Новости

Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.

14 ноября

14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.

14 ноября

С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.

13 ноября

Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.

13 ноября

Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.

13 ноября




«В работе Петина много достоинств…»

+++++
Татьяна Судоргина
Исполнилось сто лет со дня рождения оренбургского скульптора Г.А. Петина.
Татьяна Судоргина
Исполнилось сто лет со дня рождения оренбургского скульптора Г.А. Петина.

«По испытании отнесён как сапожник по 7-му разряду»
Оренбургские архивисты гордятся тем, что ещё в 1962 году создан личный фонд (совокупность документов о жизни и творчестве человека) скульптора Гавриила Алексеевича Петина. В нём учтено восемь 8 единиц хранения, в которых сконцентрировано 219 документов: из них 26 - справки об учёбе, удостоверения, трудовая книжка, характеристики; 59 вырезок статей из местных и центральных периодических изданий. Особую ценность представляют 106 фотографий, эскизов и рисунков Гавриила Алексеевича.
На государственное хранение передана «Выпись из метрической книги оренбургской Михайло-Архангельской церкви» о том, что у крестьянина Оренбургского уезда Абрамовской волости (ныне Переволоцкий район. - Т.С.) Алексея Семёновича Петина и его жены Марии 28 марта (по старому стилю. - Т.С.) 1909 года родился, а 30 марта крещён сын Гавриил.
Рассказывая о себе в конце 30-х годов ХХ века со страниц областной газеты «Оренбургская коммуна», Гавриил Алексеевич сообщал: «Десяти лет я пошёл на заработки, взялся за сапожное дело. Проработав семь лет, поступил на строительство и стал изучать бетонное дело, мозаичные и штукатурные работы. В 1936 году в системе «Горместпрома» организовалось скульптурно-лепочное производство. Здесь наряду с изучением формовки я стремился освоить и изготовление моделей».
Среди самых ранних документов о трудовой деятельности, отложившихся в архивном фонде Г.А. Петина, - справка от 25 ноября 1925 года о том, что он, «присланный оренбургской биржей труда для выявления квалификации, по испытании отнесён как сапожник по 7-му разряду». В 1930 году Гавриил закончил школу строительных десятников (десятник - руководитель партии рабочих). В 1929-1931 годах он «состоял бетонщиком при государственной строительной конторе», строил зерносовхоз Караванный, как десятник «работал на постройке при станции Губерля». В его характеристике того времени записано: «В продвижении работы принимал горячее участие, не имея ни одного прогула, к рабочим относился хорошо, не имея с ними конфликтов». Уже «в качестве лепщика» в 1937 году Гавриил Алексеевич привлекался к возведению оренбургского Дома Советов.
«Оренбургская коммуна» в январе 1937 года опубликовала фото первой самостоятельной работы Гавриила Алексеевича – бюст А.С. Пушкина с комментарием: «В прошлом Петин - бетонщик. Окончил 3 класса начальной школы». Через полгода журналисты известили: «Из Москвы пришло сообщение о том, что пять работ (бюсты Н. Островского и А. Пушкина, барельеф Маркса-Энгельса-Ленина, барельефы Ленина и Орджоникидзе), присланных молодым оренбургским скульптором Петиным, приняты на Всесоюзную выставку народного творчества к 20-летию Октября.

