Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
«В работе Петина много достоинств…»
Исполнилось сто лет со дня рождения оренбургского скульптора Г.А. Петина.
Исполнилось сто лет со дня рождения оренбургского скульптора Г.А. Петина.
«По испытании отнесён как сапожник по 7-му разряду»
Оренбургские архивисты гордятся тем, что ещё в 1962 году создан личный фонд (совокупность документов о жизни и творчестве человека) скульптора Гавриила Алексеевича Петина. В нём учтено восемь 8 единиц хранения, в которых сконцентрировано 219 документов: из них 26 - справки об учёбе, удостоверения, трудовая книжка, характеристики; 59 вырезок статей из местных и центральных периодических изданий. Особую ценность представляют 106 фотографий, эскизов и рисунков Гавриила Алексеевича.
На государственное хранение передана «Выпись из метрической книги оренбургской Михайло-Архангельской церкви» о том, что у крестьянина Оренбургского уезда Абрамовской волости (ныне Переволоцкий район. - Т.С.) Алексея Семёновича Петина и его жены Марии 28 марта (по старому стилю. - Т.С.) 1909 года родился, а 30 марта крещён сын Гавриил.
Рассказывая о себе в конце 30-х годов ХХ века со страниц областной газеты «Оренбургская коммуна», Гавриил Алексеевич сообщал: «Десяти лет я пошёл на заработки, взялся за сапожное дело. Проработав семь лет, поступил на строительство и стал изучать бетонное дело, мозаичные и штукатурные работы. В 1936 году в системе «Горместпрома» организовалось скульптурно-лепочное производство. Здесь наряду с изучением формовки я стремился освоить и изготовление моделей».
Среди самых ранних документов о трудовой деятельности, отложившихся в архивном фонде Г.А. Петина, - справка от 25 ноября 1925 года о том, что он, «присланный оренбургской биржей труда для выявления квалификации, по испытании отнесён как сапожник по 7-му разряду». В 1930 году Гавриил закончил школу строительных десятников (десятник - руководитель партии рабочих). В 1929-1931 годах он «состоял бетонщиком при государственной строительной конторе», строил зерносовхоз Караванный, как десятник «работал на постройке при станции Губерля». В его характеристике того времени записано: «В продвижении работы принимал горячее участие, не имея ни одного прогула, к рабочим относился хорошо, не имея с ними конфликтов». Уже «в качестве лепщика» в 1937 году Гавриил Алексеевич привлекался к возведению оренбургского Дома Советов.
«Оренбургская коммуна» в январе 1937 года опубликовала фото первой самостоятельной работы Гавриила Алексеевича – бюст А.С. Пушкина с комментарием: «В прошлом Петин - бетонщик. Окончил 3 класса начальной школы». Через полгода журналисты известили: «Из Москвы пришло сообщение о том, что пять работ (бюсты Н. Островского и А. Пушкина, барельеф Маркса-Энгельса-Ленина, барельефы Ленина и Орджоникидзе), присланных молодым оренбургским скульптором Петиным, приняты на Всесоюзную выставку народного творчества к 20-летию Октября.
«Чтобы в будущем жилось лучше»
Посредством периодической печати весной 1938 года Гавриил Алексеевич информировал земляков: «В первых числах декабря в Москве открывается Всесоюзная художественно-скульптурная выставка на тему «Ленин и Сталин в народном изобразительном творчестве». Меня в феврале этого года вызывали в Москву на семинар. Очень много дали встречи с заслуженными деятелями искусств скульптором Мухиной и художником Герасимовым».
Участвуя в этой выставке, в 1939 году Г.А. Петин был удостоен первой премии за скульптурную группу «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов на фронте». В центральной прессе появилось немало положительных отзывов о нём. Корреспондент «Правды» утверждал: «В работе скульптора Петина много несомненных художественных достоинств». Позднее копия этой скульптуры высотой в три метра будет установлена в Зауральной роще.
На областной выставке изобразительных искусств, открывшейся в ноябре 1939 года, Гавриил Алексеевич представил на суд посетителей и коллег свою новую работу – «эскиз скульптуры, отражающей события на озере Хасан».
Современники Г.А. Петина свидетельствовали: «Скульптор-самоучка серьёзно учился. Долгие вечера он просиживал за книгами – изучал анатомию, историю искусств, жизнь и творчество великих художников всех времён и народов. Всесоюзный Дом народного творчества дважды вызывал Петина в Москву, и здесь талантливый любитель в общей сложности около года посещал музеи, получал консультации выдающихся мастеров».
Находясь на творческих семинарах в Москве, используя только простой карандаш, Гавриил Алексеевич писал своим домашним очень тёплые письма. Несколько из них сохранилось. Он обращался к близким не иначе, как «Добрый день, многоуважаемое семейство!», «Здравствуй, милая Марусенька и всё дорогое семейство!». Беспокоясь о родных, часто сетовал: «Что-то болит сердце, почему-то мне всё кажется, что вы нездоровы и, вообще, стало надоедать быть всё время в одиночестве. Но быть на семинаре необходимо, с тем, чтобы нам в будущем жилось лучше…»
Гавриил Алексеевич делился с женой творческими планами: «Сейчас работаю над скульптурой Сталина. Хочется сделать так, чтобы не подкачать…» Очень подробно сообщал о тех недостатках, которые профессионалы находили в его скульптуре В.П. Чкалова. Сомневаясь, он просил совета у своей второй половины: «Сейчас представляется возможность устроиться в институт по повышению квалификации по скульптуре. Срок обучения 2 года, и что делать, никак не могу решить. Учиться – дело хорошее, и в то же время боюсь, как бы нам не пришлось голодать. В общем, пиши, как ты считаешь лучше поступить…» Нередко Гавриил Алексеевич радовался собранным для семьи гостинцам: «Купил сахару, чаю. Думаю послать вермишель и селёдки. Для своих дочек за их отличную учёбу постараюсь купить обувь…»
«Очень удачно отобразил Чкалова».
