Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Сказки второй болдинской осени
Николай Щербанов, кандидат филологических наук, член Оренбургской организации Союза писателей России
Осень 1833 года. Заканчивается путешествие А.С. Пушкина на Урал. 23 сентября поэт покинул Уральск, где прожил почти трое суток, и направился через Самару в Болдино. Впереди была тяжёлая, многовёрстная дорога в родовую вотчину предков...
Николай Щербанов, кандидат филологических наук, член Оренбургской организации Союза писателей России
Осень 1833 года. Заканчивается путешествие А.С. Пушкина на Урал. 23 сентября поэт покинул Уральск, где прожил почти трое суток, и направился через Самару в Болдино. Впереди была тяжёлая, многовёрстная дорога в родовую вотчину предков...
«Я и в коляске сочиняю», - сообщал он в письме к жене. Наступила вторая болдинская осень поэта. В голове роились замыслы: сказки «О рыбаке и рыбке» и «О мёртвой царевне и о семи богатырях», поэмы «Медный всадник» и «Анджело», повесть «Пиковая дама»... Без сомнения, какие-то строки этих произведений родились на уральской земле. Справедливо утверждение уральского поэта Г.Ф. Могутнова:
Он тороплив и озабочен:
«Скорей засесть, уединясь,
Поэта болдинская осень
Ещё в Уральске началась».
В созданных в этот период произведениях есть немалая доля впечатлений от поездки по местам, когда-то охваченным пугачёвским движением. Многое он почерпнул из красочных рассказов В.И. Даля, с которым встретился в Оренбурге. В.И. Даль хорошо знал быт уральских казаков, незадолго до этого он только что вернулся из длительной поездки по землям казачьего войска. В.И. Даль не мог не поделиться с поэтом своими впечатлениями о «здешнем крае», который «представляет смесь необыкновенного, странного, многообразного, хотя ещё и дикого...»
А.С. Пушкина в ярких рассказах В.И. Даля могли привлечь сведения об истории Яицкого войска, о «частых смутах, несколько раз здесь возникавших», о казачьих рыболовных промыслах, учуге, останавливающем красную рыбу, и наёмке, наконец, о самих уральцах, «непреклонных, безусловных чтителях старины»,
сохранивших «дониконовский быт, со всеми странностями своими, радушием и закоренелыми предрассудками».
У поэта сложилось мнение об Урале как о месте по-настоящему своеобразном, может быть, экзотическом, достойном художественного отображения, краем важных исторических событий, интересных социальных, культурных явлений и национальных взаимоотношений разных народов. Примечательно, что, вспоминая о пребывании А.С. Пушкина в Оренбургском крае, дочь В.И. Даля подчёркивала, что поэт «был поражён тем же, что поразило и отца по приезде в Оренбург: строем жизни на Урале. Пушкину показалось, что Урал - непочатый край, которым сочинитель может заняться. Он почувствовал, что Урал мог бы многое вызвать у него» («Русский архив». М., 1899, №5).
Самое пристальное внимание в осенние болдинские дни 1833 года было, по всей видимости, сосредоточено на основном труде - «Истории Пугачёва». Но всё-таки вначале - в первые две недели (1-14 октября) после приезда в Болдино – А.С. Пушкин создаёт «Сказку о рыбаке и рыбке».
По своему содержанию и составу персонажей эта сказка, казалось бы, совершенно не связана с историческим повествованием о Пугачёве. Более того, сюжет сказки взят поэтом из сборника сказок братьев Гримм, в частности, из померанской сказки «О рыбаке и его жене». В черновых рукописях поэта, относящихся к 1833 г., пушкиновед Т.Г. Цявловская расшифровала рисунок двух мужских голов как изображение Якоба и Вильгельма Гриммов. Сборник сказок был издан братьями Гримм в 1812 году. А.С. Пушкин был знаком с этой книгой в переводе на французский язык (1830).
Немецкая сказка дала поэту сюжетную основу, которую он самостоятельно развил. «Из деталей пушкинской сказки, - отметил фольклорист М.К. Азадовский, - в тексте Гриммов отсутствуют: мотив корыта (первое требование у Гриммов - новый дом), по-разному именуется рыбка, у Гриммов - Камбала, причём, у Пушкина опущено указание, что рыбка - заколдованный принц. Наконец, Пушкин значительно усилил мотив покорности мужа. В сказке Гриммов старик - только покорный муж, не смеющий ослушаться приказов жены и пользующийся вместе с ней дарами чудесной рыбы; у Пушкина - старик совершенно отделяется от старухи».
