Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Душе потребна тишина
Протопресвитер Александр Шмеман, выдающийся проповедник и богослов, один из известнейших священников XX века, декан Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке
Протопресвитер Александр Шмеман, выдающийся проповедник и богослов, один из известнейших священников XX века, декан Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке
Во время поста мы посещаем церковные службы, постимся и молимся в определённое время, но всем этим мы ещё не исчерпываем постного подвига. Для того чтобы всё это было действенным и плодотворным, требуется поддерживать его всей нашей жизнью. Иными словами, нужно вести такой образ жизни, который не был бы противоположностью посту, не раздваивал бы наше существование. В прежние времена всё общество подчинялось известному ритму жизни, правилам, которые постоянно напоминали о Великом посте. В России стоял великопостный звон церковных колоколов, театры были закрыты, и прекращались великосветские приёмы во дворцах. Сами по себе эти внешние правила не могли возбудить в человеке покаяния и направить его на более активную религиозную жизнь. Но создавалась известная великопостная атмосфера, которая облегчала личное, индивидуальное усилие.
Мы не живём в православном обществе, и поэтому общественная жизнь в наши дни не может создать великопостной атмосферы. Окружающий нас мир не изменяется во время Великого поста. Поэтому от нас требуется еще новое, добавочное усилие, необходимость ещё раз обдумать религиозную связь между внешней и внутренней жизнью. Основы христианского мировоззрения закладываются в нас в первую очередь дома, в быте и духе семейной жизни. Не в школе, даже не в церкви, а в семье образуется то мировоззрение, которое вначале может быть даже бессознательным, но которое, в конце концов, становится решающим фактором всей нашей жизни. Что же должно и можно сделать в Великий Пост в семье и дома?
Все согласятся, что семейный образ жизни радикально изменился под влиянием радио и телевидения. Не нужно никуда выходить или выезжать, чтобы знать, что делается на свете. Весь мир постоянно у нас на глазах. Но это приводит к исчезновению опыта в нахождении своего внутреннего мира, красота существования которого просто исчезает из современной культуры. Там, где этого не делает телевидение, его место заполняет музыка. Она превращается в музыкальный фон разговоров, чтения, занятий и т.д. Эта необходимость в постоянном слушании музыки показывает неспособность современного человека наслаждаться тишиной, воспринимать её не как полную пустоту, а как условие для обретения самого подлинного в нашей жизни.
Если христиане прежних времён жили по большей части в мире тишины и молчания, дававших им возможность полностью сосредоточиться на внутренней жизни, то современные христиане должны делать особые усилия, чтобы восстановить ту атмосферу существенно нужного молчания и тишины, необходимых для соприкосновения с потусторонним миром. Таким образом, проблема радио и телевидения — это не побочный вопрос, а в каком-то смысле вопрос духовной жизни и смерти. Надо понять, что невозможно делить жизнь между великопостной светлой печалью и переживанием модного фильма или спектакля. Эти два переживания несовместимы, и одно из них окончательно подавляет другое. При этом более вероятно, что модный фильм скорее одолевает светлую печаль поста, и наоборот, обратное может произойти только с приложением особых усилий. Поэтому первый великопостный обычай, который можно предложить, - это решительное сокращение радио и телевидения во время поста. В данном случае мы не смеем предложить совершенный пост, т.е. полное воздержание, но хотя бы аскетический, т.е. максимально возможное воздержание от этой привычки. Например, ничего нет дурного в том, чтобы продолжать слушать новости или серьёзные передачи, обогащающие нас духовно и интеллектуально. Но что должно быть прекращено — это так называемая прикованность к телевизору, растительное существование человека в кресле, прикованного к экрану, пассивно поглощающего всё, что ему показывают. Когда я был ребёнком (а это было время до появления телевидения), моя мать обычно запирала рояль на первой, четвёртой и седьмой неделе Великого поста. Это сохранилось в моей памяти ярче, чем длинные великопостные богослужения, и даже теперь, когда я слышу постом по радио музыку, это оскорбляет меня как кощунство. Это личное воспоминание служит только иллюстрацией того, какое впечатление производит в детской душе внешнее решение, сознательно принятое взрослыми. Речь идёт не просто об отдельном обычае или правиле, но о живом опыте, оберегающем время Великого поста, о котором надо всё время помнить, чтобы не утерять, не исказить и не нарушить его. Здесь так же, как и при употреблении постной пищи, одно воздержание недостаточно: оно должно иметь свой положительный противовес.
Великопостная тишина, созданная отсутствием светского шума и нарушаемая только допустимым слушанием новостей, должна быть заполнена положительным содержанием. Душа наша питается молитвой, но разум наш тоже нуждается в пище; именно разум современного человека подвержен непрестанной долбёжке средств массовой информации. Поэтому мы тоже предлагаем добавить умственное усилие к чисто духовному. В повседневной жизни мы пренебрегаем столькими шедеврами, столькими замечательными плодами человеческой мысли, воображения и творчества только потому, что гораздо легче и проще, вернувшись с работы домой, уставши физически и умственно, включить телевизор или погрузиться в совершенную пустоту иллюстрированного журнала. Вместо этого следовало бы заранее составить себе программу на время Великого поста. Составить список полезных книг, которые надо было бы прочитать. Нет необходимости, чтобы все эти книги были религиозного содержания. Не все люди призваны быть богословами. Но в то же время в лучших произведениях литературы заложено столько богословских мыслей, а всё, что обогащает наш разум, всякий плод настоящего творчества, благословляется Церковью и, правильно воспринимаясь, приобретает духовную ценность. Мы помним, что четвертое и пятое воскресенья Великого поста посвящены памяти двух великих учителей христианской духовной жизни: святого Иоанна Лествичника и преподобной Марии Египетской. Надо понять, что в образе этих двух святых Церковь явно указывает нам, что то, чего она ждёт от нас Постом, – это обогащение нашего духовного и умственного внутреннего мира. Чтение и духовное размышление могут помочь нам обрести этот внутренний мир и его радость. Современный секулярный мир не даёт нам вкусить этой радости, настоящего призвания человека, проявляющегося во внутреннем, а не во внешнем мире; но без этой радости, без понимания Великого поста как пути в глубину нашего человеческого существа, Великий пост теряет своё значение.