Особой страницей в творчестве Г.А. Петина стала работа над скульптурой лётчика В.П. Чкалова, имя которого Оренбург носил с декабря 1938 года по декабрь 1957 года. Областная газета в начале 1939 года извещала: «Сейчас товарищ Петин работает над скульптурой, изображающей великого лётчика нашего времени. Небольшая коренастая фигура в лётном меховом костюме давно уже стоит на скульптурном станке в его комнате». Летом 1940 года военный комиссар «2-го Чкаловского военно-авиационного училища» записал: «Скульптор Петин изготовил скульптуру Чкалова. Широкие круги трудящихся и городской актив высоко оценили эту работу. Все настроены эту скульптуру взять за основу для сооружения памятника в Чкалове. Но вот беда: некоторые местные руководители гонятся не за действительным отображением образа Чкалова, а за знаменитостью автора памятника. Это очень неправильно. Петин – талантливый самородок, очень удачно отобразил Чкалова. Некоторые же лица склонны отдать предпочтение работе скульптора Иванова...»
Сотрудник газеты «Советское искусство», рассказывая в начале 1941 года о ходе подготовки к Всесоюзной выставке народного изобразительного искусства «Оборона СССР», восхищался: «Останавливают внимание большие скульптуры рабочего бетонщика из города Чкалова Г.А. Петина. На выставке будет показан выразительный портрет бесстрашного лётчика В.П. Чкалова и большая фигура «Чкалов перед полётом». Когда смотришь на эту фигуру, думаешь о силе таланта и глубоком чувстве образа, которые позволяют скульптору создавать такие впечатляющие произведения». На первой полосе «Чкаловской коммуны» весной 1941 года публикуется фотография и информация о том, что «новая работа скульптора-самоучки Г.А. Петина бюст В.П. Чкалова» принят для участия в этой выставке.
В 1943 году на страницах «Чкаловской коммуны» напечатана заметка о том, что скульптор Петин «вновь вернулся к образу Валерия Чкалова. Чкаловцам знаком памятник в саду им. Карла Либкнехта (он был установлен в нынешних «Тополях» весной 1942 года. - Т.С.). На этот раз по замыслу скульптора фигура лётчика должна быть более динамичной. Валерий Чкалов будет показан во время полёта».
«Посвятил своё искусство преимущественно оборонным темам»
В архивном фонде Г.А. Петина сохранилось немало свидетельств и о других его работах. На техническом совещании у председателя чкаловского облисполкома Квасова 28 апреля 1941 года утверждалась «тематика и объёмные эскизы двух групп скульптур, устанавливаемых над трибунами главного фасада Дома Советов». Тогда было решено: «Разработанные товарищем Петиным эскизы двух групп скульптур и тематику принять к исполнению. Группу скульптур шахтёра и сталевара решить статично».
Всесоюзная выставка народного изобразительного искусства «Оборона СССР» открылась уже после начала Великой Отечественной войны. В июле 1941 года корреспонденция в «Советском искусстве» о наиболее интересных её экспонатах иллюстрирована фотографией скульптуры Г.А. Петина «За нашу победу».
О переменах в его судьбе, произошедших в годы Великой Отечественной войны, рассказывают немногочисленные записи в трудовой книжке Гавриила Алексеевича: после перевода на должность скульптора в «Союз советских художников при Чкаловском областном отделе искусств» Г.А. Петин в сентябре 1942 года уволился из Чкаловского горстройтреста. С марта 1943 года он был скульптором-художником облдрамтеатра.
На обороте справки о приёме Гавриила Алексеевича в Союз советских художников, датированной 10 апреля 1942 года, сделана пометка о выдаче «хлебной карточки на 800 г».
Под заголовком «Наши художники» в мае 1943 года «Чкаловская коммуна» напечатала статью, автор которой, рассказывая о выставке, устроенной в агитпункте, информировал: «Скульптор Петин посвятил своё искусство преимущественно оборонным темам. Скульптурная группа «Воля к победе» удалась художнику. В фигурах раненого партизана, поддерживающих его красноармейца и девушки воплощён героический порыв и непреклонная уверенность в победе советского народа». Для Всесоюзной выставки «Победа», открывшейся в 1945 году, Гавриил Алексеевич подготовил скульптуру «Народные мстители».
Среди архивных материалов сохранился договор о создании памятника дважды Герою Советского Союза Родимцеву (декабрь 1945 года). Генерал-лейтенант А.И. Родимцев осенью 1946 года писал Гавриилу Алексеевичу: «Ваша работа выполнена прекрасно, черты лица изображены точно, сходство тождественно. От души благодарю за хорошую работу».
В мае 1946 года Г.А. Петин награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Из публикаций о последних годах его жизни хочется выделить интервью, данное им перед новым, 1946 годом представителю печатного органа южно-уральского военного округа «Сталинец»: «Я работал над скульптурами, темой которых являются события и люди нашего степного края. Закончил эскиз памятника на могилу павших борцов революции города Бузулука, бюст старейшего учителя области Ивана Ивановича Лебедева. Наша действительность даёт волнующие темы художникам. В 1946 году займусь внутренним и внешним оформлением нового театра города Чкалова. Это интересная работа».
К сожалению, жизнь Гавриила Алексеевича трагически оборвалась 7 ноября 1947 года. Но его дело продолжила дочь Надежда, автор многочисленных замечательных скульптур, украсивших город Оренбург.