Новости
В период зимнего этапа акции, который продлится до 1 марта 2025 года, запланировано проведение мероприятий, направленных на профилактику несчастных случаев с несовершеннолетними в зимний период.
Напомним, на голосование представлено 25 объектов из разных регионов Приволжья, в их числе Музей истории Оренбурга. Об этом сообщает областное Правительство. В списке достопримечательности, которые имеют культурную и историческую значимость не только для местных жителей, но и для всей страны: известные памятники, музеи, театры, университеты, мосты. Предложенный перечень составлен на основании мнения экспертов Консультативного совета по банкнотам.
2 декабря, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» выполняют:
По информации коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис», сегодня, 29 ноября, выполняются следующие виды работ:
В настоящее время на праздничной локации смонтированы деревянные домики маркета еды, которые будут предлагать гостям угощения и напитки.
«Господи! хорошо нам здесь быть…»
Продолжение. Начало в №№19, 20, 22
Александр Старых
«Близ моря Галилейского»
Продолжение. Начало в №№19, 20, 22
Александр Старых
«Близ моря Галилейского»
Путешествуя, мы останавливаемся в гостинице в очень чистом и опрятном городе, столице Галилеи Тверии, названном по имени римского наместника Тиберия. В этом местечке Спаситель не был. Но город стоит на берегу знаменитого Тивериадского же, по-другому Генисаретского или Галилейского озера-моря. Современные израильтяне называют его Кинеретом: водоём длиной 21 и шириной до 12 км своей закруглённой формой напоминает арфу («кинор»). В окрестностях Галилейского моря и начал служение Сын Человеческий. На этих берегах звучало спасительное Его слово, здесь совершил Он множество чудес и напитал телесной и духовной пищей тысячи людей.
Пресные воды озера всегда были полны рыбы, недаром в своё время оно снабжало ею в солёном виде всю Римскую империю. И сейчас по глади библейского моря, покрытого дымкой испарений, скользят рыбачьи лодки и катера. Рыбаки по-прежнему выбирают сети из вод, и евангельские слова двухтысячелетней давности легко ложатся на современную картинку: «Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев, Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море. И говорит им: идите за мною и Я сделаю вас ловцами человеков».
А мы уже давно в этих сетях, и, кажется, глядя на волны, помнящие божественный взор Христа, что не голубые небеса отражаются в них, а Его неизбывная нежность разливается по окрестностям и заполняет наши души.
В одной из поездок мы останавливаемся на берегу озера, чтобы искупаться и попробовать в местном ресторанчике «рыбу апостола Петра» - блюдо, которое неизменно предлагают паломникам и туристам в здешних местах. Русский игумен Даниил, которого мы уже упоминали, писал в XII веке о Галилейском море: «Рыбы в нём очень много, и есть одна рыба, дивная и чудная, эту рыбу и Христос любил есть, очень вкусная рыба, лучше всяких рыб. Своим видом она похожа на карпа. И я сам ел много раз эту рыбу, когда был в Тивериаде». Рыба эта, на самом деле тиляпия, принадлежащая к окунеобразным, действительно похожа на нашего карпа, с той лишь разницей, что у неё большие и острые плавники. «Библейская» примета вкусной и не костлявой рыбы – два пятна под жабрами – «следы пальцев апостола-рыбака Петра».
Где-то на полдороге между Назаретом и Тивериадой мы посетили арабское поселение Кефр-Канна, ту самую евангельскую Кану Галилейскую, где Христос совершил первое чудо, превратив на брачном пире в вино обычную воду. В память об этом событии католики и православные греки построили здесь храмы. Греческая церковь, кстати, была воздвигнута в конце девятнадцатого века Россией на средства Императорского Православного Палестинского Общества. И иконы в иконостасе русские - на северных дверях лик преподобного Сергия, а на южных - св. прав. Елизаветы, в честь почётных Председателей Общества князя Сергия и сестры императрицы Елизаветы Фёдоровны. По обеим сторонам алтаря в церкви стоят водоносы – большие, выдолбленные в цельном камне сосуды. Такие во времена Христа стояли в местных жилищах и служили посудой для омовения и других нужд. В таком сосуде и совершилось чудо превращения воды.
Вино, изготовленное местными монахами и упакованное в подарочные наборы, мы уже купили во дворе церкви, в маленьком монастырском магазинчике. В одном из церковных водоносов освящают воду в урочное время, а в другом - крестят младенцев. Сюда со всех концов Галилеи любят приезжать на венчание её православные жители.
