Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
«Баламут» дарит надежду
Нет, не квартирный вопрос испортил обитателей типичной коммуналки типичного советского, отнюдь не столичного городка. На новом спектакле татарского театра драмы имени М. Файзи «Баламут» возникает другой вопрос: а почему, собственно, мы должны считать этих людей испорченными? Давайте разбираться…
Нет, не квартирный вопрос испортил обитателей типичной коммуналки типичного советского, отнюдь не столичного городка. На новом спектакле татарского театра драмы имени М. Файзи «Баламут» возникает другой вопрос: а почему, собственно, мы должны считать этих людей испорченными? Давайте разбираться…
Ризван Хамид написал свою комедию где-то в семидесятых и счёл своих героев, правдами и неправдами добивающихся права на освободившуюся комнату, достойными сатиры (хотя этого колючего жанра заслуживали тогда многие вышестоящие лица). Но Растам Абдуллаев, заслуженный деятель искусств России и Татарстана, прочтя её сегодня, увидел в «Баламуте» совсем-совсем другое. Как ему удалось из нищенского быта, безрадостного и бесперспективного существования плывущих невесть куда в перегруженном ноевом ковчеге сделать духоподъёмный праздник? Талант… Даже содружество талантов: с режиссёром в полном взаимопонимании поработала художник Нина Орехова, балетмейстер заслуженный артист России Сергей Тишков и отличный ансамбль актёров.
Набор персонажей в «Баламуте» не блещет оригинальностью: комендантша-общественница, маленький начальник, подкаблучник жены и их дочь, плавающая в розовом тумане своей юности, молодая мать-одиночка, студент, модная дива квартала… Кажется, что здесь может вдохновить исполнителей? А вот вдохновило! Театр увидел в своих героях людей, которым нестерпимо тесно в их социальных «амплуа». Такова прежде всего тётушка Аниса в исполнении заслуженной артистки России Люции Абдуллаевой. Если помните, гоголевскому Кочкареву неуёмной его энергии не хватило даже на одного Подколесина, а вокруг Анисы вращаются все жильцы девятиэтажки с их отбывающими и прибывающими родственниками. Она успевает контролировать жизнь всех окрестных строений, которые имели несчастье попасть в зону обозрения её адмиральского бинокля. Темперамент тётушки Анисы именно общественный. И дело не в одном её бескорыстии. Актриса такого масштаба, как Люция Абдуллаева, несёт не только «зерно роли»: как будто мимоходом она «рассказывает» о своей героине массу подробностей, которые делают характер живым и объёмным. Так было и в «Баламуте»: пауза, длившаяся мгновение, и лёгкий взмах руки («а, ерунда!» в переводе на язык слов) намекнули внимательному зрителю на возможно лирическую предысторию взаимоотношений тётушки Анисы и Старика, ещё раз убедив: комендантше необходим и интересен только стратегический простор! Вихрем пронеслась перед нами эта воительница, не исчерпав, кажется, и половины своих возможностей.
По-своему интересны супруги Шахсенем – заслуженная артистка Татарстана Нурия Фатыхова и Акнаф Камалиевич – Динар Саляхов. Шахсенем подчёркнуто уважительна к мужу перед другими и ни в грош не ставит его наедине. Это требует от героини недюжинных актёрских способностей и, как вы понимаете, актриса щедро наделяет её своими. В послужном списке Нурии Фатыховой таких ролей достаточно, и остаётся только удивляться, как для каждой она находит свежие краски, неожиданные реакции, которые невозможно предугадать. Внезапный бунт супруга изумляет её, лишает голоса (чего ни при каких обстоятельствах с ней не могло случиться), даже страх затрепетал в её глазах. Но и при полной перемене участи Шахсенем не отказывается от своих намерений, умно учитывая изменившиеся условия игры. Великолепен в своём бунте Акнаф Камалиевич Динара Саляхова! Не только жену, нас он заставляет вздрогнуть, когда вдруг обретает громовой голос и, распрямляясь, вырастает на глазах зрителей в гиганта, играющего мускулами. Но главное - он меняется внутренне! Тонкий дар комического проявился в этой роли с блеском. Актёрский дуэт Нурии Фатыховой и Динара Саляхова – одна из несомненных удач спектакля. Правда, неудач в нём нет. Нельзя не порадоваться за театр, глядя на молодое актёрское поколение. В равной мере точно сыграны два контрастные характера соседок-соперниц Алиёй Имашевой (Рая) и Мунирой Ягафаровой (Райса). Простодушная Райса, озадаченная своим неожиданным материнством, совсем не задумывается о том, как выглядит. И как же она хороша в своей естественности молодой энергии, которую не могут до конца поглотить заботы о малыше, в своей несгибаемости, с которой держит круговую оборону против всех напастей так трудно начавшейся жизни. Есть подозрение, что не меньше простодушия и в Рае - Алие Имашевой, просто у неё другой «имидж»: она такая модная, такая раскованная и такая отвязанная… Но Рая не умеет пользоваться своими преимуществами, так что советы тётушки Анисы оказываются не лишними.
Однако всё, о чём мы рассказали, только половина спектакля и, рискнём заметить, даже не главная. Стычки, схватки (даже рукопашные!), конфликты соседей по ковчегу то и дело срываются в танец. Это не украшение сценического действия, это его органичное продолжение. Более того: именно в танцах до конца раскрывается характер каждого персонажа, выражается суть взаимоотношений. Особенно красноречивы в этой темпераментной пляске Рая и Райса. Но она вовлекает в искрящийся юмором, весёлостью круг и малого – Резеду (Маргарита Сабитова) с Реналом (Алмаз Мустафин) и Парнем (Ильдар Байменов), и старого (Старик – Ильфат Гумаров). И даже рациональное среднее поколение! Вряд ли Никматзян, внушительно сыгранный заслуженным артистом Татарстана Айратом Хабибуллиным, пришелец из нравственно здоровой (не будем спорить с одной из наших любимых аксиом) деревни имел бы успех со своим явно резонёрским текстом, если бы не стал вторым полюсом танцевального марафона.
Радость и надежда – вот две ноты, особенно сильно прозвучавшие в «Баламуте». Но ни радость, ни надежда не переплеснули бы через рампу, не зажгли бы зрительный зал, если бы не отличный актёрский ансамбль. Исполнители – все! – безусловно, профессиональны, эмоционально заразительны и завидно артистичны.