Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
«Господи! хорошо нам здесь быть…»
(Продолжение. Нач. в №№19, 20)
«Над родником – белый храм…»
Мы ещё вернёмся в Иерусалим, чтобы в субботу, накануне Пасхи, попробовать оказаться в этом храме во время схождения Благодатного огня, и чтобы встретить Пасху на Гробе Господнем. А пока едем в те места, которые описаны в Евангелии, чтобы пройти по дорогам, где ходил Он, увидеть холмы и воды, которые помнят Его. И хотя земля круглая, здесь, в Святой земле, человек оказывается ближе к Богу, чем где бы то ни было, потому что каждый камень и каждая травинка в ней будут помнить Его, сколько бы веков не промчалось в мире.
(Продолжение. Нач. в №№19, 20)
«Над родником – белый храм…»
Мы ещё вернёмся в Иерусалим, чтобы в субботу, накануне Пасхи, попробовать оказаться в этом храме во время схождения Благодатного огня, и чтобы встретить Пасху на Гробе Господнем. А пока едем в те места, которые описаны в Евангелии, чтобы пройти по дорогам, где ходил Он, увидеть холмы и воды, которые помнят Его. И хотя земля круглая, здесь, в Святой земле, человек оказывается ближе к Богу, чем где бы то ни было, потому что каждый камень и каждая травинка в ней будут помнить Его, сколько бы веков не промчалось в мире.
«Из Назарета может ли быть что доброе?» – иронично ответил Нафанаил, когда Филипп, один из учеников Иисуса, предложил пойти посмотреть на обретённого Мессию. Однако всё-таки пошёл и уверовал в Христа.
Почему же он так сказал? Малознакомым для человечества две тысячи лет назад было место рождения Спасителя - Вифлеем. Никто толком также не знал и неприметную деревушку в Галилее с названием Назарет, где прошли Его детство и юность.
Здешние места необычайно плодородны и похожи на земной рай. Особенно в сравнении с суровыми и безжизненными пространствами Иудеи. Вдоль автотрассы бесконечной лентой тянутся банановые плантации с защитной сеткой сверху - от прожорливых птиц. Гроздья плодов, как правило, в чёрных полиэтиленовых пакетах – это и защита, и скорое созревание, и готовая упаковка для продукции! Урожаи в Галилее собирают по нескольку раз в год. И в древнееврейской, и в современной экономике Израиля эта область является, как принято говорить у нас, главной житницей страны. Местные жители во времена Христа обладали независимым, весёлым нравом и снискали себе славу простодушной и непокорной деревенщины. Жили здесь в основном язычники – римляне, греки, сирийцы, – говорившие на смешном для иудеев наречии. Не разбирая национальностей, их скопом называли эллинами. Поэтому и удивился Нафанаил, услышав, что Мессия родом из деревни с ничего не значащим названием.
Современный Назарет - чистенький городок в лощине между двумя горными хребтами, с преимущественно православным арабским населением. Он встретил нас громким восточным многоголосием и белыми домами и церквами, которым, кажется, тесно среди узких извилистых улочек. Трудно вообразить, что однажды в этом шуме случилась такая тишина, что Дева Мария, пришедшая за водой к колодцу, услышала голос Архангела: «Радуйся, Благодатная!» и весть о рождении от Неё Спасителя мира.
В том, что это произошло именно у этого колодца, сомнений нет: он до сих пор единственный в округе и по-прежнему питает весь город. В 12 веке над источником Приснодевы греки построили, а точнее, восстановили православный храм Благовещения или Церковь архангела Гавриила, которая и стоит здесь с той поры.
Сюда, к колодцу в расщелине скалы, приходил за водой весь древний Назарет. Несомненно, вместе с Богоматерью был здесь и Её Божественный Сын.
С припасёнными заранее пластиковыми бутылочками мы становимся в очередь к источнику. Глоток холодной ключевой воды - и душа откликается словами Пречистой Девы, произнесёнными в ответ Архангелу: «Да будет мне по слову Твоему!..»