Мы освящаем на водоносах купленное у греков вино и, помолившись, отправляемся дальше, покидая живописный деревенский уголок с цветущими деревьями – в Канне растут лучшие в Галилее гранатовые яблоки.
Экскурсовод Марина обращает наше внимание на расстилающуюся долину Нижней Галилеи: здесь когда-то было то самое «засеянное поле», на котором ученики Христовы, следуя за Ним, проголодавшись, срывали колосья и перетирали в ладонях. Делали они это в субботу, чем вызвали негодование фарисеев и законников.
Город, не узнавший времени…
Место, где когда-то был Капернаум, названный евангелистами «Его городом», встречает нас колокольным звоном и розово-красными, как тюльпаны, куполами православного храма Двенадцати апостолов. Церковь, стоящая на высоком берегу Галилейского моря, утопает в зелени. Навстречу нам бежит молодцеватый петух, пальмы и благоухающие лимонные деревья дополняют картину земного рая, а павлины, свободно разгуливающие по дорожкам, разворачивают роскошное оперение и невозмутимо позируют перед камерами.
По преданию, Капернаум – место призвания Спасителем рыбаков Петра и Андрея, мытаря Матфея и других будущих учеников к апостольскому служению. Неподалёку от храма - холм, прозванный горой Блаженств, на котором Христос произнёс Нагорную проповедь. Именно здесь прозвучали когда-то слова, положившие начало всему христианскому благовестию и вошедшие в мировую историю как Заповеди блаженств.
Это место будто специально создано природой: естественный амфитеатр, далеко по побережью разносящий звук человеческого голоса, как нельзя лучше подходит для многолюдной беседы.
На горе Блаженств находится францисканский монастырь.
В Галилее, как и во всех других евангельских местах, всё близко и связанно. Холм Нагорной проповеди, которую слушали около 15 тысяч человек, находится в километре от другого места на берегу Галилейского озера – древней Табхи. Здесь Иисус совершил чудо насыщения пяти тысяч человек двумя рыбами и пятью хлебами.
Иосиф Флавий в своих «Иудейских древностях» называет Капернаум цветущим городом, расположенным на перекрёстке торговых путей. Здесь были развиты торговля, рыболовство и сельское хозяйство. Сотник римского гарнизона, квартировавшего в Капернауме, принял иудаизм и построил синагогу, в которой и проповедовал Христос. В её стенах впервые прозвучали Его слова: «Покайтесь и веруйте в Евангелие!» Согласно Писанию, здесь Спаситель воскресил дочь Яира, исцелил тёщу апостола Петра, сухорукого в синагоге, немного бесноватого, слугу сотника, поставил на ноги расслабленного, которого друзья за невозможностью другого способа опустили на ремнях через разобранную кровлю, и сотворил много других чудес.
Однако, как и в родном Назарете, у жителей этих мест не нашёл Он желанного плода веры и с горечью вынужден был воскликнуть недостойному граду: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься...»
Как и все пророчества, сбылось и это…
Через несколько столетий от Капернаума, Хоразина и Вифсаиды не осталось камня на камне, и время занесло их песком и илом. Такова судьба городов, не узнавших «времени посещения своего» Царём Небесным.
Лишь в ХIХ веке здешние земли у бедуинов купили католики из францисканского ордена и построили монастырь. При строительстве обнаружили остатки той самой синагоги, которая поразила своими размерами и коринфскими колоннами из белого иерусалимского камня. Рядом с синагогой раскопали и кладку восьмиугольного здания с мозаичным полом, оставшиеся от церкви, которую построили первые христиане на месте дома Симона (апостола Петра). На мозаике, теперь уже находящейся на территории католического храма, хорошо известное христианам всего мира изображение рыб и хлеба – в память о чуде их умножения, совершённом Христом.
Значило ли, что Христос, обличая Капернаум, призвал небесные кары на галилейские города, подобно тем, которые уничтожили ветхозаветные Содом и Гоморру? Конечно, нет. Пришедший в мир спасти заблудших, Мессия не жаждал их смерти, как не желает он и сейчас погибели никого из грешников. Он только с горечью констатировал, что люди, глухие и чуждые Слову Божьему многочисленным чудесам, явленным им (нигде Он их столько не сотворил, сколько на галилейских берегах), – это люди духовно мёртвые, чуждые и глухие к самому Царству Небесному, а значит, однажды исчезнут, как смоковница, не приносящая плода.