А.С. Пушкин исключил также из окончательной редакции своего текста сказки эпизод о старухе, ставшей «римской папой». Эпизод этот, имеющийся в немецкой сказке, показался поэту совершенно не соответствующим русскому строю жизни и исторической реальности.
В «Сказке о рыбаке и рыбке», создававшейся одновременно с «Историей Пугачёва», в какой-то степени нашли отражение некоторые проблемы исторического характера, волновавшие поэта в то время, в частности, вопрос о самозванстве, столь характерном и актуальном для русской истории 17 и 18 веков. Не является ли мудрая «Сказка...» А.С. Пушкина своеобразной реминисценцией на неудавшиеся притязания Е.И. Пугачёва на царское имя. Возможно, некоторые трагикомические эпизоды, связанные с Пугачёвым, царём Петром III, натолкнули А.С. Пушкина на создание сцен сказки, где старуха предстаёт в облике царицы. Так, в своих воспоминаниях В.И. Даль привёл интересный рассказ о реакции поэта на событие, произошедшее в церкви Бердинской станицы: «Пугач, ворвавшись в Бёрды, где испуганный народ собрался в церкви и на паперти, вошёл также в церковь. Народ расступился в страхе, кланялся, падал ниц. Приняв важный вид, Пугач прошёл прямо в алтарь, сел на церковный престол и сказал вслух: «Как я давно не сидел на престоле». В мужицком невежестве своём он вообразил, что престол церковный есть царское седалище. Пушкин назвал его за это свиньёй и много хохотал...»
В таком же пародийном ключе изображается в сказке и старуха-царица:
«В палатах видит свою старуху.
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вина,
Заедает она пряником печатным...»
Царственность старухи здесь чисто внешняя и показная, как и у Пугачёва.
Из многочисленных притязаний жадной старухи бессловесного и покорного старика особенно возмущает её желание стать царицей. И главный аргумент здесь следующий: старуха не может быть царицей, так как она невежественна и не образованна:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь.
Насмешишь ты целое царство». -
А.С. Пушкину была известна и драматическая судьба казачьей лжецарицы Устиньи Кузнецовой, второй жены Пугачёва, фантастическое «царствование» которой продолжалось всего три месяца. О казачьей «царице» А.С. Пушкин услышал в Бёрдах от Бунтовой: «Устинью Кузнецову взял он (Пугачёв. - Н.Щ.) насильно, отец и мать не хотели её выдать, она-де простая казачка, не королевна, как ей быть за государем». Для «императрицы» был выбран лучший в Яицком городке дом, в который она была помещена со всем её «придворным штатом», «фрейлинами», караулом и множеством других служителей.
В «Истории Пугачёва» А.С. Пушкин из отдельных кратких, разрозненных сведений высветил образ простой казачки из уральских куреней, вознесённой судьбой в ранг царицы и низвергнутой рабыней-наложницей в тёмные казематы далёкой Кексгольмской крепости.
Разумеется, образы старухи-царицы из «Сказки о рыбаке и рыбке» и казачьей «царицы» из «Истории Пугачева» совершенно не сопоставимы. Но общий итог «царствования» обеих одинаков: сказочные превращения закончились крахом - «разбитым корытом».
Для обозначения волшебства чудесной рыбки в сказке А.С. Пушкина используется эпитет «золотой». В уральском фольклоре этот эпитет символизирует богатство и изобилие. Так, в казачьей песне образ реки олицетворяет вольность и неисчерпаемость природных даров:
«Яик ты наш, Яикушка,
Яик, сын Горынович!
Про тебя ли, про Яикушку,
Идёт слава добрая.
Про тебя ли, про Горыныча,
Идёт речь хорошая,
Золочено у Яикушки
Его было донышко,
Серебряны у Горыныча
Его круты бережки...»
То же и в пословицах: «Яик - золотое дно», «Не житьё, а Яик».
Возможно, подобные песни и устные речения, услышанные поэтом на Урале в сентябре 1833 года, повлияли каким-то образом на обозначение сказочной рыбки. Но одно несомненно: древняя казачья река была сказочно богата. «По словам стариков, - подчёркивал поэт в примечании к описанию учуга (решетки, перегораживающей Урал), - прежде так бывало много в Урале рыбы, что от напору оной учуг ломался, и её прогоняли назад пушечными выстрелами с берега».
О важности и ценности уральских впечатлений для поэта говорят и строки его письма к жене из Болдино (2 сентября 1833 г.): «Последнее письмо моё должна ты была получить из Оренбурга. Оттуда поехал я в Уральск - тамошний атаман и казаки приняли меня славно, дали мне два обеда, подпили за моё здоровье, наперерыв давали мне известия, в которых имел нужду, и накормили меня свежей икрой, при мне изготовленной».