В Назарете паломникам показывают остатки дома, в котором Дева Мария жила с Иосифом Обручником. На самом деле это пещера, над которой сейчас возвышается огромный католический храм. Во времена Спасителя почти все дома, особенно в такой провинции, как Назарет, были естественными пещерами в известковых скалах, обработанными и приспособленными для жилья. Это удобное и наиболее доступное для многих жилище спасало и от жары, и от холода.
Наш батюшка отец Серафим объясняет, что Обручником мужа Девы Марии плотника Иосифа называли потому, что в библейские времена девочек обручали чуть ли ни при рождении. Иосиф уже был стар, когда подросла его невеста, и мужем он был ей лишь по определению. Плотник, как говорит предание, хотя и происходил из рода царя Давида, не имел иного богатства, кроме шестерых детей от предыдущего брака. Девочек в ту пору выдавали замуж в тринадцать лет. К тридцати годам они становились бабушками, а к сорока, если доживали, – глубокими старухами. Неизвестно, когда умер святой Иосиф: последнее евангельское упоминание о нём связано с историей, когда маленького Иисуса забыли в Иерусалиме. Спасителю исполнилось в то время 12 лет.
Некоторые недоумевают: почему тогда в Евангелиях говорится о братьях и сёстрах Иисуса? Дело в том, что в греческом языке, в переводе с которого мы и получили Священное писание, слово «брат» обозначало не только родного, но и двоюродного, и сводного… Когда Спаситель умирал на голгофском Кресте, Он попросил апостола Иоанна быть Марии сыном, а Её – матерью любимому ученику. Если бы у Иисуса были родные братья и сёстры, было бы кому позаботиться о Богородице и без Иоанна.
…Над источником в Назарете висит икона Благовещения, написанная монахами Свято-Троице-Сергиевой Лавры – одна из многих русских икон в Святой земле. Другая – отражает событие, «егда прииде со тщанием Мать Господа к праведной Елисавете в град Иудов».
«Молимся в Палестине, стоим в России»
«Град Иудов» - это место, куда после получения Благой вести поспешила Богородица к Елисавете, будущей матери Предтечи Спасителя пророка Иоанна. Та приветствовала Марию радостным целованием, и «больший из рожденных женами» взыграл во чреве её.
Название Горняя указывает на расположение местожительства праведных Захария и Елисаветы – в горной части Иудеи (Южная Палестина).
Архимандрит Антонин (Капустин) купил здесь в 1871 г. два дома и обширную оливковую плантацию. Здесь был заложен русский Горненский женский монастырь. Первым сёстрам обители пришлось здорово потрудиться, чтобы превратить камни в цветущую территорию. Каждая монашенка должна была посадить и вырастить кипарис, миндаль и ещё несколько деревьев.
Вообще, отклоняясь от темы, хочу сказать, что русские монастыри в Святой земле - и Горняя обитель, и Гефсимания, и Спасо-Вознесенский на Елеоне – необыкновенно ухоженные и райски красивые и благодатные места. Сравниться с ними по красоте и ухоженности могут разве только отдельные католические храмы. И это не только моё утверждение. У подножия горы Елеон в Иерусалиме находится Гефсиманский сад, в котором Спаситель провёл последние часы перед заключением под стражу. На склоне горы, исторически бывшем продолжением сада, красуется нарядный семиглавый храм во имя равноапостольной Марии Магдалины. Характерные московские маковки и кокошники делают его не только одним из выразительнейших памятников Русской Палестины, но и своеобразной архитектурной «визитной карточкой» современного Иерусалима. Издалека церковь кажется горящей золотой капелькой, слезой Господней, скатившейся по склону горы к тому месту, где совершилось самое страшное за всю историю человечества предательство.
Воздвигнутый императором Александром III и его братьями, великими князьями Сергием и Павлом, в память об их матери императрице Марии Александровне, храм посвящён любимой ученице Христа. Именно она, первая вестница и смелая проповедница Его Воскресения, была небесной покровительницей русской императрицы.