«Всем рекам – мать»
Первое сегодняшнее впечатление – удивление. Иордан, известный всему миру как место крещения Христа, оказался всего лишь небольшой речкой - почти как Янгиз в моём детстве, заросший кустарником и деревьями. В поэтическом представлении о Святой Земле всё кажется крупным и величественным – горы, реки, города… А Иордан ведь «всем рекам мать»! Он символ человеческой жизни: рождаясь в чистых источниках, питая живое, он (всего через триста километров) растворяется в водах солёного Мёртвого моря. Он и образ человеческой истории: в час Крещения Господня в этой реке изменился ход мировых событий – в соответствии с псаломским изречением царя Давида: «Иордан обратися вспять». Кстати, в праздник Крещения река действительно течёт в обратном направлении. Это не раз проверяли паломники, бывшие на месте подлинного Крещения Христа – в Вифаваре, в нескольких километрах от впадения реки в Мёртвое море: брошенная щепочка плывёт вверх по течению, а вода в Иордане становится солёной. Место, запечатлённое на знаменитой картине А. Иванова «Явление Христа народу», находится на пограничной территории Израиля и Иордана и малодоступно для паломников. Мы погружались в воды библейской реки в том месте, где она вытекает из Генисаретского озера. Называется оно Ярденит, как и местный кибуц, который организовал для паломников всех конфессий целый комплекс с автостоянкой, магазином сувениров, раздевалкой и специально оборудованными местами для омовения.
Отец Серафим прочитал молебен, и мы, одетые по здешней традиции в длинные белые рубахи, трижды окунулись с головой в тёплую и чистую воду священной реки.
Пустыня на вершине
Отойдя от Иордана после своего Крещения Иоанном Предтечей, Христос удалился в пустыню для сорокадневного поста и молитв. На самом деле пустыня в данном случае не раскалённое песчаное пространство, как мы привыкли понимать, а «пустое место», уединённая скалистая вершина, возвышающаяся на четыреста метров над Иерихонской долиной. Гора Искушений, или Сорокадневная гора – одна из вершин в цепи гор к западу от Иерихона. Ещё в четвёртом веке на её середине, расширив пещеру, в которой, по преданию, укрывался Господь в дни поста Своего, греки построили церковь в память об Искушении. К монастырю спиралью вьётся дорога. Идти по ней вверх – испытание непростое, поэтому тем, кто не уверен в своих силах, предлагают за плату подняться по канатной дороге. Таких находится немного, большинство из нашей группы отправляется по извилистому и крутому серпантину пешком. Цепочка растягивается на многие десятки метров. Пройти путь в молчании в память о сорокадневном посте Господа – как это всегда было принято у русских паломников – не удаётся. Группу, ползущую в гору, неотступно преследует бойкий арабчонок лет десяти с протянутой рукой. Арабские дети по традиции здешних мест или торгуют с малолетства, или просят милостыню, а то и совмещают оба этих занятия. Мальчонка с просительным выражением на хитрой мордашке нудно канючит:
- Уан доллар, уан доллар…
Не выдержав, достаю из кармана российскую десятирублёвку:
- На! Рашен доллар. Лучший в мире!
Мальчонка недоверчиво крутит купюру в руках и исчезает. Некоторое время идём в тишине. Но пока мы проходим пару сотен метров, пацан успевает смотаться к подножию горы и вернуться назад: в руках десятирублёвка, на лице гримаса разочарования. «Русский доллар» не прошёл котировку взрослых консультантов…
Наконец мы добираемся до храма, и греческие монахи, увидев русских паломников, пропускают нас без очереди. Это приятно, потому что, говорят, других гостей, в основном туристов, могут и не впустить вообще. И бесполезно стучать в толстые дубовые двери. С террасы церкви открывается величественная панорама – горы и долина, распахнутая на много километров. С вершины этой горы сатана, искушая, показал Спасителю «все царства вселенной во мгновение времени».
«Гора чудно уродилась у Бога»
Ещё одна гора, которую христианская церковь почитает с первых лет своего существования, - Фавор, где произошло Преображение Господне. «Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху, - поётся в тропаре этому празднику. - Да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы; Светодавче, слава Тебе». Вместе с апостолами Петром, Иаковом и Иоанном Иисус поднялся на гору. Там во время молитвы Он преобразился перед ними: «И просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет». После этого явились два ветхозаветных пророка Моисей и Илия, которые беседовали с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме». Увидев это, поражённый и испуганный Пётр сказал: «Адони, тов шэанахну кан! («Господи, хорошо нам здесь быть!»); сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии». После этих слов явилось облако, осенившее всех, и ученики услышали из облака голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте». По свидетельству паломников, как и во времена Спасителя, каждый год на праздник Преображения (19 августа) на гору Фавор опускается облако, напоминающее о чудесном Фаворском свете.
