Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Дочь своей эпохи и страны
Наталья Свирина, искусствовед
25 декабря 1998 года исполняется 80 лет со дня рождения оренбургской художницы Мунавары Габдульбаровны Газизовой (1918-1993 гг.)
В творчестве каждого мастера индивидуальные особенности реализуются в формах, принятых временем стиля и направления. Именно так можно объяснить особенность творчества М.Г. Газизовой, не ограничивая его оценкой чисто живописных достижений. Не менее важно увидеть художника с более широких - общекультурных и социальных позиций, поскольку ее творчество и ее личная судьба находились в русле жизненных проблем той страны, в которой она жила, - советской России, образуя вместе нерасторжимое единство.
Детские годы, проведенные в Казанском детском доме, куда ее отдала мать, не имея возможности прокормить в глухом татарском селе после смерти мужа, были хоть и испытанием, но не лишенным многих положительных моментов. Это было начало 30-х годов, время искренней веры в светлое будущее, небывалого душевного подъема. В детском доме жил дух коммуны, коллективизма. В свободное от учебы время устраивались конкурсы, соревнования, смотры художественной самодеятельности. Уже тогда Мунавара всем другим занятиям предпочитала рисование: делала рисунки к сказкам, оформляла стенную газету. Одну из таких ее стенгазет увидел как-то Муса Джалиль (в то время редактор детского татарского журнала "Октябрь баласы", издававшегося в Москве), оказавшийся проездом в Казани. К живописи он был неравнодушен, поскольку сам неплохо рисовал и в свое время, учась в медресе Хусаиния в Оренбурге, даже участвовал в городских выставках живописи самодеятельных художников. Заметив художественные способности Мунавары, он говорит об этом преподавателям, а ей советует ехать учиться в Москву, обещая свою поддержку.
Много загадок у того времени. Голодный, измученный разрухой и неустроенностью народ максимально проявляет свои способности и дарования, стремится к прекрасному и одухотворенному, пренебрегает бытом ради идей и идеалов. Причем многие таланты - выходцы из детских домов, где оказывались не только по причине сиротства, но и в целях спасения от голодной смерти. Впоследствии же детдомовцы не просто выходили "в люди", но часто достигали больших высот. Так, в одно время с Газизовой воспитывался в Казанском детдоме будущий известный композитор Яруллин, автор знаменитого во всем мире балета "Шурале". По воспоминаниям Мунавары Габдульбаровны, "это был щуплый и болезненный мальчик, уже тогда обладающий непреодолимой тягой к музыке. Он постоянно подходил к старому пианино, стоявшему в актовом зале и запертому на огромный замок, приподнимал крышку и, просунув в щель худенькие пальчики, пытался наигрывать мелодии"...
Через несколько лет Мунавара приезжает в Москву и поступает в Художественный институт имени Сурикова. Здесь она учится в мастерской знаменитого монументалиста Александра Дейнеки, изучает музейные коллекции, совмещая занятия с работой (известно, что она делала в Москве стенную роспись). В 1941 году Мунавара заканчивает институт и едет по направлению в город Фрунзе.
Несмотря на войну и внезапное закрытие художественного училища, куда она приехала преподавать, Газизова провела во Фрунзе два очень творчески напряженных года. Она работает во фрунзенском товариществе "Художник", делает массу зарисовок строящегося на глазах Чуйского канала - гордости военной пятилетки, устраивает персональную выставку своих работ, принятую с большим интересом и энтузиазмом.
В 1943 году Газизова возвращается в Оренбуржье к больной матери и включается в жизнь советской деревни, работая учетчиком в тракторной бригаде и делая многочисленные натурные зарисовки, послужившие материалом к будущей картине.
С конца 1944-го она переезжает в Оренбург, где протекает вся ее последующая творческая деятельность. Через три года Мунавара пишет "Молотьбу" - грандиозное монументальное полотно, составляющее сейчас основу постоянной экспозиции оренбургского искусства в областном музее изобразительных искусств. Вступает в Союз художников, избирается председателем правления оренбургской организации, председателем художественного совета. В 1951 году работа М.Г. Газизовой "Первые буквы", экспонированная на республиканской художественной выставке в Москве, удостаивается Диплома I степени, картину покупает Министерство РСФСР. К сожалению, судьба произведения в настоящее время неизвестна, осталось лишь его краткое словесное описание: "Вечер. Ярко освещенная просторная комната. За столом в окружении взрослых -первоклассник. Первые буквы, первые шаги в удивительную страну знаний... Теплые, преобладающие красные тона картины создают мажорный настрой, передают глубокую веру художницы в счастливое будущее всей нашей советской многонациональной семьи".
Любование настоящим, вера в будущее, теплый радужный колорит - отличительные признаки ее картин. Этим, как и самими темами своих работ - "Счастливое материнство", "Девушка с цветами", "Семья", "Радостные" - Газизова стремилась к поэтическому осмыслению жизни, к гармонии художественного образа, основанного на созерцани истины и красоты. В искусстве она невольно ищет некий идеал, в противовес, может быть, собственному несложившемуся семейному счастью. Чуткая, деликатная, в высшей степени интеллигентная по натуре, Мунавара Габдульбаровна не была "пробивным" человеком ни в жизни, ни в искусстве. Творчество было для нее той отдушиной и тем спасением, которые давали ей силы, укрепляли в жизни духовно.
Мать и дитя - любимая тема Газизовой - воплощает в своем единстве идею продолжения рода человеческого и связана с огромной теплотой ее личного материнского чувства. Не менее важна в творчестве художницы тема труда. Она всегда стремится показать значительность простого человека, подчеркнуть его внутреннее достоинство. Очень показательно в этом отношении одно из лучших, на мой взгляд, ее произведений "Хозяйка земли" (1972, б., гуашь), в котором образ женщины-труженицы приобретает монументальное и символическое звучание. И кроме того, М.Г. Газизова несомненно стала выразителем определенных национальных качеств в искусстве. Это сказалось как в выборе моделей и героев для своих произведений (многочисленные графические портреты простых казахов, серия портретов деятелей татарской культуры), так и в некоторых чертах, присущих национальному художественному мышлению, например, особенностях колорита.
Несомненно, творчество Мунавары Габдульбаровны Газизовой, оставившее значительный след в истории оренбургского искусства, оказалось существенным и для национального художественного самосознания, явилось яркой страницей национальной культуры.
Фото Ларисы Терентьевой.
При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.