Храм построили за три года. Для участия в торжественном освящении в Иерусалим прибыли великий князь Сергий Александрович и его супруга великая княгиня Елизавета Фёдоровна. Говорят, что восхищённая красотой этого благодатного уголка княгина сказала: «Как хорошо было бы жить и умереть здесь!».
Странную силу порой имеют наши слова и желания. После освобождения Алапаевска белыми войсками тела княгини Елизаветы Фёдоровны и инокини Варвары извлекли из шахты, куда, убив, их сбросили красноармейцы, и через всю Сибирь, а потом Пекин, Шанхай и морем, через Суэцкий канал, перевезли в Иерусалим. Ныне мощи святой великомученицы Елизаветы вместе с мощами инокини Варвары покоятся в храме Марии Магдалины.
На территории монастыря при археологических раскопках были обнаружены ступени, ведущие из деревни Бейтании (деревни бедных). По этой дороге в Иерусалим шёл Спаситель. Рядом находится пещера, в которой оставались двое учеников Христа во время его Моления о Чаше, а также камень, на который, по преданию, в утешение апостолу Фоме, опоздавшему на погребение Богородицы, она сбросила с небес пояс от своей Пречистой ризы.
Но вернёмся в Горненскую обитель. Растеряв и разбазарив в советские годы с таким трудом собранные православными подвижниками земли, мы всё ещё являемся обладателями немалых территорий. Наши паломники вслед за своими дореволюционными предшественниками с гордостью могут сказать: молимся в Палестине, но стоим ногами в России. Не прервалась тоненькая ниточка, связывавшая Святую землю с нашей родиной, и сейчас, пусть и не очень быстрыми темпами, но ведётся здесь строительство храмов. После приезда Святейшего Патриарха на Святую землю в 2000 г. в Горненском женском монастыре был практически достроен величественный собор в честь всех святых, в Земле Российской просиявших. Строительство этого собора в память о супруге, великом князе Сергее Александровиче, убитом эсером-террористом в 1905 г., начала ещё великая княгиня Елизавета Фёдоровна, возглавлявшая Императорское Православное Палестинское общество. До революции храм построить не успели, после неё строить было некому. И вот теперь великолепный храм, стоящий на холме, напоминает всем и о новомучениках российских. Его сияющие купола словно висят в воздухе.
Строительство заканчивала настоятельница монастыря матушка Георгия.
- Пятилетней девочкой она пережила Ленинградскую блокаду, - рассказывает нам наш гид Марина. - У неё погибли от голода родители. Почти умирающую девочку вывезли через Ладогу на Большую землю. Повзрослев, она выбрала стезю монашества и уже много лет несёт трудную ношу настоятельницы большого монастыря в Святой земле. В обители около шестидесяти монахинь. У горненских, как и других сестёр здешних русских монастырей, особая миссия: молитвенное предстательство у святых мест, особенно у самой великой святыни – Гроба Господня – за русскую церковь, землю русскую и русский народ.
Поскольку сегодня «чистый» четверг Страстной седмицы, многие наши паломники, отстояв утреннюю службу, которую вёл и наш московский батюшка, принимают святое Причастие. Среди немногочисленных прихожан – таких же приезжих, как и мы, стоят монахини - женщины в чёрных одеяниях и со светлыми лицами. Одна из них, обернувшись, словно ищет кого-то. У пожилой монахини необыкновенно доброе лицо и светящиеся мудростью глаза. Ни слова не говоря, она вдруг идёт мне навстречу и кладёт в ладонь большую просфору. Я благодарю матушку и спрашиваю соседей: кто это?
- Это же сама матушка Георгия! – с благоговением отвечает одна из молящихся.
Я благодарю Господа за очередной знак внимания и Божьей любви, которых в Святой земле каждый может получить столько, сколько способно вместить его сердце и разум.
(окончание в следующем номере)