Наш автобус едет по дороге в Изреельской долине, которая раньше пролегала среди малярийных болот. Сейчас эти территории превращены в цветущий сад. Помогли это сделать растущие по сторонам трассы огромные эвкалипты, которые способны поглощать огромное количество воды. Именно эти деревья способствовали осушению болотистой почвы и превращению её в сельхозугодья, засаженные самыми разными культурами.
Древнерусский игумен Даниил в своём «Хожении» так описывает гору Преображения: «Фаворская гора чудно, дивно, несказанно и красиво уродилась у Бога. Она красиво и величественно посреди красивой равнины стоит, как круглый стог. Она красивее всех других гор. В долине около горы течёт река. По всей Фаворской горе растёт много всяких деревьев: смоковных, рожков, масличных.
Гора вся каменная, всходить на неё по камням трудно и опасно, приходится руками на неё лезть, путь очень тяжек. Едва мы на неё влезли, с третьего по девятый час добирались до самого верха, хотя шли быстро.
На самом верху горы, к северо-востоку, есть место высокое, как горка каменная, небольшая, островерхая. На этом месте произошло преображение Христа. Здесь создана церковь во имя Преображения, а другая церковь - во имя святых пророков Моисея и Ильи - создана подальше, на север от Преображения <…> Это чудное и дивное Божье устроение на такой высоте. На самом верху горы много воды, нивы, добрые сады, деревья плодовые. Видно с неё очень далеко».
На гору высотой около шестисот метров раньше вели 4340 ступеней. Сейчас по извилистой асфальтовой дороге арабские таксисты довезут вас за десять долларов. Но мы снова мужественно пошли пешком, благо нам не пришлось карабкаться по камням, как нашему предшественнику игумену Даниилу.
Православный храм Преображения на вершине Фавора много раз разрушали. Восстановлен он был в 19 веке русским архимандритом Иринархом, последователем учеников Паисия Величковского. Помогало ему в этом опять же российское правительство.
Интересна история чудотворной акафистной иконы Богородицы, которая находится в храме. Эта икона напечатана на простой газетной бумаге и приплыла по морю в бутылке. Её выловили арабские мальчишки и принесли в храм. Молящиеся у этой иконы стали получать исцеления. Свидетельством тому множество фотографий исцелённых людей вокруг иконы и стоящие рядом костыли и палки, на которые ранее опирались хромые.
Возьми свой крест…
В Иерусалим нельзя приехать, в него можно только подняться, говорят паломники, имея в виду и то, что святой город находится на высоте 900 метров выше уровня моря, и то, что это духовная вершина, на которую не всякий может взойти.
Мы вернулись в Иерусалим накануне Великой пятницы, чтобы в этот день пройти тот скорбный путь, который проделал Спаситель с крестом на Голгофу. Крестный путь, или Путь Скорби, по латыни называемый Виа Долороза, это не просто улица в Старом городе на Храмовой горе, а направление, по которому шёл Христос к месту Своего Распятия. До 17 века так у католиков назывался ритуал шествия пилигримов. Городская застройка Иерусалима, многократно разрушавшаяся и создававшаяся вновь, не даёт сегодня возможности представить, как на самом деле выглядела дорога на Голгофу. Крестный путь сегодня - это 14 станций («Христос у католиков вроде поезда», - ворчат обычно православные), из которых лишь несколько подтверждены официальными археологическими данными. Остальное, как говорит наш гид Марина, «это Голливуд», намекая на свойственное католикам стремление подменять факты чувственными символами.
Кто-то говорил, что Крестный путь Христа занимает пять километров. На самом деле от Овчих, или Стефановых врат, через которые Его ввели в город на Храмовой горе, до Голгофы не более километра. Большее расстояние получится, если отсчитывать путь Спасителя от Гефсиманского сада на Елеонской горе, где после поцелуя Иуды Он был схвачен римскими солдатами. Оттуда Христа повели в дом первосвященника Каиафы, жившего в богатом квартале на горе Сион, во времена Спасителя находившемся внутри стен Иерусалима.