«Чтобы в будущем жилось лучше»
Посредством периодической печати весной 1938 года Гавриил Алексеевич информировал земляков: «В первых числах декабря в Москве открывается Всесоюзная художественно-скульптурная выставка на тему «Ленин и Сталин в народном изобразительном творчестве». Меня в феврале этого года вызывали в Москву на семинар. Очень много дали встречи с заслуженными деятелями искусств скульптором Мухиной и художником Герасимовым».
Участвуя в этой выставке, в 1939 году Г.А. Петин был удостоен первой премии за скульптурную группу «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов на фронте». В центральной прессе появилось немало положительных отзывов о нём. Корреспондент «Правды» утверждал: «В работе скульптора Петина много несомненных художественных достоинств». Позднее копия этой скульптуры высотой в три метра будет установлена в Зауральной роще.
На областной выставке изобразительных искусств, открывшейся в ноябре 1939 года, Гавриил Алексеевич представил на суд посетителей и коллег свою новую работу – «эскиз скульптуры, отражающей события на озере Хасан».
Современники Г.А. Петина свидетельствовали: «Скульптор-самоучка серьёзно учился. Долгие вечера он просиживал за книгами – изучал анатомию, историю искусств, жизнь и творчество великих художников всех времён и народов. Всесоюзный Дом народного творчества дважды вызывал Петина в Москву, и здесь талантливый любитель в общей сложности около года посещал музеи, получал консультации выдающихся мастеров».
Находясь на творческих семинарах в Москве, используя только простой карандаш, Гавриил Алексеевич писал своим домашним очень тёплые письма. Несколько из них сохранилось. Он обращался к близким не иначе, как «Добрый день, многоуважаемое семейство!», «Здравствуй, милая Марусенька и всё дорогое семейство!». Беспокоясь о родных, часто сетовал: «Что-то болит сердце, почему-то мне всё кажется, что вы нездоровы и, вообще, стало надоедать быть всё время в одиночестве. Но быть на семинаре необходимо, с тем, чтобы нам в будущем жилось лучше…»
Гавриил Алексеевич делился с женой творческими планами: «Сейчас работаю над скульптурой Сталина. Хочется сделать так, чтобы не подкачать…» Очень подробно сообщал о тех недостатках, которые профессионалы находили в его скульптуре В.П. Чкалова. Сомневаясь, он просил совета у своей второй половины: «Сейчас представляется возможность устроиться в институт по повышению квалификации по скульптуре. Срок обучения 2 года, и что делать, никак не могу решить. Учиться – дело хорошее, и в то же время боюсь, как бы нам не пришлось голодать. В общем, пиши, как ты считаешь лучше поступить…» Нередко Гавриил Алексеевич радовался собранным для семьи гостинцам: «Купил сахару, чаю. Думаю послать вермишель и селёдки. Для своих дочек за их отличную учёбу постараюсь купить обувь…»

«Очень удачно отобразил Чкалова».
Особой страницей в творчестве Г.А. Петина стала работа над скульптурой лётчика В.П. Чкалова, имя которого Оренбург носил с декабря 1938 года по декабрь 1957 года. Областная газета в начале 1939 года извещала: «Сейчас товарищ Петин работает над скульптурой, изображающей великого лётчика нашего времени. Небольшая коренастая фигура в лётном меховом костюме давно уже стоит на скульптурном станке в его комнате». Летом 1940 года военный комиссар «2-го Чкаловского военно-авиационного училища» записал: «Скульптор Петин изготовил скульптуру Чкалова. Широкие круги трудящихся и городской актив высоко оценили эту работу. Все настроены эту скульптуру взять за основу для сооружения памятника в Чкалове. Но вот беда: некоторые местные руководители гонятся не за действительным отображением образа Чкалова, а за знаменитостью автора памятника. Это очень неправильно. Петин – талантливый самородок, очень удачно отобразил Чкалова. Некоторые же лица склонны отдать предпочтение работе скульптора Иванова...»
Сотрудник газеты «Советское искусство», рассказывая в начале 1941 года о ходе подготовки к Всесоюзной выставке народного изобразительного искусства «Оборона СССР», восхищался: «Останавливают внимание большие скульптуры рабочего бетонщика из города Чкалова Г.А. Петина. На выставке будет показан выразительный портрет бесстрашного лётчика В.П. Чкалова и большая фигура «Чкалов перед полётом». Когда смотришь на эту фигуру, думаешь о силе таланта и глубоком чувстве образа, которые позволяют скульптору создавать такие впечатляющие произведения». На первой полосе «Чкаловской коммуны» весной 1941 года публикуется фотография и информация о том, что «новая работа скульптора-самоучки Г.А. Петина бюст В.П. Чкалова» принят для участия в этой выставке.
В 1943 году на страницах «Чкаловской коммуны» напечатана заметка о том, что скульптор Петин «вновь вернулся к образу Валерия Чкалова. Чкаловцам знаком памятник в саду им. Карла Либкнехта (он был установлен в нынешних «Тополях» весной 1942 года. - Т.С.). На этот раз по замыслу скульптора фигура лётчика должна быть более динамичной. Валерий Чкалов будет показан во время полёта».

