работы? Казалось бы, нажал на кнопку и поехал…
- Машинист отвечает за жизни сотен людей или за грузы. Мой отец - Почётный железнодорожник. Он получил звание, предотвратив катастрофу в 1943 году, когда вёл поезд из Ташкента с ранеными солдатами. Стрелочник поставил не тот знак, и отец из-за этой ошибки чуть не столкнулся с другим поездом. Среагировал быстро, чудом удалось избежать трагедии.
Особенно мне запомнилось, как дедушка говорил о том, что паровоз – живой. Закинешь в него угля и слышишь – шипит, пыхтит, ворчит – ну прямо как будто говорит с тобой старый человек. И любили машинисты свои паровозы – надраивали, начищали – до блеска. Сейчас, конечно, такого нет.
Главное — огонь!
Вижу на стенах картины – маслом, акварелью. Кое-где наброски. Всё принадлежит кисти Анатолия Ивановича Денискина, никогда не учившегося в художественной школе. Вот Урал, вот степь, а на одном из них – паровоз и дедушка рядом с ним. Николай Анатольевич рассказывает мне историю этой картины. Оказывается, его отец, Анатолий Иванович, ещё будучи мальчишкой, гуляя на «паровозном кладбище», нашёл машину, которую водил его дед, Яков Степанович. Позже он свои детские воспоминания воплотил на холсте. Старый паровоз на заднем плане, впереди – на ржавой оси колёсной пары - сидит старенький дедушка, в рабочем платье, с тросточкой. Грустная картина о том, что и люди, и паровозы, увы, отживают своё…
- А ещё он музыку очень любил, - рассказывает Николай Анатольевич. – Вместе с поэтом-машинистом Валентином Кривцуном написал либретто для оперетты в Оренбургском театре музкомедии. Играл Ленина в «Кремлёвских курантах» в самодеятельном театре. Ещё разбирался в астрономии: ночное небо над поездом само подсказывало ему направление пути. А ещё почти все мужчины в этой семье поют.
Все люди делом живы…
- Как Вы выбрали эту стезю?
- Меня мама заставила! (Смеётся.) На самом же деле тогда мы не задумывались о династии. Но понимание того, что общее семейное дело – это хорошо, уже было. С малых лет я крутился в депо, где все рабочие – хорошие знакомые или даже друзья. Да если оглянуться – очень многие профессии отцы передают детям, дети – внукам. Из поколения в поколение передаются опытом столетий накопленные умения. И в нашей семье это само собой складывалось.
- Продолжатели династии Денискиных-машинистов есть?
- Мой племянник Олег тоже окончил Техникум железнодорожного транспорта, ещё на практике начал работать помощником машиниста электровоза. После службы в Советской Армии он вернулся работать в депо, но проработал в должности помощника машиниста электровоза недолго, и уже через 4 года ушёл в газовую промышленность. У Николая Анатольевича есть ещё внуки. Но чем в дальнейшем будет заниматься десятилетняя Аня, пока ещё сложно представить, да и на семилетнего Сашу возлагать надежды несколько преждевременно. Поживём – увидим. А пока что Николай Денискин передает свои умения ребятам, уже точно решившим связать свою жизнь с запахом мазута, визгом колес и «проходным зелёным», который зовёт вперёд.