Совсем неподалёку от дома первосвященника и темницы, куда посадили Иисуса, была гостиница, в которой буквально накануне Учитель и апостолы собирались для пасхальной вечери. По обычаю тех времён, при входе гостей в дом рабы или слуги хозяина омывали их запылённые ноги. А поскольку в гостиничном номере такой услуги не предполагалось, ученики заспорили, кому из них заняться этой процедурой: омовение ног считалось делом унизительным. Тогда Иисус снял верхнюю одежду, налил воду в таз, препоясался полотенцем и начал мыть ноги ученикам, подав им пример смирения и любви друг к другу. Апостолам стало стыдно.
Горница этого дома, где состоялась последняя Его трапеза с учениками, стала для всего христианства «матерью всех церквей», ибо здесь было установлено таинство Евхаристии - «преломление хлеба», совершённое Самим Спасителем и завещанное «творить то же самое в Его воспоминание».
Отсюда, «когда была ночь», Иуда ушёл, чтобы совершить предательство. Здесь после Распятия ученики оплакивали смерть Учителя, спрятавшись из страха, что их найдут и тоже схватят. Сюда Мария Магдалина принесла радостную весть о Воскресении. На пятидесятый день после Воскресения Христова апостолы, Божья Матерь и другие верующие с утра собрались в этой же самой горнице, и тогда в виде огненных языков на апостолов сошёл Дух Святой, после чего все они начали славить Господа на разных языках, которых не знали прежде.
«Немедленно по утру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связавши Иисуса, отвели и предали Пилату». На Храмовой горе, во дворе крепости Антония, находилась Претория - резиденция римских наместников и место суда. Сейчас на этом месте - женская школа Эль-Омария, расположенная на территории монастыря Сестёр Сиона. Отсюда каждую пятницу в три часа пополудни монахи-францисканцы, в сопровождении многочисленных паломников, начинают торжественную процессию с несением Креста, повторяющую Крестный путь.
На площади перед Преторией Понтий Пилат предложил толпе выбрать, кого из приговорённых оставить в живых: Иисуса или Варавву. Здесь же после криков «распни его!» произошло бичевание, возложение на Христа тернового венца и багряницы – карикатурных символов царской власти. На спину Спасителю взгромоздили Крест, а пятый прокуратор умыл руки. «Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить его. И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! И били Его по ланитам». Теперь на этом месте находятся францисканские часовня Осуждения и монастырь Бичевания.
Лифостротон - каменные плиты, сохранившиеся в часовне Осуждения. С большой степенью уверенности можно говорить, что по ним ступала нога Христа. Плиты Лифостротона - это маленькая летопись жизни, протекавшей здесь два тысячелетия назад. На каменном помосте сохранились желобки для отвода воды, насечки, чтобы не скользили конские копыта. На полу нацарапаны поля для игры в кости, которой развлекались римские солдаты в то время, как Спаситель нёс Свой Крест на место казни.
В Вечном городе, кажется, с тех времён ничего не изменилось, и легко представить, как шёл Он в базарный день по его тесным, полным народа, грязным улицам - окровавленный, палимый солнцем, сжимаемый со всех сторон кричащим и торгующим людом, безучастным к Его страданиям и судьбе.
Последняя остановка перед Голгофой была на том месте, где сейчас стоит высокое здание русского Александровского подворья. Внутри него храм святого благоверного князя Александра Невского. На этом месте находились Судные врата, через которые осуждённых выводили из города на казнь. В 1859 году русские выкупили у эфиопского духовенства участок земли, расположенный в нескольких десятках метров от храма Гроба Господня.
Прежде чем строить подворье, на участке произвели археологические раскопки и обнаружили остатки стены двухтысячелетней давности, два с половиной метра высотой. Между двумя пилястрами стены располагался покрытый выбоинами и истёртый ногами Порог Судных врат, с чёткими следами петель от некогда бывших здесь ворот. По обеим их сторонам лежали плиты древней мостовой. Нет сомнений, что Иисус пересекал Порог на пути к Голгофе. Сейчас Порог - под стеклом и в деревянной раме. Слева от ворот сохранилась часть стены с отверстием, похожим на игольное ушко. Через эту дыру в ночное время, когда городские ворота были уже закрыты, пропускали овец. Мы попробовали протиснуться и сами – получилось легко. Но верблюду – ни древнему, ни современному - через такое отверстие не пройти. Скорее всего, именно этот лаз в стене имел в виду Спаситель, когда говорил: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие».
Судные врата так назывались потому, что здесь ещё можно было изменить приговор. Но Христу здесь был объявлен окончательный вердикт…
(Окончание в следующем номере).