«Посвятил своё искусство преимущественно оборонным темам»
В архивном фонде Г.А. Петина сохранилось немало свидетельств и о других его работах. На техническом совещании у председателя чкаловского облисполкома Квасова 28 апреля 1941 года утверждалась «тематика и объёмные эскизы двух групп скульптур, устанавливаемых над трибунами главного фасада Дома Советов». Тогда было решено: «Разработанные товарищем Петиным эскизы двух групп скульптур и тематику принять к исполнению. Группу скульптур шахтёра и сталевара решить статично».
Всесоюзная выставка народного изобразительного искусства «Оборона СССР» открылась уже после начала Великой Отечественной войны. В июле 1941 года корреспонденция в «Советском искусстве» о наиболее интересных её экспонатах иллюстрирована фотографией скульптуры Г.А. Петина «За нашу победу».
О переменах в его судьбе, произошедших в годы Великой Отечественной войны, рассказывают немногочисленные записи в трудовой книжке Гавриила Алексеевича: после перевода на должность скульптора в «Союз советских художников при Чкаловском областном отделе искусств» Г.А. Петин в сентябре 1942 года уволился из Чкаловского горстройтреста. С марта 1943 года он был скульптором-художником облдрамтеатра.
На обороте справки о приёме Гавриила Алексеевича в Союз советских художников, датированной 10 апреля 1942 года, сделана пометка о выдаче «хлебной карточки на 800 г».
Под заголовком «Наши художники» в мае 1943 года «Чкаловская коммуна» напечатала статью, автор которой, рассказывая о выставке, устроенной в агитпункте, информировал: «Скульптор Петин посвятил своё искусство преимущественно оборонным темам. Скульптурная группа «Воля к победе» удалась художнику. В фигурах раненого партизана, поддерживающих его красноармейца и девушки воплощён героический порыв и непреклонная уверенность в победе советского народа». Для Всесоюзной выставки «Победа», открывшейся в 1945 году, Гавриил Алексеевич подготовил скульптуру «Народные мстители».
Среди архивных материалов сохранился договор о создании памятника дважды Герою Советского Союза Родимцеву (декабрь 1945 года). Генерал-лейтенант А.И. Родимцев осенью 1946 года писал Гавриилу Алексеевичу: «Ваша работа выполнена прекрасно, черты лица изображены точно, сходство тождественно. От души благодарю за хорошую работу».
В мае 1946 года Г.А. Петин награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Из публикаций о последних годах его жизни хочется выделить интервью, данное им перед новым, 1946 годом представителю печатного органа южно-уральского военного округа «Сталинец»: «Я работал над скульптурами, темой которых являются события и люди нашего степного края. Закончил эскиз памятника на могилу павших борцов революции города Бузулука, бюст старейшего учителя области Ивана Ивановича Лебедева. Наша действительность даёт волнующие темы художникам. В 1946 году займусь внутренним и внешним оформлением нового театра города Чкалова. Это интересная работа».
К сожалению, жизнь Гавриила Алексеевича трагически оборвалась 7 ноября 1947 года. Но его дело продолжила дочь Надежда, автор многочисленных замечательных скульптур, украсивших город Оренбург.

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.