Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
«Театр в Тополёвом саду необходим городу»
Татьяна Судоргина
Татьяна Судоргина
«Световые эффекты раздражали зрителя»
С 1904 года на территории нынешнего парка «Тополя» действовал летний театр.
Постановлением городской думы от 12 февраля (25 февраля по новому стилю. - Т.С.) 1914 года Тополёвый сад до 12 февраля 1920 года сдан в арендное содержание Андрею Степановичу Волкову «с правом содержания летнего театра и ресторана 1 разряда».
В первые весенние дни 1914 года хроникёр «Оренбургской газеты» сообщал: «Арендатор Тополёвого сада А.С. Волков, который возвратился из Москвы, в качестве главного режиссёра летнего театра пригласил старого знакомого оренбуржцев А.М. Звездича, последнему господин Волков поручил сорганизовать всю труппу». В середине апреля жителей степного края известили: «Третьего дня (т.е. 13 апреля. – Т.С.) в Оренбург прибыл А.М. Звездич, который лет пятнадцать назад подвизался на сцене городского театра. Он тотчас же отправился в летний театр, где по его указанию началось приспособление сцены, устройство аппарата для сценических световых эффектов и прочее…»
Театральная афиша гласила: «Городской Тополёвый сад и театр. Дирекция А.С. Волкова. Сегодня, 1 мая, открытие театра. Представлена будет пьеса «Счастливец» - комедия в 4-х действиях, сочинение В.И. Немировича-Данченко. Оригинальная постановка главного режиссёра А.М. Звездича. Театр заново отремонтирован, новые приспособления электрического освещения, необходимые эффекты световые, новая мебель, бутафория, роскошные костюмы, новые декорации. Начало спектакля ровно в 8,5 часов вечера. Лица, взявшие билеты в театр, за вход в сад не платят. Вход в сад - 25 копеек (для сравнения: пуд картофеля стоил тогда 30-40 копеек. - Т.С.)».
Местный театрал утверждал: «С 20 апреля труппа усиленно репетировала, дабы достойным образом предстать перед оренбургской публикой, которая всегда отличалась особенной любовью и уважением к театру. Имена героини Мирской и героя-любовника Выговского говорят за то, что перед нами труппа серьёзная. Во главе дела стоит опытный режиссёр А.М. Звездич. Можно быть уверенным, что летний театр будет иметь успех у оренбуржцев».
Тем не менее очень скоро ведущий рубрики «Театр и музыка» в «Оренбургской газете» писал: «Для первого своего выхода А.М. Звездич поставил пьесу Гарина «Моряки», где он выступил в роли адмирала Качаунова. Выбор пьесы можно назвать удачным, так как она даёт богатый материал для актёра, хотя не представляет никакого интереса в художественном отношении. О постановке, к сожалению, приходится сказать, что она далеко не блещет достоинствами. Декорации второго акта производили жалкое впечатление, а световые эффекты третьего акта лучше было бы вместе с морской сиреной, завывающей диким воем, совершенно уничтожить, ибо они не только смешили и разбивали целостность настроения, но прямо раздражали зрителя…»
«Причину пожара установить не удалось»
На общем собрании артистов летнего театра Тополёвого сада 10 мая (23 мая по новому стилю. - Т.С.) 1914 года решено «открыть Оренбургский отдел Императорского театрального общества, председателем отдела избран Выговский, секретарём - Горев».
А вскоре газеты информировали: «13 мая (26 мая по новому стилю. - Т.С.) в 4 часа утра сгорел летний театр в Тополёвом саду. Причину пожара установить не удалось. Существует предположение, что театр погиб от поджога. Это предположение основано на том, что во время пожара арестован какой-то железнодорожник, который неизвестно почему попал в театр. Театр застрахован в городском страховом обществе на 15 тысяч рублей, премию получит город. В огне погибло много костюмов и вещей артистов.
В тот же день состоялось собрание труппы - антрепренёр А.С. Волков заявил, что всем артистам будет заплачено до 14 июня. Постройка нового театра протянется не менее месяца.
Осиротевшая труппа предполагает давать спектакли в городском театре, если последний будет сдан им недели на 2-3. Управляющий губернией барон Д.О. Тизенгаузен заявил режиссёру А.М. Звездич, что он будет просить антрепренёршу Малиновскую о бесплатной уступке театра пострадавшей труппе».
На 15 мая в городском театре был назначен благотворительный спектакль, один из сотрудников «Оренбургской газеты» оповещал: «Труппа сгоревшего театра в Тополёвом саду ставит «Грозу» А.Н. Островского. Положение труппы критическое. Надеемся, что оренбургская публика пойдёт навстречу пострадавшим».
Делясь впечатлениями, местный журналист писал: «Состоялся спектакль, данный труппой сгоревшего летнего театра в свою пользу. Присутствующий на спектакле управляющий губернией барон Д.О. Тизенгаузен пожертвовал 50 рублей, городской голова В.Н. Ладыгин - 25 рублей. В общем, за вычетом всех расходов, чистая прибыль спектакля выразилась в 135 рублей».
«Труппа потерпела громадный ущерб»
Согласно свидетельству современника, открывая очередное заседание оренбургской думы, городской голова в конце мая 1914 года доложил о том, что «В Тополёвом саду почти мгновенно сгорел летний театр. В настоящее время предстоит решить вопрос о том, строить ли городу сейчас же деревянный театр или этот вопрос отложить до осени.
Далее городской голова говорит, что у него была депутация от осиротевшей драматической труппы и просила его ходатайствовать перед думой о бесплатном отпуске электрической энергии в городской театр на те спектакли, которые эта труппа будет давать там, дабы просуществовать до нового театра или набрать себе на дорогу. Труппа от пожара потерпела громадный ущерб.
Начинаются прения. Гласный И.А. Рябцев не доволен тем, что летний театр был застрахован в городском страховом обществе: такие строения опасно брать на страховку. Рябцеву объясняют, что страхование здания театра – право арендатора.
Член управы Ф.К. Шморель рекомендует думе не строить летний театр в том виде, в каком он был до сих пор. По его мнению, следует постройку театра отложить до осени, а не спешить с ней сейчас.
Городской голова говорит, что если строить более безопасный театр, то с этой постройкой не надо спешить. Этого же мнения придерживается строительное отделение управы.
Дума определяет вопрос о постройке летнего театра отложить до осени.
По вопросу об удовлетворении ходатайства труппы о бесплатном отпуске электрической энергии в городском театре городская дума определяет удовлетворить ходатайство, но с тем, чтобы число этих спектаклей не превышало десяти».
Вскоре стало известно, что «Императорское театральное общество прислало труппе сгоревшего летнего театра ссуду в 500 рублей (под векселя). Ссуда будет распределена между всеми артистами с тем, что этот долг будет возвращён в течение 6-ти месяцев».
Бюджетно-финансовая комиссия перед тем, как передать в городскую думу, ознакомилась с заявлением арендатора Тополёвого сада А.С. Волкова, который, «ссылаясь на гибель летнего театра, просит в текущем году уменьшить арендную плату с 6 тысяч до 3-х тысяч рублей. После непродолжительных прений комиссия постановила высказаться за понижение арендной платы до 4-х тысяч рублей».
На заседании городской думы 29 мая 1914 года, когда рассматривалось ходатайство А.С. Волкова, согласно информации корреспондента «Оренбургской газеты» В. Павловича, события развивались следующим образом: «Гласный Кононов заявил: «А не поёт ли арендатор Лазаря? Дело в том, что он в этом же думском зале мне говорил, что театр ему не нужен, так как он заинтересован в шантане».
Дума определяет согласиться с мнением бюджетно-финансовой комиссии.
Городской голова докладывает ходатайство бутафора и парикмахера сгоревшего театра о пособии.
Гласный Панкратов сказал: «Дума арендатору скинула. Пусть потерпевший к нему же обратится за пособием».
«Знание ролей - есть вещь первостатейная»
На афишах Тополёвого сада сначала появились дополнения к информациям о концертных программах: «В непродолжительном времени на открытой сцене труппой драматических артистов под режиссёрством А.М. Звездича ежедневно представлены будут МИНИАТЮРЫ». Затем последовало утверждение: «С первого дня святой Троицы в Тополёвом саду открывается театр миниатюр».
Назвав свою заметку «Театральные вести», корреспондент «Оренбургской газеты» в конце мая сообщал: «25 и 26 мая большая часть труппы сгоревшего летнего театра даёт в городском театре два спектакля - «Цена жизни» и «Игра в любовь». С 1 июня эта часть труппы будет давать спектакли в перестроенном в настоящее время ресторане Беловского вокзала. Другая часть труппы на открытой сцене Тополёвого сада организует театр миниатюр».
Побывав на спектаклях, житель губернского центра записал: «25-27 мая были представлены две миниатюры «То было раннею весной» - шутка в одном действии А. Саксаганской и «Первые шаги» - пьеса в одном действии, перевод с немецкого Н.А.З. Миниатюры каждый вечер повторялись два раза: первый сеанс - около 9 часов вечера и второй - около 10 часов вечера.
При будущих постановках советуем артистам принять во внимание то, что при исполнении миниатюр, знание ролей - есть вещь первостатейная. К недосмотру господина режиссёра или, вернее, к последствиям пожара, надо отнести неподходящие костюмы исполнителей.
В общем, администрация Тополёвого сада недаром берёт с посетителей 25 копеек за вход. Оренбургская публика всё это учла и не оставляет Тополёвый сад своим посещением».
На первой полосе «Оренбургской газеты» тогда же периодически стали появляться анонсы спектаклей нового театра «Городской вокзал Белова». Товарищество русской драмы под управлением И.И. Выговского».
Тем временем по городу распространялась весть о том, что «Арендатор Тополёвого сада А.С. Волков за пьесы, шедшие в сгоревшем театре на открытой сцене и в шантане, задолжал союзу драматических писателей свыше 300 рублей. Агент союза Губанов обратился в полицию с просьбой составить протокол. Волкову грозит тюремное заключение». Но, судя по всему, Андрей Степанович избежал столь печальной участи.
Сожалея, корреспондент «Оренбургской газеты» в конце июня 1914 года извещал о завершении гастролей: «В Тополёвом саду закончились спектакли театра миниатюр. Шёл известный фарс Мясницкого «Я умер», разыгранный, как и все предшествовавшие этому спектаклю пьесы, очень дружно при полном отсутствии балаганного шаржа».
Буквально через два дня последовала оптимистическая информация: «Окончившиеся было спектакли театра миниатюр в Тополёвом саду, снова возобновляются. А.С. Волков пригласил оставшуюся без дела труппу и предложил играть на открытой сцене до 1 сентября. Для открытия вновь возобновлённого сезона будут поставлены пользующиеся повседневным успехом две миниатюры: «Рыцарь индустрии» и «Страничка романа».